Как научить ребенка играть самостоятельно – головная боль многих родителей. Очень мало встречается детей, которые сами, по своей собственной инициативе сидят тихонько в уголке или песочнице и несколько часов кряду, ни на что не отвлекаясь, строя из кубиков домики или накладывают лопаткой песок в ведерко. Это бывает лишь в случае, когда у малыша – соответствующий характер. То есть, когда ему нравится играть в одиночестве.
Но таких детей сравнительно немного. Большинство малышей играют роль маминых «хвостиков», день напролет ходя за мамой и не давая ей ничего сделать. Игрушки таких детей интересуют мало – сколько им их ни давай. Если ребенок уже умеет говорить, то он все время будет канючить одну и ту же фразу, которая способна вывести из себя даже самую терпеливую маму: «Поиграй со мной!» На ответ мамы: «Поиграй сам!» малыш обычно начинает капризничать, плакать или даже ударяться в истерику.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Знакомая ситуация? Ну, еще бы! Почти любая мама прошла через нее. А все потому, что ребенок элементарно не умеет играть самостоятельно. Просто его этому не научили. Да-да, детей надо учить всему, в том числе и самостоятельным играм.
Начинаем с нуля
Приучать ребенка к умению самостоятельно играть необходимо с самого раннего детства. Что для этого нужно? В общем – немного. Главное – уделять малышу как можно больше внимания, стараться, чтобы он чаще был рядом с мамой или папой. Элементарная истина: постигать окружающий мир малыш начинает, подражая действиям самых близких ему взрослых людей – родителей. Ребенок видит, что мама с папой занимаются какими-то делами и пытается эти дела копировать. То есть, играть. Это заложено в природе любого малыша. А отсюда – вывод: если кроха не будет видеть родительских действий, то как же он научится им подражать?
Здесь необходимо учитывать несколько важных нюансов.
- Самые первые попытки играть малыш предпринимает, наблюдая за домашними делами родителей. Например, за тем, как мама готовит еду или папа что-нибудь мастерит по хозяйству. Поэтому любимые игрушки ребенка на этом этапе – кухонная утварь или папины хозяйственные инструменты. Всякие кубики, машинки, куклы и зверушки пока для ребенка интереса не представляют.
- Повзрослев, малыш делает первые попытки мыслить абстрактно, и постепенно начинает играть не с самими предметами, а их заместителями. Например, он уже вполне способен представить, что обычная палочка – это ложка, крышечка – тарелка, песок – крупа, из которой варят кашу и т. д.
- Примерно с двух лет малыш начинает постигать азы ролевой игры. Скажем, девочка уже вполне способна вообразить себя мамой, а куклу или зверушку – своей дочкой, а мальчик – представить себя шофером и с увлечением катать игрушечный грузовичок.
Пройдя все эти «ступени», примерно к трем годам малыш уже может какое-то время (в зависимости от своего характера и самочувствия) играть самостоятельно и не ходит за мамой по пятам с утра до вечера. Обязанность родителей – помочь ребенку в преодолении этих «ступенек». Они должны объяснять малышу назначение того или иного предмета, показывать, как им пользоваться, учить, какие слова нужно говорить в той или иной ситуации – то есть, какое-то время играть вместе с ребенком.
Разумеется, при этом маме и папе нужно помнить: для ребенка игра – это не игра, это не понарошку, а самое настоящее серьезное и реальное действие. То есть, кукла или плюшевый медвежонок для малыша – вполне живые, а игрушечный грузовичок ничем не отличается от настоящего. И не надо кроху в этом разубеждать: наоборот, следует ему это внушать на полном серьезе. Таким способом родители смогут, во-первых, по-настоящему увлечь своего малыша игрой. А во-вторых, научать его любви, заботе и ласке, которые кроха, повзрослев, перенесет на живых людей.
И еще один нюанс. Бывают случаи, когда ребенок, несмотря на все старания родителей, так и не начинает играть самостоятельно – ни в год, ни в два, ни в три, ни в пять. Это случается нечасто, но все же на всякий случай к этому нужно быть готовым. Как поступать родителям в такой ситуации? Обратиться к детскому врачу или детскому психологу. Возможно, у малыша какие-то отклонения в психике или – особенности в психологическом развитии.
Как правильно приучать малыша к самостоятельным играм
Для этого родители должны соблюдать несколько простых, но вместе с тем очень важных правил.
- Детские игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Понятно, что малыш, которому только-только исполнилось два годика, вряд ли увлечется всяческими пазлами и конструкторами: он просто еще не в состоянии мыслить логически на таком сложном уровне. Поэтому увеличивать сложность игрушек нужно поэтапно: старше возраст – сложнее игрушка. Хотя, конечно же, неправильным будет отнимать у повзрослевшего малыша его прежние простенькие игрушки. Во-первых, он к ним успел привязаться и полюбить их, а во-вторых, став старше, малыш способен найти им новое творческое применение. Например, вообразить, что погремушка – это ракета или сказочный человечек.
- Игрушек не должно быть слишком много. Это дезориентирует малыша, не дает развиваться его фантазии, а, кроме того, он, скорее всего, не будет ощущать к игрушкам привязанности и любви. Обычно ребенок влюбляется в какую-то одну игрушку, и это нормально.
- Приучать ребенка к самостоятельным играм нужно, когда он чувствует себя хорошо, сыт, здоров, у него хорошее настроение. Иначе кроме плача, капризов и швыряния игрушек родители ничего не добьются.
- Необходимо следить, чтобы место, где играет ребенок, было комфортным и безопасным.
- Не надо навязывать ребенку свои правила и собственное видение игры. Все это он должен определять сам. Ну и, конечно, если он вдруг решил резко поменять правила, это тоже нормально. Это означает, что малыш в процессе: он учится, он фантазирует, он познает самого себя.
- Даже если малыш уже вполне способен играть самостоятельно, все равно родителям время от времени нужно принимать участие в его играх, учить ребенка чему-то новому, да и просто эмоционально с ним общаться. Любой малыш, за редким исключением, с удовольствием впустит маму в свою игру, а, по большому счету, в свой мир.