Многие родители со мной согласятся, что детей нужно обязательно учить добропорядочности. А что значит быть добропорядочным человеком? Это значит – быть ответственным за свои действия и поступки, ответственным и перед собой, и перед другими людьми. И взрослому-то человеку сложно быть безупречным в своем поведении, а что ж тогда говорить о детях, которые еще много чего в жизни не понимают? Но, знаете, их малый возраст не освобождает их (как и взрослых) от ответственности. Некоторым родителям свойственно говорить, а особенно при ребенке в его оправдание, что он, мол, еще неразумное дитя и поэтому ему надо простить его проступок. Правильно ли это, и как доступным образом объяснить малышу, что он виноват и в чем виноват, и что он должен научиться отвечать за последствия от своих поступков?
Ответственность – значит порядочность
И это утверждение не голословное. Ребенок должен научиться быть не просто добрым к другим (будь то человек или животное), а именно порядочным. То есть «всегда стремиться выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим». Это определение взято из Википедии. Однако тут для ребенка возникает одно «но». Слово «умышленное» здесь явно касается больше взрослых, чем маленьких 3-4-5- леток, которые большинство своих плохих поступков совершают неумышленно. Вот, кстати, пример из моей «многодетной» жизни.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Пришлось нам как-то летом с младшей дочерью уехать в гости на недельку в другой город. А старших детей (на то время им было 11 и 7 лет), оставили с дедушкой на даче. А погода, надо сказать, стояла жаркая. Жили же детки на даче не только с дедушкой, но и с нашими домашними питомцами – парой хомячков в клетке, которые были целиком и полностью под присмотром детворы. По приезде я этих хомяков не обнаружила. Спрашиваю, куда делись? А старшие мои испуганно на меня смотрят и чуть не плачут. Начинаю уточнять? мол, убежали из клетки, что ли? Молчат как партизаны. После долгих уговоров и посулов, что наказывать их не буду, признаются, что забыли их на солнцепеке и хомячки наши спеклись, потому что и воду, заигравшись, они поставить им забыли. Дочка плачет, говорит, что была не ее очередь присматривать за животными, а сын (он самый старший из всех) кряхтит и только молча хмурится.
Вот именно тогда мне и пришла в голову мысль, что как бы я ни учила их ответственности (дома они про хомяков не забывали никогда, благо было кому им о них напомнить в моем лице), а все-таки дети есть дети. Но ведь и «ветер в голове» – это для них не оправдание. Сегодня забыли про хомячков, что привело к трагической развязке, а завтра… Про кого они забудут завтра, и кто по их вине будет страдать? Наказывать я их не стала. И хомяков им других взяла, чтобы и дальше ответственность в них развивать, но всякий раз им потом напоминала про их забывчивость и к чему она привела.
Но это случай, как говорят, ответственности «по крупному». А ведь есть много всего, за что люди несут ответственность и по мелочам. Взять, к примеру, выполнение своих обязанностей на работе. Если бы все пожарные были сплошь люди безответственные… Далее продолжать, думаю, не стоит.
Как привить детям ответственность за свои поступки
Очень хорошо сказал Антуан де Сент-Экзюпери в своем «Маленьком Принце: «Ты навсегда в ответе за того, кого приручил». Но только ли за тех, кого приручили, мы несем ответственность? Неужели если ребенок разбил любимую вазу старушки-соседки и свалил все это на ее же кошечку, он должен быть оправдан и угощен конфеткой? Это же получается Григорий Остер с его «Вредными советами», которые он писал, кстати говоря, в научение, как не стоит поступать. Мало того, что малыш, пусть даже по нечаянности, расколотил чужую вещь, он еще и соврал, свалив всю вину на кошечку. Испугался наказания, и этот страх привел его к дурному поступку. Ведь дурно не то, что он совершил по неосторожности, а именно обман и безответственность.
Как же объяснить ребенку, что так поступать нельзя и ни к чему хорошему это не приведет?
Как же объяснить ребенку, что так поступать нельзя и ни к чему хорошему это не приведет?
Первое, что не стоит делать сразу же после проступка – это:
шлепать малыша с криками и возмущением. Родительский гнев скор на расправу, но не на разумное восприятие ситуации;
стыдить ребенка за его поступок. Многие родители начинают укорять дитя не за то, что он соврал, прикрывая себя и подставляя другого «под меч праведный», а за первичное поведение. Например, ребенок толкнул или ударил кого-то в ответ на такие же действия, но сильнее, чем ожидал от себя и причинил обидчику больший вред, чем хотел. Не стоит разбирать именно это действие и выговаривать малышу за него, а вот слова «он первый начал» должны быть рассмотрены со всеми вытекающими из этого последствиями. У ребенка всегда есть выбор, отвечать обидчику делом (толчком или ударом) или словом;
Первое, что не стоит делать сразу же после проступка – это:
шлепать малыша с криками и возмущением. Родительский гнев скор на расправу, но не на разумное восприятие ситуации;
стыдить ребенка за его поступок. Многие родители начинают укорять дитя не за то, что он соврал, прикрывая себя и подставляя другого «под меч праведный», а за первичное поведение. Например, ребенок толкнул или ударил кого-то в ответ на такие же действия, но сильнее, чем ожидал от себя и причинил обидчику больший вред, чем хотел. Не стоит разбирать именно это действие и выговаривать малышу за него, а вот слова «он первый начал» должны быть рассмотрены со всеми вытекающими из этого последствиями. У ребенка всегда есть выбор, отвечать обидчику делом (толчком или ударом) или словом;
не стоит оставаться в стороне и проявить равнодушие к такому поведению. Но оставаясь спокойными, разъясните ребенку, что его позиция, в которой он старается себя оправдать – неправильная. Он должен быть ответственным только за свои действия и поступки.
Нередко дети путают объяснения своего поведения и оправдание. Родителям стоит объяснить разницу между этими двумя моментами. Обвиняя кого-то, ребенок снимает с себя личную ответственность, а рассказывая суть дела без экивоков на других – он учится брать на себя вину за проступок. Необязательно ждать какой-то экстраординарной ситуации, чтобы поговорить с малышом на тему ответственности. Читайте ему книги с историями, сказками или примерами на эту тему, смотрите фильмы и подробно разбирайте на примерах героев их поведение.
Учите детей, как правильно выходить из различных ситуаций. Если ребенок оправдывается и говорит, что не выполнил задание, потому что учитель не объяснил толком, как его делать, просто поинтересуйтесь, а почему же тогда чадо само не подошло к учителю и не попросило его об этом. Все сразу встанет на свои места и будет видно, кто же на самом деле виноват в том, что задание не было выполнено. В следующий раз ребенок будет уже более «догадлив». Не нужно бить никого в ответ, нужно просто попросить человека не делать этого больше. Или прибегнуть к помощи взрослых, если словами наладить отношения не получается.
Всякий раз объясняйте ребенку, что каждый его неправильный поступок – это возможность учиться на своих ошибках и возможность больше их не повторять. Старайтесь дать понять малышу, что не так страшен его поступок, как то, что он старается его оправдать. Наказывать ребенка нужно (не физически, конечно), но не за сам поступок, который он совершает чаще всего по незнанию, по неопытности или по ошибке, а за его обманные слова, за безответственность, за то, что он подставляет других под удар своими оправданиями.
Хвалите ребенка всякий раз, когда он не побоялся взять на себя ответственность за свое поведение и честно рассказал, как было дело. Оставаясь спокойными во время «разбора полетов», родители тем самым подают пример и своему ребенку.
Только тот ребенок будет расти добропорядочным, который научится спокойно и смело смотреть правде (а значит, и другим людям) в глаза, не страшась ответить за содеянное.