Как поддержать желание учиться?

Как поддержать желание учиться Воспитание

Откуда берется желание учиться? Где берёт свои истоки тяга к знаниям и почему она может пропасть? На что стоит обратить внимание и что можно сделать, чтобы поддержать познавательную активность ребенка? На все эти вопросы ответила психолог фонда «Дети наши» Полина Полякова.

Природой так устроено, что ребенок рождается с некоторыми «встроенными» базовыми функциями. Любознательность, любопытство – одна из них. Это естественный эволюционный механизм, обуславливающий развитие.

Лучшее в телеграм: посмотреть

Ведь если бы ребенку было неинтересно дотянуться до той, дальней игрушки или до бабушкиных очков, небрежно оставленных на диване, вряд ли появилось бы желание ползать и вообще как-то перемещаться в пространстве.

Если бы не было интереса к тому, что можно сделать с кубиком, книжкой или маминой помадой, вряд ли развилась бы моторика.

Если бы не было интересно знать, почему происходят те или иные вещи, вряд ли развилось бы причинно-следственное мышление.

Природному любопытству мы обязаны и за открытие таблицы Менделеева, и за законы физики и за открытия в области физиологии и медицины и за многое другое.

Любой ребенок по своей природе любопытен, ему интересно абсолютно все: зачем ходить на работу? Что внутри у птички? Сколько метров зубной пасты в тюбике? Что на дне лужи? Какова на вкус помада? Благодаря своим нехитрым опытам ребенок познает окружающий мир, получает информацию о природе явлений и предметов. Но, мир настолько огромен и многогранен, что процесс познания его – это путь длиною в жизнь и, ответив на свои первые «почему?» и «как?», ребенок начинает задавать новые и новые вопросы и так до бесконечности.

Почему же некоторые люди до глубокой старости сохраняют тягу к знаниям, а другие ограничиваются неким объемом полученной информации и прекращают поиски ответов?

Здесь многое зависит от того, в какой среде развивался ребенок. Поощрялось ли его любопытство, стимулировалось ли, или пресекалось: «не трогай-испачкаешься!» / «Не лезь – свалишься!» / «Положи – поломаешь!» / «Мал ещё! Подрастешь-поймешь!» и т.д.

Процесс раннего обучения ребенка происходит через игровую деятельность. Самые бессмысленные на первый взгляд, примитивные и доставляющие столько неудобств для родителей занятия: ковыряние в грязи, топтание в луже, раздавливание ягод в пальцах, размазывание каши по столу, разделение червячка на несколько частей, служат ребенку способом получения важной для него информации. Да, штаны нужно будет постирать, дырки зашить, коленки помазать зеленкой и возможно купить новую помаду. В возрасте с 3 до 5 придется ответить на уйму вопросов, которые способны свести родителей с ума, но зато вы вырастите здорового, инициативного, смелого, мыслящего, рассуждающего человека.

Начиная с младшего школьного возраста ведущий вид деятельности с игрового сменяется на учебный. Ребенку становится интересно непосредственно обучаться чему-то новому: читать, писать, чертить, играть на гитаре и т.д.

Естественный спад тяги к обучению, обусловленный нормой эмоционально-психического развития, будет наблюдаться в подростковом возрасте в период полового созревания. Объясняется это опять-таки сменой ведущего вида деятельности, тут на первый план выходит общение, приоритетной становится социализация и создание связей: друзья, компании, отношения. Пугаться этого не стоит, при успешном прохождении предыдущих этапов развития, этот период пройдет своим чередом, любопытство и любознательность никуда не денутся, тяга к обучению сохранится, разве что учиться подросток будет несколько другим вещам, возможно не тем, которым хотелось бы родителю: как общаться, выстраивать отношения, находить свое место в группе, формировать свою идентичность, в т.ч. гендерную, строить межполовые отношения, самостоятельно находить выход из непростых ситуаций и в принципе учиться самостоятельности.

Итак, что же делать, если развитие прошло в норме, а желание учиться всё-таки пропадает?

  1. Самое простое – это поговорить с ребенком и выяснить причину. Очень часто родители пропускают этот очевидный пункт. Зачастую дети сами могут рассказать, в чем дело: учитель скучно преподает и теряется интерес к предмету / плохие отношения с одноклассниками, и все силы уходят на борьбу с напряжением / кризисы в семье, смещающие на себя фокус внимания / банальная усталость и перегрузка.
  2. Для младших школьников очень важным является поддержка и оценка родителями их достижений. Не скупитесь на похвалу, отмечайте даже самые незначительные успехи.
  3. Занимайтесь чем-то вместе, увлекайте ребенка. Физику гораздо интереснее изучать на примере обыденных повседневных вещей – сила притяжения заиграет другими красками если сбросить водяную бомбочку с балкона (соблюдайте технику безопасности!).
  4. Подбирайте способы подачи информации близкие для ребенка – интересные нескучные лекции в YouTube, интерактивные музей естественных наук, и, да – обучающие компьютерные игры. Примите тот факт, что современные дети отличаются от нас – им ближе цифровой мир. Также сейчас есть качественные комиксы по истории мира, химии, биологии, физиологии и т.д.
  5. Внимательно наблюдайте за физическим состоянием, соматические заболевания необходимо исключить в первую очередь: авитаминоз, анемия, нарушения медиаторных систем головного мозга, врожденные заболевания сердечно-сосудистой системы и т.д.
  6. Следите за адекватностью нагрузки. У ребенка должно быть хотя бы 3 часа свободного времени в день, когда он может заниматься чем угодно в свое удовольствие!
  7. Поощряйте проявления любого интереса, пусть даже вам кажется, что он напрямую никак не связан со школьной программой! Отвечайте на дурацкие вопросы, ищите ответы вместе, мотивируйте более старших к самостоятельному поиску – подскажите в каком надежном источнике вероятнее всего есть информация, к какому специалисту лучше обратиться.
  8. Поощряйте желание ребенка попробовать себя в разных видах деятельности – благо сейчас практически во всех кружках, секциях, языковых и прочих школах есть пробные занятия, зачастую бесплатные. Не страшно, если ребенок сходит в десяток из них – хуже если вообще не возникает желание пробовать.
  9. Будьте осторожны с избыточной мотивацией: постоянные напоминания, «лекции» и нотации о том, как ВАЖНО учиться. Такая «мотивация», как правило, имеет обратный эффект: ребенок начинает воспринимать все разговоры об учебе, планах и успехах, как шум.
  10. Ну и конечно никто не отменял личный пример! Учитесь новому, пробуйте, развивайтесь. Вместе сходите на пробное занятие по керамике, робототехнике или корейскому языку. Ваша поддержка и любовь способна свернуть горы!

Автор:

Я — психолог благотворительного фонда «Дети наши».

Работаю в фонде по трем направлениям: Образование, Социализация и Наставничество.

Окончила Смоленский государственный университет, специализация «Клиническая психология», училась в Московском институте психоанализа, специализация «Мастер краткосрочного стратегического консультирования», также проходила курсы по таким темам как травма, НЛП, эмоциональный интеллект, игропрактика по социальным играм Гюнтера Хорна.

Я пришла работать в фонд «Дети наши» после нескольких лет волонтерства. Мне импонируют подход фонда к работе, ценности, которые он транслирует. Мне кажется, это хорошее поле для профессионального роста.

Я работаю с воспитанниками детских домов и имею огромный опыт работы с самыми разнообразными проблемами детей разного возраста.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!