Никогда не думала, что научить ребенка ответственности в наше время настолько сложно. И дело даже не в том, что сегодняшние законы, призванные защищать права деток, «перегнули палку», и теперь всякое неразумное дитя отлично знает, что начни родители что-то заставлять его делать через «не хочу», он быстренько сможет найти на них управу, позвонив на специальную линию или в опеку и заявив о домашней тирании. Дело в самих родителях. В их непонимании того, что в 10-12 лет учить ответственности (как, впрочем, самостоятельности, аккуратности, вежливости, доброте) уже поздно.
Взрослые сами виноваты, что современные подростки совершенно беспомощны и безответственны. Или, что еще правильнее, – нынешним детям не просто лень заглядывать на несколько дней, месяцев и лет вперед, чтобы понять, что их сегодняшние поступки аукнутся им в будущем – их реально этому не научили.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Что значит быть ответственным
Ответственность – это куда серьезнее, чем забытый дома учебник литературы или порванная на улице новая куртка. Это не просто некая обязанность, которую дети должны выполнять, чтобы достигнуть каких-то успехов в жизни. Ну, как пример: ребенок учится, чтобы получить знания. Ответственность – это, как написано в Википедии, «совокупность действий (мер), исполнение которых позволяет личности безопасно достигать желаемого». Мне кажется тут главное слово – «безопасно».
Ребенок с малых лет должен понять, что всякий поступок или бездействие приводит к определенным результатам. Правильное действие (бездействие) – к положительному результату, а неправильное – к плохим последствиям или для самого ребенка, или для других людей. И не обязательно это будут родители, друзья, родственники. Плохо может стать и совершенно чужим людям.
Вот пример из жизни. Мама с 8-ми летним ребенком возвращается в вечерних сумерках из кинотеатра. Внезапно мальчик принимает решение не ждать, когда мама подойдет к переходу, и начинает перебегать дорогу самостоятельно, совершенно не глядя по сторонам и не обращая внимания на красный свет светофора. Из-за поворота на хорошей скорости вылетает легковой автомобиль. Если бы не отличная реакция шофера, который, вильнув в сторону, направил свою машину в сугроб на обочине, едва не перевернувшись, то все бы для мальчишки закончилось больницей, а то и еще хуже. Шофер, перепуганный насмерть, выскочил из машины и начал расспрашивать «цел ли малец», но тут мама, словно разъяренная фурия, набросилась на него чуть не с кулаками. Мол, куда ты смотрел, чуть дитя не задавил. А то, что в салоне сидели жена и трехлетняя дочка водителя, которые могли пострадать, если бы машина перевернулась, она в расчет не брала. Вот и скажите, о каком воспитании ответственности может идти речь, если мама сама безответственная.
Так что ответственность – это еще и способность предвидеть и влиять на ход событий. Если хотите – это значит быть ответственным за свои поступки.
Но мало быть ответственным только за сохранность своих вещей или своего личного благополучия. Мы живем не в тайге, а среди людей, и наши действия (и действия наших детей) должны учитывать сохранность и их жизни, и их благополучия.
Как привить ответственность детям
Скажу сразу, – если не начать с себя, то ничего не получится. Если родители сами безответственны и не собраны, то они никогда не смогут привить, а уж тем более потребовать от детей того же самого.
Научиться предвидеть последствия своих поступков не так-то просто, потому что маленькие дети (до 7 лет, по крайней мере), живут одним днем и не думают о будущем. Думать за них должны родители. И учить детей начинать думать на шаг или два вперед должны тоже они. Не научат в 3 года или 5 лет, в 7-9 лет будет уже поздно. Крохе с пеленок нужно прививать личную ответственность. Когда ребенок пойдет в садик, а потом в школу, его уже там будут учить коллективной и гражданской ответственности, а начиная с подросткового возраста –приучать еще и к юридической ответственности за свои действия.
Но давайте рассмотрим все по порядку.
-
- Прежде чем ребенок поймет, что значит быть ответственным, его нужно научить быть организованным. Не в смысле ходить парами в детском саду или вставать в восемь утра, что тоже должно иметь место. Его необходимо приучить убирать за собой свои игрушки и вообще свои вещи на места. Ребенок должен следовать распорядку дня и выполнять все вовремя.
- Некоторые родители почему-то думают, что в три года ребенок не может быть самостоятельным. В целом и общем – да, ему нужна еще помощь взрослых. Но самостоятельно заправлять свою постель, одеваться, кушать и выбирать, чем он хочет заняться в свободное время – этому родители вполне могут его научить.
- Не стоит стоять над душой у малыша, когда он одевается на прогулку, не надо и самим его одевать, чтобы ускорить процесс. Просто поставьте ему определенные временные рамки, и если он не уложится в них, то отмените прогулку. Один-два раза таких «строгостей», и ребенок поймет, что его действия (вернее, бездействие) ему же самому на пользу не идут.
- Не делайте за ребенка то, что он способен сделать сам. Не собирайте ему рюкзачок для прогулки или в детский сад. Пусть он самостоятельно это сделает. Просто подскажите ему, что он должен туда положить. Не завязывайте ему шнурки на ботинках. Дайте понять, что если он сам не завяжет – ему же хуже: споткнется и упадет, а оно ему надо?
- Ребенок просит включить ему мультфильмы или включает их сам, но игрушки убирать не желает. Откажите ему в удовольствии до тех пор, пока он не выполнит свои обязанности. Пока он мал и подчиняется воле родителей, его легко приучить к такому ходу вещей, когда удовольствия получают только после дела. Да, да, все та же русская пословица!
- Если малыш что-то делает назло родителям, проверяя их реакцию, или капризничает, добиваясь желанного – не идите у него на поводу. Порвал штанишки, игнорируя предупреждение не лезть через ограду? Не ругайтесь, но дома предложите ему самому зашить дыру или пусть ходит так, но отметьте, что детки в садике будут над ним смеяться. Прочтите вместе рассказ Н. Носова «Заплатка». Надо сказать, что рассказы этого писателя весьма поучительны и разъясняют детям многие вещи доступным языком, в том числе и что такое ответственность за свои поступки. Поэтому нелишним будет приобрести его книгу для домашней библиотеки.
- Не стоит ругать малыша за то, что у него что-то не получается, он ведь еще только учится. Поэтому всегда старайтесь быть рядом и прийти ему на помощь и делом, и словом. Подбадривайте его, поддерживая в нем инициативу. Хочет помыть посуду – пожалуйста! Вынести мусор – отлично! И не страшно, что тарелки не совсем чистые, а ведро слишком тяжелое, с мамой или папой эта работа будет в удовольствие.
- Учите детей взаимодействовать с другими людьми, обращайте их внимание на безопасность не только личную, но и окружающих. Сколько раз наблюдала в песочнице, как ребенок яростно начинает копать песок, совершенно не заботясь, что он разлетается во все стороны, а мама при этом спокойно следит за его действиями. А ведь он не один там находится! Песок может запросто попасть в лицо и глаза других деток.
Ответственность начинается с малого: с заботы о попугайчике или хомячке, с вежливого обращения к старшим, с трепетного отношения к младшим и уважения к старикам, с элементарных правил поведения в обществе и правил безопасности.