Как научить ребенка дружить со сверстниками: ценные советы

Как научить ребенка дружить со сверстниками Воспитание

Как научить ребенка дружить со сверстниками, и какие проблемы обычно возникают у родителей (да и у ребенка тоже) в этом случае? Что такое дружба, и для чего она нужна человеку, в том числе и ребенку, в данной статье мы говорить не будем, так как ответ на этот вопрос понятен и без дополнительных разъяснений. Скажем лишь, что человек – существо общественное и социальное, и потому выжить в одиночку ему трудно. С другом, кем бы он ни был, это сделать куда как легче. Поэтому человеку нужно уметь дружить. Но для этого дружбе необходимо научиться. А это такая наука, которая постигается человеком всю его жизнь. Ну, а начинается ее постижение в детстве.

«Я с тобой не играю!..»

Вообще-то азам дружбы ребенок учится самостоятельно. Стремление найти себе друга в людях заложено самой природой. И обычно, рано или поздно, малыш находит себе друзей.

Лучшее в телеграм: посмотреть

Но нередко бывают случаи, когда ребенку сделать это сложно. Как бы он ни старался и ни стремился, а в ответ слышит классическую фразу: «Я с тобой не играю!» Это означает, что с ребенком дружить не хотят. Почему же так происходит? В чем здесь причина?

Как научить ребенка дружить со сверстниками в 5 летТаких причин – много, и основные из них таковы.

  1. У ребенка – скверный характер. Он элементарно неспособен дружить и не понимает, что такое дружба. Например, в играх с другими детьми он обязательно стремится верховодить, всем указывать, вступает в конфликты или драки, ябедничает, отнимает у других детей игрушки, а то и ворует их, не хочет делиться своими игрушками. Дружба – это отношение на равных. Но в данном случае никаких равных отношений быть не может. Потому другие дети и не хотят дружить с таким эгоистом, скандалистом, жадиной и ябедой.
  2. Ребенок плохо воспитан. Ему никто не объяснил, такое дружба, и как правильно дружить. Поэтому действия такого ребенка напоминают пресловутого слона в посудной лавке. Дружба – это всегда созидание, а невоспитанный ребенок умеет лишь разрушать.
  3. Следующий пункт, который вытекает из предыдущего – отношения в семье, в которой проживает ребенок. В нормальном семействе все должны быть друзьями: и взрослые между собой, и дети между собой, и взрослые по отношению к детям, и дети по отношению ко взрослым. Но если этого нет и в помине, а, наоборот, в семье постоянный раздрай и эгоистичное выяснение отношений, как в стае, то как в этом случае ребенок сможет понять, что такое дружба? Поневоле усвоенные принципы стаи он пытается перенести на отношения с другими детьми. И – слышит в ответ традиционное: «Мы с тобой не играем!»
  4. Ребенок – гиперактивный. То есть, он даже одной минуты не может посидеть на месте, ему постоянно надо двигаться, все крушить и ломать, он не способен признавать никакие правила и условия, с ним невозможно наладить нормальные отношения. Ну и как с таким дружить? Вот с ним никто и не дружит.
  5. Ребенок – слишком робкий и мнительный. Он и рад бы завести себе друга, но в силу своего характера не решается (а зачастую и вовсе не способен) это сделать.
  6. Ребенок – «белая ворона». Такое часто также бывает. Вроде бы с малышом все в порядке: он и воспитан, и честен, и аккуратен, и сам не прочь дружить, – но все равно другие дети его отвергают и не желают принимать в свою компанию – буквально-таки на внутреннем, душевном, интуитивном уровне.
  7. Ребенок – интроверт. Таким детям в большинстве случаев и вовсе не нужны друзья, им хорошо наедине с собой.
  8. Другие дети не желают дружить с ребенком, потому что так им велели их родители. Знакомая ситуация, не правда ли? Допустим, родители в ссоре друг с другом, или считают что другой ребенок – «не нашего круга», или – он не той национальности, или – другого вероисповедания. Этот перечень можно было бы и продолжить, но, думается, достаточно и сказанного. В любом случае дети становятся заложниками убеждений, предрассудков, мнений и прочих «игр» взрослых. А сами-то дети, конечно, с удовольствием бы дружили друг с дружкой! Но…

Как помочь ребенку найти себе друзей

Самое главное – нужно ли делать это вообще? Если ребенок самостоятельно справился с такой задачей – то и прекрасно. В этом случае маме и папе только того и остается, что наблюдать за дружбой своего дитяти с другими детьми и, в случае чего, вносить разумные коррективы. Если же у малыша наблюдаются проблемы с поиском друзей или во взаимоотношениях с ними, то тут родительская помощь будет очень кстати.

Но в чем же она должна заключаться?

  1. Начнем с личного родительского примера. Если мама с папой дурно отзываются о других людях, и ребенок это слышит, то он и сам станет считать всех других людей плохими. А с нехорошими мальчиками и девочками – зачем дружить? И наоборот: если родители говорят о ком-то другом с добром и уважением, то и их ребенок точно так же станет относиться ко всем прочим людям. И тогда другие дети легко примут его в свою компанию.
  2. Чтобы научить ребенка дружить, нужно также применять и «подход от обратного». Другими словами, малыш должен уметь уважать себя сам, держаться с достоинством и быть интересной личностью. Ведь с неинтересным человеком – кто станет дружить?
  3. Ребенок должен быть развит физически. Дети не уважают «слабаков», и неохотно принимают их в свою компанию.
  4. Кроме того, родители должны стараться создавать своему ребенку условия, чтобы он как можно чаще общался со сверстниками. Ведь если не общаться, как заведешь друзей? Какие это условия? Самые разные. Например, спортивная секция – особенно командный вид спорта. Или – кружок по интересам. Где общие интересы, там и единомышленники, а где единомышленники, там и друзья. Да хотя бы обыкновенная песочница или детская площадка. Совместные игры и развлечения всегда сближают детей, а дружба – это и есть близость.

научить ребенка дружить со сверстниками в 4 годаРазумеется, прежде всего ребенок должен знать и понимать, что такое дружба и друзья и для чего они нужны. Какую-то часть этой великой науки малыш вполне способен уяснить самостоятельно. Но о самом главном ему должны рассказать родители. А потому:

  • необходимо постоянно говорить с сыном или дочерью о том, что такое дружба и кто такой друг;
  • следует дать понять ребенку, что без дружбы и без друга жить очень непросто, скучно и страшно;
  • если малышу в силу своего характера сложно найти друга, то таким другом должны ему стать родители.

Впрочем, слова словами, но детям, как известно, нужны еще и конкретные примеры. Примеров, как заводить друзей и как правильно дружить, есть множество. Это, в первую очередь, книги, мультики и художественные фильмы. Так вот: мамам и папам в обязательном порядке нужно учить своих детей дружбе на примере мультяшных, киношных и книжных героев. Для этого необходим совместный просмотр фильмов и мультиков и такое же совместное чтение книжек.

Очень важно не только смотреть и читать, но еще и совместно обсуждать увиденное и прочитанное. Почему тот или иной герой поступил так, а не иначе, почему эти мальчики – друзья, а с тем котенком – никто дружить не хочет? Ну, и так далее. Хорошую книгу или хороший мультфильм о дружбе можно обсуждать до бесконечности.

Единственное, и притом очень важное условие – нужно выбирать хорошие и правильные книжки, фильмы и мультфильмы. Желательно, чтобы они были старые, советских времен. Уж там-то понимали, что такое детская дружба, и потому старались не допустить никакой халтуры. Впрочем, и многие современные произведения вполне отвечают целям и задачам научить детей дружить.

научить ребенка дружить со сверстниками на детской площадке

Что еще следует делать (или не делать) родителям, чтобы их ребенок научился дружить?

  1. Не следует заставлять ребенка непременно подружиться «с тем мальчиком» или «с той девочкой». Дружбы по принуждению не бывает. Дети сами должны прийти к убеждению, дружить им с кем-то или нет.
  2. Следует как можно чаще напоминать ребенку, что общаясь со сверстником, не надо с ним конфликтовать: драться, ссориться, отнимать игрушки и т. д. Где дружба – там ссор быть не должно.
  3. Вообще необходимо стараться не вмешиваться в отношения детей. Разве только в каких-то крайних случаях. Пускай они сам соприкасаются душами и определяют, подходят ли друг для друга в качестве друзей.
  4. Если будет видно, что ребенок готов подружиться со сверстником (не ссорится, делится игрушками, улыбается ему), необходимо ненавязчиво в этом ему помочь. Например, пускай малыш пригласит сверстника к себе в гости. В домашней обстановке, которая во многом интимна, дружба налаживается очень даже замечательно. Конечно, такое приглашение необходимо согласовать с мамой или папой чужого малыша.
  5. Следует понимать, что дружбы без ссор не бывает (особенно у детей), а потому очень важно научить ребенка мириться с другом. Необходимо постараться объяснить малышу, что мириться и прощать – это очень хорошо и правильно, и так поступают все хорошие люди. Ребенок, который почувствовал себя хорошим человеком, будет дружить еще крепче и еще больше ценить дружбу и своего друга.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!