Как поднять самооценку ребенку, если в том возникла необходимость? Самооценка – это уверенность в себе, в своих силах и способностях. Нужны или не нужны эти качества человеку? Разумеется, они просто необходимы! Человек, не знающий себе цены (или по каким-то причинам ее занижающий) – почти всегда неудачник в жизни. Этакая жертва, которой все вокруг что-то должны, а вот сам он никогда, ничего и никому не должен. Даже – самому себе.
Человек с заниженной самооценкой часто испытывает страх перед жизнью и перед какой бы то ни было деятельностью. «Все равно у меня ничего не получится! – обычно думает он. – Я – жалкая и ничтожная личность!» И что же в результате? Известно, что: и сам он не живет, а мучается, и его близкие зачастую вынуждены жить такой же жизнью.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Оценка себя как личности начинается уже в самом юном возрасте. Даже годовалый малыш в какой-то мере пытается оценить себя и свои способности. Однако сознательный этап самооценки начинается ближе к подростковому возрасту, когда мальчик или девочка уже осознают себя как личности и пытаются определиться со своими способностями и устремлениями. Вот тут-то и важно не упустить момент. А для этого следует знать, как поднять самооценку и уверенность ребенку, если в том чувствуется необходимость.
В чем выражается заниженная самооценка ребенка
Но чтобы ребенку помочь, необходимо знать и понимать, что же оно такое – заниженная детская самооценка. В общем и целом это – невысокая уверенность в себе, своих силах и возможностях. По сути, это отклонение от нормы, причем, в худшую сторону. Рассмотрим подробнее типичные черты характера неуверенного в себе ребенка.
- Ребенок с заниженной самооценкой часто замкнут и застенчив. Такие дети обычно избегают шумных игр и компаний, стараются держаться обособленно, что называется «дичатся» всех и всего.
- Они почти всегда чрезмерно эмоциональны, часто плачут и отказываются от активных действий, не желая ни делом, ни словами решить тот или иной вопрос и со сверстниками, и со взрослыми.
- Они не уверены в себе и не решаются высказывать, а тем более отстаивать собственную точку зрения.
- При неудачах такие дети обычно не предпринимают повторных попыток справиться с делом. Они как бы априори уверены, что у них все равно ничего не получится.
- Совершать какие-то публичные действия, участвовать в командных играх, вообще быть частью коллектива для таких детей – сущая мука. Они обычно предпочитают быть в одиночестве, с трудом заводят себе друзей, и так же с трудом женятся или выходят замуж.
- Они часто неспособны защитить себя, а тем более – кого-то другого.
- Основные черты их характера – мнительность и медлительность. Прежде чем приступить к какому-то решительному действию, они долго и мучительно размышляют и собираются с духом, а большей частью и вовсе не предпринимают ничего.
«Я не смогу справиться», «У меня ничего не выйдет», «Я хуже, чем другие люди», «Я неудачник» – все эти фразы, можно сказать, являются жизненными девизами таких людей. Причем, начиная с детства.
Почему эти дети именно такие и так себя ведут? Часть из них такими рождается, другие становятся ими в результате неправильного воспитания. Понятно, что если малыша с раннего детства угнетать, не общаться с ним, не давать ему проявлять свою самостоятельность, то откуда взяться уверенному в себе ребенку?
Как помочь ребенку поднять самооценку
Это – не такое уж и сложное дело. Просто нужно всегда и во всем быть с малышом рядом, знать и понимать, чем и как он живет, какое у него настроение, чувства, желания. Если же говорить более конкретно, то родителям следует стараться выполнять следующие элементарные действия.
- Быть для ребенка во всем примером. Папа и мама критикуют в присутствии малыша друг друга за какие-то недостатки? Родители критикуют сами себя, а малыш это видит и слышит? Конечно, без критики и самокритики в жизни не обойтись, но зачем это делать в присутствии ребенка? Он обязательно «примерит» это на себя: коль мама и папа с чем-то не справляются, то, значит, не справлюсь и я – примерно так размышляет малыш. Вот и посеялись первые ростки неуверенности в себе в детской душе.
- Малышу очень важно знать, что родители ценят его и любят. Это вселяет в него уверенность. А уверенность – это главный показатель высокой самооценки.
- Не следует критиковать ребенка за ошибки и оберегать его от всех житейских неудач. Наоборот, всякий раз следует малышу объяснять, что ошибка – это пустяк, ошибаются все, даже папа с мамой, и главное – это не ошибка, а стремление ее исправить. А что значит – исправить? Это означает не опускать руки при первой неудаче и не отчаиваться, а искать возможности исправить промах и в следующий раз все сделать лучше.
- Не надо также сравнивать ребенка с другими детьми, у которых что-то получается лучше. Такие сравнения обязательно вселят в малыша чувство неуверенности в себе. Вот, мол, другие – это могут и умеют, а я – не умею. Значит я – хуже других.
- А вот хвалить малыша за его успехи (пусть и самые незначительные) – обязательно нужно. Конечно, соблюдая меру, иначе он вырастет не то что уверенным в себе, а самоуверенным, что далеко не одно и то же. Иначе говоря, хвалить нужно умеючи, то есть искренне, без всякой фальши. Уловив фальшь в похвале, ребенок начнет в себе сомневаться, а это уже – прямой путь к детской низкой самооценке.
- Разумеется, нет такого человека, который одинаково успешно справлялся бы со всеми делами. Поэтому очень важно определиться вместе с ребенком, что ему больше нравится делать, и что у него лучше получается. И пускай он этим больше и занимается. Первые успехи в любимом деле вдохновят и окрылят малыша, а вдохновленные люди никогда не чувствуют себя неудачниками.
- Не следует ставить перед ребенком завышенные требования. Допустим, маме с папой очень хочется, чтобы их сын был круглым отличником. А сынок по складу характера и мышления – типичный гуманитарий, и всякие алгебры и геометрии ему даются с великим трудом. Так вот: если постоянно и назойливо требовать от ребенка знать алгебру на отлично (а он никогда этого не сможет), то, в конце концов, сынок станет чувствовать себя неумехой и тупицей. А это уже – опасные признаки заниженной самооценки. Как говорится, фиг бы с ней, с той алгеброй! Что важнее – пятерка по алгебре или уверенный в себе ребенок? В конце концов, по литературе, истории и географии – он круглый отличник (как и все гуманитарии)! Вот и славно! Похвалите его за это.
Часто низкая самооценка у ребенка формируется под влиянием ровесников и одноклассников. Это – очень тонкий момент. Маме с папой нужно знать, чем живет их ребенок, какие у него взаимоотношения с ровесниками, и делать выводы. Одноклассники смеются, что дочь несовременно одевается? Ну, подумайте над сменой ее гардероба – даже если он родителям и кажется нелепым. Ребенка травят в школе? Выясните, по какой причине. И если ситуацию нельзя исправить, возможно, следует перевести сына или дочь в другую школу. Или как-то по-другому разрулить обстановку. Конкретные советы давать здесь трудно, так как очень многое зависит от ситуации, но принцип, думается, понятен.
Есть много специальных игр, которые помогают повысить детскую самооценку. Что это за игры и как в них играть, расскажет видео.
И еще одно видео, в котором в подробностях рассказывается, как воспитать ребенка самодостаточным и счастливым. Обязательно посмотрите его.