Очень частая «головная боль» родителей – как помочь ребенку учиться. Ведь без знаний – никуда! А дочь или сын постигать школьные науки не желают, как их ни заставляй и ни убеждай. Так как же быть? Ответ напрашивается один – помочь своим школьникам «грызть гранит науки». Но здесь возникает еще один логичный и обязательный вопрос: как именно можно это сделать? Какими средствами и способами?
Оставим в стороне «дедовские» понукания, угрозы «дать ремня» и подзатыльники. Определимся с самого начала: никаких физических наказаний! Во-первых, таким способом вряд ли заставишь ребенка хорошо учиться. А во-вторых, если и заставишь, то зачастую из этого ничего хорошего в итоге не выйдет – даже если ребенок станет круглым отличником. В педагогике и детской психологии известно явление под названием «синдром отличника».
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Суть его в том, что отличники в школе очень часто не добиваются в жизни никаких успехов. А все почему? А потому, что они учились на отлично из-за страха родительского наказания. Потом, когда отличники выросли и родители стали далеко, страх, отложенный в детских душах, все равно остался: он-то и мешает бывшим отличникам добиваться каких-то житейских успехов.
Итак, никаких физических наказаний! Будем стараться приобщать своих нерадивых учеников к учебе другими способами.
Подробнее о способах
Таких способов, конечно же, существует великое множество – начиная от общих и заканчивая частными (иначе говоря, по ситуации). О частных способах говорить не будем, они у всех разные. Ограничимся общими вопросами, из которых, надеемся, многие родители, так или иначе, смогут извлечь для себя пользу.
- Как можно чаще общаемся с ребенком по душам. Причем, не только об учебе, но и на другие темы. Польза такого общения очевидна:
- ребенок будет чувствовать, что родители понимают его и искренне желают ему помочь;
- а коль так, то и к родительским советам по поводу учебы он станет относиться с большим вниманием и пониманием;
- кроме того, в таких беседах родители смогут больше узнать о тайнах ребенка, его личной жизни и душевных переживаниях. Например, как у него складываются отношения с одноклассниками и учителями, не обижает ли его кто-нибудь, как его самочувствие и т. д.
- Организуем ему правильный режим дня. Хорошо отдохнувший ребенок, как правило, учится с большей охотой. Кроме того, при правильном распорядке дня он успевает гораздо больше – то есть, и выучить уроки, и полноценно отдохнуть, и пообщаться с друзьями, и помочь родителям.
- Помогаем ребенку развивать словарный запас и приобретать дополнительные, не входящие в школьную программу знания:
- приобщаем его к чтению книг – причем, с самого раннего возраста. Если малыш не освоил еще грамоту, читать книжки должны ему мама или папа;
- если ребенку какая-то книга не нравится, ни в коем случае не надо вынуждать его обязательно прочесть ее до конца. Во-первых, у ребенка должно быть право выбора. Во-вторых, такими методами легко вызвать у него отвращение к книгам и самому чтению;
- стараемся как можно чаще беседовать с сыном или дочкой на всяческие посторонние, развивающие и интересные им темы.
- Делаем все, чтобы условия для учебы были комфортными. Сделать это в принципе несложно:
- в идеале для занятий должна быть выделена отдельная комната с необходимой мебелью;
- в таком помещении должно быть чисто и свежо, не слишком холодно, но и не жарко;
- следим, чтобы никакие посторонние звуки не проникали в комнату.
- Правильное, полноценное питание – еще одно важное условие для учебы. Вряд ли голодный ребенок захочет учиться, а тем более – с охотой. Завтраки, обеды, ужины и перекусы – это обязательно. Ну и, разумеется, пища должна быть здоровой, то есть, в ней должны присутствовать все полезные вещества и отсутствовать вещества вредные.
- Приобщаем ребенка к самостоятельности. Известно, что любой человек охотнее и крепче запоминает знания, которые ему интересны. Но такие знания обычно приобретаются путем самостоятельного поиска. Вот пускай ребенок их и ищет. И не надо ему в этом мешать: наоборот, такие поиски необходимо всячески поощрять.
- А отсюда следует вывод: необходимо вместе с ребенком правильно расставить приоритеты. То есть, помочь ему определиться, какие именно предметы для него наиболее важны и интересны, и почему. И – перевести разговор в практическую плоскость в том смысле, что коль эти знания ему интереснее, то, соответственно, в будущем он должен выбрать для себя профессию, в которой именно они ему и пригодятся.
- Разумеется, надо всячески убеждать своего школьника, что помимо интересных предметов, необходимо уделять внимание и неинтересным. Во-первых, таковы школьные требования. А во-вторых, еще неизвестно, как сложится жизнь: а вдруг ребенку понадобятся и неинтересные знания?
- А вот заставлять его в равной степени изучать все предметы – это большая родительская ошибка. Выше мы уже упоминали о «комплексе отличника». Поэтому если по неинтересным ребенку предметам у него будут четверки или даже тройки – ничего страшного. Главное – чтобы он постигал с интересом науки, которые ему действительно интересны.
- Помогаем ребенку подкреплять теорию практикой. Например, если ему скучно изучать астрономию, то хорошо вместе с ним посмотреть на звезды в телескоп, изыскав такую возможность. А если, допустим, ученику кажется скучной физика, то можно выполнить вместе с ним пару-тройку простых физических опытов. Ну, и так далее: принцип, думается, понятен.
- Отдельно следует сказать о просмотре телевизора. Говорят, что детям он вреден. Ну, так это – смотря какая передача. Наряду со всяческой вредной ахинеей есть и полезные общеобразовательные программы и даже целые телеканалы. Например, на географическую или историческую тему. При желании можно найти канал, помогающий в изучении физики. И даже – с помощью телевизора выучить английский язык: для этого имеется в недрах телеэфира специальная программа. Так что и телевизор можно смотреть с пользой. Тем более что увиденное запоминается легче, чем услышанное или прочитанное.
Нельзя во всем надеяться на школу в том смысле, что она заставит ребенка учиться и всему научит. Современная практика как раз говорит об обратном. Поэтому с родителей спрос никто не снимал. И помочь ребенку хорошо учиться они смогут лучше школы. Хотя бы потому, что учеников в классе – добрых три десятка, а учеников в семье – один-два. А если три, то это по современным меркам почти рекорд.