Наступил новый учебный год и в школу первый раз пойдут не только 6-7 летки, поэтому для некоторых мам актуальным будет вопрос, как правильно выбрать школу раннего развития для малышей от 1 до 5 лет. Конечно же, в развивающий центр некоторые родители отводят (а вернее, относят) дитя и до года, но это бывает редко, потому как многие не видят в этом смысла, что, по мнению психологов, в общем-то, и правильно. Так как же правильно выбрать школу раннего развития для маленького ребенка?
Для чего нужны школы раннего развития
Мода водить ребенка в центры раннего развития началась в России не так уж и давно. И хотя первые центры стали появляться уже в конце девяностых, но родители не спешили вести туда малышей, больше доверяя воспитание детей детским садам и бабушкам, чем новым коммерческим структурам. Да и с деньгами в те времена далеко не у всех было густо, а уж чтобы вкладывать хоть какие-то деньги в ранее развитие детей, и вовсе мало кто задумывался.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Но сегодня школы и центры заняли уже прочную позицию, и стало даже (повторюсь) модным водить туда малышей, которые только-только научились ходить. Ведь под ранним развитием подразумевается не только раннее обучение чтению или математики, но и:
- формирование жизненных навыков;
- физическое развитие;
- психологическая подготовка ребенка к общению с другими детьми;
- развитие сенсорики, зрения, слуха и двигательной активности;
- эстетическое воспитание;
- развитие памяти, внимательности, логики, воображения.
Конечно же, сегодня есть еще сторонники традиционного развития ребенка (с 5-6 лет), но все больше родителей стараются не отставать от времени и начинают обучать всему малыша еще до того, как тот пошел в детский садик. Наверное, это и правильно, ведь современные дети воспринимают мир и информацию совсем иначе, чем детки конца 20-го, начала 21 века.
Как выбирать школу раннего развития
Но все это присказка, а вот как выбирать правильно школу для малышей, знают не все. Многие удивятся: что значит правильно или неправильно выбрать? Казалось бы, чего проще – взял да и записал ребенка в ближайший центр развития на занятия, которые по нраву родителям. Но, поверьте, все не так просто.
Кстати, чем отличается центр от школы раннего развития? В школе упор все же делается на интеллектуальное развитие ребенка, тогда как в центрах и физическое, и психологическое, и интеллектуальное обучение равномерно распределены. Во многих центрах, в отличие от школы:
- есть бассейны;
- оборудованы танцевальные и гимнастические залы;
- проводятся занятия детским фитнесом;
- работают художественные и музыкальные студии.
Ко всему прочему и в школах, и в центрах обязательно работают психологи, которые занимаются не только с детьми, но и консультируют родителей.
Итак, центр, который располагается неподалеку от дома – это, конечно, хорошо и удобно, но вот соответствует ли он всем другим параметрам, которые нужно учитывать при выборе школы раннего развития? В конце концов, и обычную-то школу нужно выбирать тщательно, ведь на кону не только знания, которые ребенок там получит, но и его психологическая совместимость с другими детьми и педагогами, качество преподавания и перспектива, которую дитя получает после окончания этого заведения. Все те же самые нюансы подбора применимы и к центрам раннего развития.
А, кроме того, родителей ждет и множество подводных камней, которых нет в общеобразовательных государственных учреждениях, и о которых стоит знать заранее. Но начнем все же с местоположения школы или центра.
Всегда ли близко обозначает хорошо?
К сожалению – нет. Разные школы и центры имеют различный спектр услуг, и не всегда он совпадает с желанием родителей. Часто случается, что расписание в школе выстроено таким образом, что не всем родителям и деткам оно удобно. Режим дня (дневной сон и кормление) ребенка не всегда совпадает с режимом работы выбранных занятий.
Вторым минусом будет цена. Не стоит забывать, что все ныне работающие центры и школы – коммерческие организации и ценник на свои услуги они устанавливают сами. Действуют, конечно же, некоторые ограничения и заоблачных цен выставлять никто им не позволит, но и небольшая разница все же может оказаться существенной для некоторых слоев населения.
Но даже если родителей все устраивает и по цене, и расписанию, стоит подумать и о квалификации преподавателей. Хотя сейчас нет, наверное, таких педагогов, которых допускают к работе с детьми без соответствующего сертификата или диплома, но все-таки эти бумажки – не показатель. Теория и практика – вещи очень разные. Чтобы узнать качество преподавания, стоит для начала пройти пробные занятия. Обычно такая услуга предоставляется, но платно или только за половину стоимости, или вовсе бесплатно – это зависит от правил того или иного заведения.
Вывод: прежде чем выбирать школу или центр возле дома, ознакомьтесь с ценником, с расписанием занятий и с качеством услуг.
Цены и услуги: всегда ли они соответствуют друг другу
Немаловажный вопрос (а для некоторых и основной) – это цена услуг. Как уже было сказано, в каждой школе или в центре она своя. И ценник за разные занятия тоже может оказаться разным, то есть за танцы – одна цена, за развитие навыков – другая, за обучение чтению и математики – третья, а работа с психологом – четвертая. Многие родители часто «ведутся» на покупку месячного абонемента на занятия в центре (школе). Вроде бы как удобно – оплатил все чохом, и спокоен. Но есть тут и свои камушки, скрытые за удобством разовой оплаты.
Не во всех центрах делается перерасчет, если ребенок не смог по каким-то причинам посетить то или иное занятие или даже пропустил несколько дней. Если есть справка от доктора – пожалуйста, перерасчет будет сделан по полной программе. А если нет? Если малыш просто выбился из графика и проспал дольше обычного? Или у него было плохое настроение, или легкое недомогание? Всякий раз не будешь ведь бегать к доктору за справкой.
Не все центры охотно возвращают деньги, оплаченные вперед, если вдруг родители решили, что не желают водить малыша к тому или иному специалисту или преподавателю. Например, не видят смысла заниматься дальше с психологом, или ребенку не нравятся танцы или физкультура. Предлагается (иногда очень настойчиво) все же «доходить этот месяц, а вдруг передумаете», но стоит ли это делать – вот вопрос.
Случается, что в месячный абонемент (в обязательном порядке) в некоторых центрах включают услуги, которые не нужны детям. Ну не хотят они ходить на физкультуру, а она входит в программу развития в комплекте с чтением и математикой! Или малышу не интересно занятие по логике (может, он просто еще мал для этого), а она входит как обязательная в программу вместе с танцами и рисованием.
В общем, прежде чем оплачивать месячный курс обучения, стоит узнать все, что входит в ту или иную программу и решить, нужно ли это малышу и смогут ли родители оплачивать «лишние» занятия. К тому же случается и так, что один педагог прекрасно умеет ладить с детками и доносить до них информацию, а другой топчется на одном месте весь год. Понятное дело, что оплачивать такие занятия нет смысла.
Дети + педагог, дети + дети
В школах раннего развития детки могут заниматься как индивидуально (в основном с психологом или в студиях, или в бассейне), так и в группе с другими детьми. И тут очень важным моментом для родителей будет понять и увидеть, как их малыш будет контактировать с чужими людьми. Научиться взаимодействовать со взрослыми, не членами семьи и с другими детками – это важный шаг к социализации. То, как малыша примут в школе, как к нему будут относиться и как научат общаться с другими, будет влиять на его дальнейшее отношение к жизни в целом.
С общением между детками все понятно – они все еще только учатся общаться между собой. А вот с педагогами не всегда все так однозначно. Сама не раз сталкивалась с такими преподавателями в школах раннего развития (да и в обычных школах), для которых провести урок и дать информацию группе детей важнее, чем наладить с каждым из них контакт. А он необходим!
Если не будет доверительного тет-а-тет с каждым из детей, то преподаватель не сможет дать им самого главного урока в жизни – умения доверять взрослым, а значит, и научиться находить правильные решения в непростых ситуациях. Ведь только взрослый сможет научить ребенка, что такое хорошо, а что делать и как поступать не стоит.
Подводя итоги, скажу: чтобы правильно выбрать школу раннего развития для малыша, нужно руководствоваться не только расстоянием, на котором она находится от дома. Следует:
- внимательно изучить ценовую политику и правила оплаты за обучение;
- точно узнать расписание занятий и перечень всех услуг, которые предлагает центр или школа;
- ознакомиться с качеством преподавания;
- выбрать методику обучения.
Последний пункт – это отдельная тема, на которую мы и поговорим в следующей статье.