Когда ребенок начинает гулить и агукать: возраст, предпосылки, как научить

когда ребенок начинает гулить и агукать Дети

Без сомнения, каждый родитель с нетерпением ждет, когда ребенок начинает гулить. Гуление – это новый этап в развитии малыша. Это значит, что младенец пытается общаться с родителями и со всем внешним миром с помощью звуков, которые есть не что иное, как первые зачатки осмысленной речи. Конечно же, это – событие!








У педиатров есть на этот счет специальный график. По тому, когда начал гулить ребенок, они определяют, нормально ли развивается малыш или с отставанием. Конечно, это во многом условный и усредненный график, так как здесь необходимо учитывать индивидуальное развитие малыша, а оно у всякого крохи свое собственное, но все же он очень важен. Его следует знать и родителям. И – предпринимать меры, чтобы их малыш, что называется, не выбивался из графика.

Итак, когда же ребенок начинает агукать и гулить?

Вначале – агуканье

Перед тем, как начать гулить, ребенок вначале агукает. Агуканье – это самые первые попытки малыша общаться с миром с помощью звуков. Что это такое? Если с момента рождения кроха лишь плакал и кряхтел, то примерно с месячного возраста он начинает произносить отдельные отчетливые звуки. Это – гласные: «ы», «я», «а», «о», «у», «уа». Малыш выговаривает их с помощью гортани, и потому звуки получаются не слишком отчетливыми и больше похожими на «агу». Вот потому-то этот процесс и называют агуканьем.

Нормальный, здоровый ребенок агукает часто и с удовольствием: проснувшись ночью, при виде родителей, когда мама или папа с ним общаются. Агуканье – нормальный, естественный и необходимый этап взросления малыша. Вместе с агуканьем развиваются слух, зрение и голосовой аппарат крохи.

Впрочем, это очень непродолжительный этап: он длится в среднем около месяца, после чего сменяется более сложным и длительным этапом – гулением.

Подробнее о гулении

Гуление – это более сложно по сравнению с агуканьем. Если при агуканье малыш произносил исключительно гласные звуки, то теперь он пытается добавлять к ним звуки согласные (в основном, глухие, малышу их легче выговаривать). По сути, кроха начинает произносить полноценные слоги: «гы», «кы», «кхы», «пы», «гу» и др.

Вот это и есть гуление. Конечно, его нельзя еще считать задатками осмысленной речи. Назначение гуления в другом – оно тренирует речевой аппарат малыша, причем, это следующий, более сложный этап в сравнении с агуканьем.

Ну и, кроме того, гуление – это способ общения малыша с миром и другими людьми. Вначале ребенок гулит непроизвольно (рассматривая, например, игрушку), но очень скоро он начинает делать это вполне осмысленно. Например, когда видит родителей, когда папа с мамой с ним разговаривают или когда малыш видит что-то интересное. Зачастую кроха с удовольствием гулит под песенку или мелодию, как бы пытаясь подпевать.

Самым пиком гуления у малыша является трехмесячный возраст. Затем оно постепенно сходит на «нет», и ближе к полугоду малыш делает попытки произнести первые настоящие слоги. В основном, используя губные согласные «м», «б», «п». Их малышу легче выговаривать. Вот почему самые первые детские слова – это «мама», «папа», «баба».

Как помочь малышу агукать и гулить

в каком возрасте ребенок начинает гулить Не следует считать, что агуканье, равно как игуление для ребенка – это забава и потому оно совсем неважно. Наоборот, и то, и другое имеет очень большое значение для нормального развития малыша. С помощью агуканья и гуления ребенок учится говорить, общаться с другими людьми и постигать мир. Поэтому родители должны всячески помогать своему малышу осваивать эти важнейшие процессы.

Конечно, специально научить ребенка агукать и гулить нельзя. Равно как и насильно заставить. А вот развивать у крохи эти умения – можно и нужно. Как это лучше сделать?

  1. С малышом нужно постоянно общаться. Причем, не только с помощью прикосновений, но и с помощью звуков. Мама (да и папа тоже) должны все время разговаривать с ребенком: во время кормления, купания, пеленания, прогулок. При этом очень важен тон таких бесед. Он должен быть ровным, ласковым, благожелательным, в нем должна ощущаться любовь. Ребенок обязательно будет воспринимать звуки родительской речи и, соответственно, ему легче будет научиться вначале агукать, а затем и гулить.
  2. Когда малыш уже начал агукать, необходимо, общаясь с ним, специально добавлять новые звуки. Ребенок будет их слышать, пытаться повторять и, таким образом, у него будет формироваться более богатый словарный (вернее, звуковой) запас, а вместе с этим совершенствоваться речевой аппарат.
  3. возраст в котором ребенок начинает гулитьХорошо помогает агукать и гулить специальный массаж детских ладошек. На них имеются специальные точки. Они связаны с участками мозга, несущими ответственность за развитие речи. Это – очень простой массаж, его с легкостью освоит любая мама.
  4. И еще об общении с ребенком. Маме можно (и нужно), конечно, общаться с малышом и своими словами. Но вместе с этим не следует забывать и о фольклоре. Имеются в виду всяческие поговорки и прибаутки, основанные на ритмичном повторении звуков. Помните? «Гуси, гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!» Или: «Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки!» Ну и так далее. Это – древние и притом очень эффективные речевые упражнения, цель которых – помочь ребенку научиться агукать и гулить. Не стоит о них забывать. Если мама будет говорить их малышу постоянно, кроха обязательно захочет их повторить. Проверено не одним поколением.

Ребенок не хочет гулить: что делать родителям?

во сколько ребенок начинает гулить и лепетатьДа, такое иногда бывает. Другие дети с удовольствием гулят, а «наш» – нет. Как родителям поступать в данном случае? Главное – не паниковать прежде времени. Задержка агуканья и гуления может быть по самым разным причинам:

  • индивидуальное развитие ребенка. То есть, малыш вполне нормален и здоров, просто такова его природная программа – гулить с запозданием;
  • ребенок не гулит в связи с перенесенным стрессом. В этом случае вначале необходимо убедиться, что это именно так, затем – найти причину стресса, после чего – предпринять меры, чтобы избавить малыша от последствий нервного потрясения;
  • ребенок болен. Здесь все понятно: вначале лечим кроху, а уже затем думает об агуканье или гулении;
  • малыш занят осваиванием других важных навыков: учится смеяться, пищать, визжать и т. д. Здесь особых поводов для беспокойства нет. Научится смеяться – начнет учиться гулить. Просто силенок у крохи на обучения всем умениям сразу не хватает;
  • мама мало общается с малышом и не проявляет к нему ласки. В этом случае у ребенка случается своего рода «эмоциональное торможение», из-за которого он и опаздывает с гулением.

Конечно, в любом из этих случаев лучше не заниматься самолечением, а показать кроху врачу. И, разумеется, выполнять все врачебные предписания. Но – пока малышу не исполнилось полгода, особо беспокоиться не следует. Так, во всяком случае, советуют медики.

Бывают, впрочем, и другие случаи, когда младенец не гулит из-за более серьезных, зачастую патологических причин. Среди них:

  • у малыша проблемы с интеллектуальным развитием;
  • кроха не слышит;
  • у него какие-то нарушения в речевом аппарате;
  • у малыша нервное заболевание;
  • у ребенка – особенности мировосприятия. Например, он аутист;
  • у крохи – симптом Дауна.

Кроме названных, могут быть и другие отклонения в развитии. И вот тут-то самостоятельная постановка диагноза и, тем более, самолечение недопустимо. Малыша непременно следует показать врачу.

Вот, собственно, и все. Приятного вам агуканья и гуления!

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!
Добавить комментарий