Надеюсь, вопрос, зачем составлять график выполнения домашних заданий для ребенка, глядя на заголовок статьи, у родителей не возникает. Многим знакома ситуация, когда приходя с работы в 19:00, обнаруживаете, что чадо даже еще и не думало приступать к «домашке», а преспокойно сидит и «режется» в какую-нибудь игру с одноклассниками. Скандал, возмущение, слезы… И запрет на игры или на мультики. В общем, на то, за чем ребенок был застигнут. Но ведь главное не в наказании, а в том, что вечером дитя уже совсем ничего не соображает, и выполнить даже элементарный урок по литературе для него становится тяжким испытанием. Успеваемость падает, учителя возмущены, родители хватаются за сердечные капли и так далее.
В общем, график нужен, и поэтому будем думать, как правильно его составить.
Как правильно и грамотно составить расписание домашних занятий
С чего начать составлять график? Прежде всего, загляните сами в дневник своего ребенка и изучите его расписание уроков на всю неделю.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Вторым шагом будет поговорить с ребенком и выяснить, в какое время дня ему удобнее всего будет делать уроки. Предвижу родительский скепсис, ведь большинство деток ответят: «никогда» или «чем позже, тем лучше». Но этот номер не пройдет. Начинаете договариваться и ставите условия, при которых ребенок должен выбирать – или ему назначают время родители, или он сам выбирает «окно» для выполнения домашнего задания в своих делах. И не в вечернее время, а днем часа через 2-3 после возвращения из школы.
Необходимо вообще быть в курсе, чем занимается ваш ребенок после школы. Конечно же, если у него есть дополнительные кружки или секции, репетиторские занятия по ин. языкам, которые начинаются практически через час после школы, то стоит сдвинуть график домашних заданий. Ребенок не должен выполнять их сразу после спорта или кружка.
Отдых – первое, что нужно после физической или умственной нагрузки. Тут все легко устроить. Если дитя устало физически, то стоит уговорить его отдохнуть, сменив сферу деятельности на умственную. Причем не на мультики или на гаджет, а на выполнение устных уроков. То есть, пришел с тренировки, умылся, перекусил и сел почитать домашнее задание по истории или литературе.
Составляя график, необязательно соединять все задания вместе, вполне можно разделить их на два, а то и три временных отрезка. Устраивать, так сказать, переменки, как в школе. В такие перерывы ребенок уже сам выбирает, чем ему заняться – мультфильмы посмотреть, или в гаджетах посидеть, или погулять.
Но перерыв не должен превышать получаса максимум сорока минут. Иначе заигравшись, дитя забудет все на свете. Кстати, посоветуйте ребенку ставить на телефоне будильник на определенное время, чтобы он сигнализировал ему о времени окончания отдыха.
Многие родители сейчас наверняка думают, что я пишу советы из области фантастики и невозможно приучить ребенка к такому графику. А вот и нет – вполне даже возможно. Нужно только начинать такой ритм жизни не в пятом классе с середины учебного года, а с первого сентября в первом классе. Но и с пятиклассниками этот метод вполне «прокатит», если мама, например, будет в отпуске, и первое время будет контролировать весь процесс. Не делать все сама, устанавливая будильник, а именно контролировать, напоминать.
Итак, что у нас получается?
- Изучаете расписание уроков и на основании расписания и графика дополнительных занятий (секций и кружков) подбираете вместе с ребенком самое приемлемое время для выполнения домашнего задания. Но не стоит решать проблему без участия детей. Сотрудничество сблизит и даст ребенку возможность быть услышанным. У детей тоже есть свои потребности и мнение, и будет разумным прислушаться к ним. В свою очередь, если ребенок поймет, что его просьбы были услышаны, он с большей готовностью примет правила и будет стараться их выполнять.
- Составляете график на неделю. Расчерчиваете таблицу, в которую вносите время окончания школьных уроков, время отдыха, время тренировок и репетиторства, время для устных уроков и время выполнения письменных заданий. И все это должно уложиться (желательно) до 19:00. Почему именно до этого времени? Ну, во-первых, вся семья собирается дома и ребенок, естественно, начинает отвлекаться от уроков. Во-вторых – вечером головушка уже настолько мутная даже у бодрого на вид ребенка, что заставить его запомнить стихотворение будет бесполезно, хоть убей.
- Проводите постоянный контроль над тем, как ребенок придерживается графика. Необязательно звонить каждый час и справляться, чем он занят в этот самый момент. Если дети захотят соврать – то соврут и глазом не моргнут. Но вот вечером, придя с работы, потребуйте показать все тетрадки и не забудьте проверить устные уроки. Если ребенок справился один, второй, третий раз, то проверки устраиваются не каждый день, а выборочно.
- Но будьте последовательны и всегда требуйте выполнения независимо от обстоятельств. Так дети усвоят правило – родители всегда начеку и могут потребовать отчета в любой момент. К тому же деткам обязательно нужно время, чтобы привыкнуть к новому распорядку. Для всех оно индивидуально, зависит от характера ребенка и его усидчивости.
- Главное – не забывайте каждый вечер просмотреть заполнение дневника и при любых сомнениях созваниваться с учителем и уточнять задания на дом. Детки сегодня пошли хитренькие и запросто могут сказать, что была контрольная работа и «домашку» не задали.
- Правильно организуйте рабочее место для выполнения ребенком домашних заданий. От того, насколько оно будет эргономичным, зависит 50% успешной учебы ребенка. Место для выполнения уроков должно быть хорошо освещено, все необходимые принадлежности должны быть под рукой, но не загромождать пространство стола. Кресло должно быть удобным и подходить под возраст ребенка.
Родители должны помнить, что выполнение домашнего задания будет занимать в разных классах разное количество времени у ребенка. Поэтому составляя график, нужно будет еще и ориентироваться на ту нагрузку, которая сегодня дается детям на дом. В разные дни она разная, все зависит от расписания. Если есть возможность перенести какие-то домашние уроки на следующий день, то стоит это сделать обязательно. Дайте ребенку возможность выдохнуть.
Автор: Бундур О.
Эффективность графика домашних заданий
Не стоит печалиться по поводу большой загруженности ребенка в школе. Почему я так говорю? Все не так печально, как кажется родителям. Если бы дети были так уж измотаны той информацией и нагрузкой, которая «сваливается» на них каждый день, их бы не тянуло сидеть часами в гаджетах и общаться в соцсетях. От такого времяпрепровождения голова пухнет еще больше, чем от уроков. Нужно просто систематизировать и чередовать отдых и учебу, и тогда детки будут все успевать и меньше уставать.
В этом и состоит задача номер один графика домашних занятий – освободить ребенка от излишней нагрузки и дать ему возможность для отдыха, общения с друзьями и развлечений.
К тому же, когда ребенок привыкнет к определенному ритму жизни, он в старшем возрасте будет все выполнять без всяких напоминаний и научится планировать свой день так, чтобы все успевать. В будущем такая организация поможет ему и в студенческой жизни и в работе. Кстати, такое планирование выполнения домашних заданий очень полезно для деток с дефицитом внимания и гиперактивностью.
Но если и после всех предпринятых родителями усилий у ребенка возникают трудности с учебой, то стоит «копнуть» проблему глубже, и обсудить ее с педагогом и с психологом. Ведь вполне может оказаться, что ребенку нужна куда как более эффективная помощь, чем составление графика выполнения домашних работ.