Малыш уже знает все буквы и пришло время научить его читать словами. Но как это сделать правильно и быстро, некоторые родители не знают. Они, конечно же, пытаются учить ребенка соединять буквы вместе, но затрудняются это делать, не совсем понимая, как помочь крохе правильно соединить эти буквы в слоги, а слоги – в слова. Ключевое слово тут – правильно. Сегодня «Мама может все» расскажет, как помочь малышу научится читать словами.
Что нужно знать об обучении чтению в домашних условиях
Этот подзаголовок не случайно вынесен в самое начало статьи. Многие родители пытаются учить свое чадо чтению, совершенно не учитывая его готовность к этому процессу. А это немаловажный психологический момент, который играет большую роль в обучении (и не только чтению). Да, ребенок вполне способен во время игры освоить алфавит. Петь гласные, повторяя их за мамой, громко рычать букву «Р», шипеть букву «Ш» и находить знакомые буковки в книжках с удовольствием будет любой малыш. Но вот продвинуться дальше, когда от него потребуется усидчивость, внимательность – не у всякого получится. А мамы, потеряв терпение, махнут на дальнейшие занятия рукой и будут ждать, когда ребенка научат читать в садике.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Поэтому прежде чем начать заниматься с ребенком изучением букв, обратите внимание на его готовность (и желание) воспринимать обучение и не останавливаться на достигнутом.
Еще одной трудностью на пути к чтению словами становится плохая речь ребенка и небольшой словарный запас. И если последнее вполне легко устранить – много разговаривать с малышом, читать ему книги и сочинять вместе с ним сказки, то с первым пунктом придется обратиться к логопеду. Ребенок, который плохо или неправильно проговаривает звуки, не сможет их соединять в слова.
И третье, что нужно помнить родителям – при изучении алфавита никогда не называйте ребенку букву в ее транскрипции, а только звук, который соответствует этой букве. То есть не «ЭН» и не «ЭЛ», а «Н» и «Л». Это необходимо, чтобы малыш потом мог легко соединять эти звуки (буквы) в слоги и слова. Как это делать правильно, посмотрите видео-урок.
И еще несколько правил, которые помогут родителям легко научить ребенка читать словами.
- Занятия проводите только если ребенок в хорошем настроении и имеет желание учиться читать.
- Никогда не принуждайте малыша, не сулите ему поощрений и не ругайте его, если он отказывается учиться. Это значит, что он просто не готов.
- Не сравнивайте его с другими детками и не стыдите, если у него что-то не получается.
- Хвалите за успехи, но не ставьте их ему в заслугу. Ребенок должен знать, что учеба – это такая же необходимость, как и самостоятельность.
Если родители видят, что их дитя с радостью учит буквы, задает вопросы и сам пытается соединять знакомые уже буквы в слова – не тяните со следующим этапом и начинайте смело учить его чтению.
Что нужно для обучения чтению
Не будем говорить банальности о терпении и желании как родителей, так и детей – это и так понятно. Сразу перечислим, что будет нужно в дополнении к этим двум естественным вещам. Обязательно приобретите для занятий:
- Азбуку (если еще не учили буквы) и Букварь, если алфавит уже выучен. Каждый волен выбирать себе свой вариант учебников, но советуем обратить внимание на Букварь Н. С. Жукова;
- магнитную Азбуку, она поможет складывать из букв слоги и слова;
- полезными будут и кубики Зайцева, и набор карточек со слогами;
- вариант говорящей Азбуки выбирайте такой, где названия буквы произносится звуком;
- фломастеры и альбом (тетради в клетку) и/или доску для письма. Лучше брать грифельную, на которой пишут мелом, она надежней;
- хорошим обучающим материалом будут серии мультфильмов, в которых учат буквам. Но, опять же, ищите те, в которых буквы произносятся звуками.
И помните, что сказавши «а», надо обязательно говорить и «б», то есть после изучения алфавита не тянуть с обучением чтению. Иначе смысла учить только буквы – просто нет.
Складываем буквы в слоги
Слог – это не сочетание букв, а сочетание звуков. Поэтому когда будете переходить с детьми на этот этап занятий, помните об этом и сами. Легче всего деткам даются слоги, которые оканчиваются на гласные звуки, то есть – открытые слоги. А вот закрытые слоги – оканчивающиеся на согласную – усваиваются хуже. И все потому, что у детей есть тенденция «проглатывать» последний звук (букву) слога или менять ее на похожую по звучанию. Эту особенность следует обязательно учитывать и от которой нужно отталкиваться, когда будете учить ребенка соединять звуки воедино.
Для занятий и закрепления пройденного пользуйтесь различными инструментами. Чтобы малыш понял, как происходит слияние звуков, рисуйте лодочки с буквами, которые плывут навстречу друг другу и, встретившись, соединяются в определенное слогосочетание. А слоги из букв, делающих согласную мягкой (например, «РЯ», «ТИ», «МЕ»), оставляйте на вторую очередь, после «ТЫ», «МО», «ЛА».
Во время занятий развивайте мелкую моторику. Просите ребенка нарисовать (скопировать или соединить по точкам) соответствующий слог или вылепить его из пластилина, или выложить из фасолинок.
На следующем занятии, прежде чем приступить к новому материалу, не забудьте повторить и закрепить предыдущий урок.
Когда малыш поймет, как правильно соединять звуки в открытые слоги, переходите к закрытым, но при этом следите, чтобы звук (буква) «Д» не превратилась в «Т». Поправляйте малыша мягко, но требуйте правильного произношения. Расскажите ему, чем отличаются парные звуки. Дайте им определение согласных: звонкие и глухие, твердые и мягкие.
Складываем из слогов слова
Для начала родителям стоит запомнить: чтобы ребенок легко научился складывать слоги в слова и предложения, давайте ему для начала читать только простые слова, состоящие из двух открытых слогов.
Классическая фраза «Ма-ма мы-ла ра-му» не просто так дана в букваре, она помогает малышу понять принцип соединения отдельных слогов в одно целое. При этом предложение в целом весьма понятно для всякого ребенка. Заранее придумайте несколько подобных словосочетаний и попросите малыша прочитать их. Не торопите его, пусть он сам осознает все великолепие процесса чтения, когда из обычных букв получается простая для его восприятия фраза.
Если дитя быстро ухватило суть соединения открытых слогов, не спешите сразу же переходить к сложным предложениям. Закрепите начинание и попробуйте дать ему слово, состоящее из открытого и закрытого слога. Например, слова «окно», «игра», «юбка», «утка». И только после переходите к таким, которые имеют в своем составе слоги из трех букв (звуков), таких как «кош-ка», «мыш-ка», «се-реж-ка».
Есть еще один способ соединения букв. Как складывать их сразу в слова, посмотрите на видео.
Главное – заниматься без спешки и особой суеты. Ребенок должен понять и полюбить процесс чтения, а не считать его нудной обязанностью и рутиной. Дети только тогда любят книги и чтение, когда видят перед глазами пример взрослых, которые с удовольствием читают не только им, детям, сказки, но и увлечены «взрослыми» книгами. Поэтому если мама и папа хотят, чтобы чтение стало для ребенка естественным и приятным занятием, они сами должны любить читать.