Как поддержать желание учиться?

Как поддержать желание учиться Воспитание

Откуда берется желание учиться? Где берёт свои истоки тяга к знаниям и почему она может пропасть? На что стоит обратить внимание и что можно сделать, чтобы поддержать познавательную активность ребенка? На все эти вопросы ответила психолог фонда «Дети наши» Полина Полякова.

Природой так устроено, что ребенок рождается с некоторыми «встроенными» базовыми функциями. Любознательность, любопытство – одна из них. Это естественный эволюционный механизм, обуславливающий развитие.

Ведь если бы ребенку было неинтересно дотянуться до той, дальней игрушки или до бабушкиных очков, небрежно оставленных на диване, вряд ли появилось бы желание ползать и вообще как-то перемещаться в пространстве.

Если бы не было интереса к тому, что можно сделать с кубиком, книжкой или маминой помадой, вряд ли развилась бы моторика.

Если бы не было интересно знать, почему происходят те или иные вещи, вряд ли развилось бы причинно-следственное мышление.

Природному любопытству мы обязаны и за открытие таблицы Менделеева, и за законы физики и за открытия в области физиологии и медицины и за многое другое.

Любой ребенок по своей природе любопытен, ему интересно абсолютно все: зачем ходить на работу? Что внутри у птички? Сколько метров зубной пасты в тюбике? Что на дне лужи? Какова на вкус помада? Благодаря своим нехитрым опытам ребенок познает окружающий мир, получает информацию о природе явлений и предметов. Но, мир настолько огромен и многогранен, что процесс познания его – это путь длиною в жизнь и, ответив на свои первые «почему?» и «как?», ребенок начинает задавать новые и новые вопросы и так до бесконечности.

Почему же некоторые люди до глубокой старости сохраняют тягу к знаниям, а другие ограничиваются неким объемом полученной информации и прекращают поиски ответов?

Здесь многое зависит от того, в какой среде развивался ребенок. Поощрялось ли его любопытство, стимулировалось ли, или пресекалось: «не трогай-испачкаешься!» / «Не лезь – свалишься!» / «Положи – поломаешь!» / «Мал ещё! Подрастешь-поймешь!» и т.д.

Процесс раннего обучения ребенка происходит через игровую деятельность. Самые бессмысленные на первый взгляд, примитивные и доставляющие столько неудобств для родителей занятия: ковыряние в грязи, топтание в луже, раздавливание ягод в пальцах, размазывание каши по столу, разделение червячка на несколько частей, служат ребенку способом получения важной для него информации. Да, штаны нужно будет постирать, дырки зашить, коленки помазать зеленкой и возможно купить новую помаду. В возрасте с 3 до 5 придется ответить на уйму вопросов, которые способны свести родителей с ума, но зато вы вырастите здорового, инициативного, смелого, мыслящего, рассуждающего человека.

Начиная с младшего школьного возраста ведущий вид деятельности с игрового сменяется на учебный. Ребенку становится интересно непосредственно обучаться чему-то новому: читать, писать, чертить, играть на гитаре и т.д.

Естественный спад тяги к обучению, обусловленный нормой эмоционально-психического развития, будет наблюдаться в подростковом возрасте в период полового созревания. Объясняется это опять-таки сменой ведущего вида деятельности, тут на первый план выходит общение, приоритетной становится социализация и создание связей: друзья, компании, отношения. Пугаться этого не стоит, при успешном прохождении предыдущих этапов развития, этот период пройдет своим чередом, любопытство и любознательность никуда не денутся, тяга к обучению сохранится, разве что учиться подросток будет несколько другим вещам, возможно не тем, которым хотелось бы родителю: как общаться, выстраивать отношения, находить свое место в группе, формировать свою идентичность, в т.ч. гендерную, строить межполовые отношения, самостоятельно находить выход из непростых ситуаций и в принципе учиться самостоятельности.

Итак, что же делать, если развитие прошло в норме, а желание учиться всё-таки пропадает?

  1. Самое простое – это поговорить с ребенком и выяснить причину. Очень часто родители пропускают этот очевидный пункт. Зачастую дети сами могут рассказать, в чем дело: учитель скучно преподает и теряется интерес к предмету / плохие отношения с одноклассниками, и все силы уходят на борьбу с напряжением / кризисы в семье, смещающие на себя фокус внимания / банальная усталость и перегрузка.
  2. Для младших школьников очень важным является поддержка и оценка родителями их достижений. Не скупитесь на похвалу, отмечайте даже самые незначительные успехи.
  3. Занимайтесь чем-то вместе, увлекайте ребенка. Физику гораздо интереснее изучать на примере обыденных повседневных вещей – сила притяжения заиграет другими красками если сбросить водяную бомбочку с балкона (соблюдайте технику безопасности!).
  4. Подбирайте способы подачи информации близкие для ребенка – интересные нескучные лекции в YouTube, интерактивные музей естественных наук, и, да – обучающие компьютерные игры. Примите тот факт, что современные дети отличаются от нас – им ближе цифровой мир. Также сейчас есть качественные комиксы по истории мира, химии, биологии, физиологии и т.д.
  5. Внимательно наблюдайте за физическим состоянием, соматические заболевания необходимо исключить в первую очередь: авитаминоз, анемия, нарушения медиаторных систем головного мозга, врожденные заболевания сердечно-сосудистой системы и т.д.
  6. Следите за адекватностью нагрузки. У ребенка должно быть хотя бы 3 часа свободного времени в день, когда он может заниматься чем угодно в свое удовольствие!
  7. Поощряйте проявления любого интереса, пусть даже вам кажется, что он напрямую никак не связан со школьной программой! Отвечайте на дурацкие вопросы, ищите ответы вместе, мотивируйте более старших к самостоятельному поиску – подскажите в каком надежном источнике вероятнее всего есть информация, к какому специалисту лучше обратиться.
  8. Поощряйте желание ребенка попробовать себя в разных видах деятельности – благо сейчас практически во всех кружках, секциях, языковых и прочих школах есть пробные занятия, зачастую бесплатные. Не страшно, если ребенок сходит в десяток из них – хуже если вообще не возникает желание пробовать.
  9. Будьте осторожны с избыточной мотивацией: постоянные напоминания, «лекции» и нотации о том, как ВАЖНО учиться. Такая «мотивация», как правило, имеет обратный эффект: ребенок начинает воспринимать все разговоры об учебе, планах и успехах, как шум.
  10. Ну и конечно никто не отменял личный пример! Учитесь новому, пробуйте, развивайтесь. Вместе сходите на пробное занятие по керамике, робототехнике или корейскому языку. Ваша поддержка и любовь способна свернуть горы!

Автор:

Я — психолог благотворительного фонда «Дети наши».

Работаю в фонде по трем направлениям: Образование, Социализация и Наставничество.

Окончила Смоленский государственный университет, специализация «Клиническая психология», училась в Московском институте психоанализа, специализация «Мастер краткосрочного стратегического консультирования», также проходила курсы по таким темам как травма, НЛП, эмоциональный интеллект, игропрактика по социальным играм Гюнтера Хорна.

Я пришла работать в фонд «Дети наши» после нескольких лет волонтерства. Мне импонируют подход фонда к работе, ценности, которые он транслирует. Мне кажется, это хорошее поле для профессионального роста.

Я работаю с воспитанниками детских домов и имею огромный опыт работы с самыми разнообразными проблемами детей разного возраста.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!
Добавить комментарий