Как говорить с ребенком о деньгах, и нужно ли детям знать что-нибудь на эту тонкую, непростую тему? На вторую часть вопроса напрашивается однозначный ответ: да, разумеется, дети должны иметь представление о финансах. Причем, всестороннее и подробное (на понятном для ребенка уровне). Как говорится, без денег в этом мире никуда, дети, так или иначе, соприкасаются с ними с самого раннего возраста, и потому обязаны знать, что это такое, откуда они берутся и как ими распоряжаться.
А вот как именно объяснить ребенку, что такое деньги и, больше того, как именно выработать у него правильное отношение к деньгам, – здесь родителям придется постараться. Потому что если ребенок неправильно усвоит эту тему, жди беды. Деньги, как ни крути, все-таки зло. То есть, конечно, не сами купюры и монеты, а отношение к ним. Если оно неправильное, это способно погубить человека – в самом прямом смысле. История и литература полны тому примерами, да и сребролюбие, как известно, является одним из смертных грехов. Так что денежная тема – одна из главных в воспитании ребенка.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Разговор с детьми о деньгах: почему это важно
Отчасти на этот вопрос уже был дан ответ. Если ответ продолжить, то он будет таков.
- К деньгам необходимо относиться разумно, и этому умению надо учиться. Как зарабатывать деньги, как их копить, как тратить – все это жизненная наука, и притом очень сложная. И ее азы ребенок должен понимать сызмальства, иначе потом ему придется наверстывать финансовое самообучение, а это связано со многими ошибками, разочарованиями и прочими житейскими бедами.
- К деньгам нужно относиться правильно с моральной точки зрения. То есть, не делать их самоцелью, не красть и не мошенничать, а понимать, что они – всего лишь необходимый способ существовать достойно. Кроме того, если у человека есть деньги сверх необходимого, ему нужно уметь делиться ими с другими людьми, бедняками. Благотворительность – это именно то, что делает человека человеком. А вот если сидеть и «над златом чахнуть» или тратить деньги на бессмысленные дорогостоящие развлечения вместо того, чтобы помочь голодным, это, наоборот, превращает человека в чудовище, ничего общего с человеком не имеющее.
- Ну и, конечно, с самих ранних лет детям необходимо знать, как уберечься от всевозможных финансовых жуликов и мошенников. К сожалению, это – печальная примета нашего времени и в дальнейшем, думается, всяческого околофинансового жулья будет еще больше.
Эти три пункта являются азами финансовой науки для детей. Но они – лишь общие правила, а всякая наука, как известно, состоит из конкретики. Так чему же конкретно нужно учить детей в плане их финансового образования?
Начинаем с личного примера
Чтобы ребенок уяснил, как правильно распоряжаться деньгами, родители должны это показывать на собственном примере. Согласимся: глупо вдалбливать в детскую голову правильные финансовые азы, а самим в это время транжирить деньги на все стороны, или, например, чрезмерно скопидомничать, или – затевать из-за них ежедневные свары.
И наоборот: если родители умно планируют бюджет, так же умно тратят деньги, не лезут ни в какие денежные авантюры (вроде финансовых пирамид), и, притом, делают это на глазах у ребенка, он обязательно усвоит такое отношение к финансам и будет в дальнейшем поступать так же. Родительский пример – великое дело.
Играем в «денежку»
Цель такой игры – дать первичные представления ребенку о деньгах. Разумеется, это имеет смысл лишь с маленькими детьми, дети постарше уже и сами имеют общие первичные представления на эту тему.
Как играть в такую игру? Ну вот, к примеру.
- Объясняем малышу, как должны выглядеть настоящие деньги, и чем они отличаются от простых бумажек. Затем перемешиваем купюры с различными бумажками, и пускай ребенок самостоятельно правильно рассортирует их.
- Объясняем малышу, откуда берутся деньги. Кроха должен уяснить, что их нельзя просто так достать из ящика, снять в банкомате, найти в кармане и т. д. Для начала их нужно заработать. Как именно? Выполнять ту или иную работу. Для этого полезно будет поиграть с малышом в профессии. Например, ребенок становится врачом, а мама – его пациенткой. Малыш маму «лечит», а она рассчитывается с ним денежкой.
- А когда у ребенка денег будет много, с ними можно сходить в магазин и что-нибудь на них купить. Чтобы малышу было понятнее, можно сыграть с ним «в магазин», где мама будет «продавцом», а ребенок «покупателем».
Таким образом ребенок очень быстро усвоит важную истину: чтобы жить безбедно, нужно вначале деньги заработать, а уже затем потратить их.
Учим ребенка копить
И, что очень важно, поощряем такое стремление, заодно объясняя, как это правильно делается. Самый простой и доходчивый способ в данном случае – старая добрая копилка. Лучше, если она будет прозрачной, чтобы ребенок мог видеть, как увеличивается его капитал.
Конечно, самое главное – одежду, учебники и пр. родители должны покупать без всяких игр в накопительство. Но на самые заветные (и, притом, не первоочередные свои желания) ребенку лучше копить самостоятельно. При этом он должен уяснить: если он не удержится и купит на накопленные монетки шоколадку, то, это одно, – но вот если малыш немного потерпит и подождет, то накопленных денег станет больше, он сможет купить себе красивую игрушку, которая куда лучше шоколадки.
Учим ребенка делать покупки
Да-да, пускай он делает это самостоятельно. Таким способом малыш как бы вырастает в собственных глазах и учится себя уважать.
Но оплачивать покупку – этого мало. Еще нужно уметь выбрать необходимый предмет, оценить его качество, определиться, хватит ли на покупку денег, можно ли сэкономить на покупке без ущерба качеству выбранных предметов и их количеству.
Вот это и называется умением делать покупки. Согласимся, важнейшее умение.
Объясняем ребенку, что такое домашний бюджет
Иначе говоря, учим малыша «по одежке протягивать ножки». То есть, стараться умело распределять имеющиеся средства и не выходить за пределы суммы, отложенной на каждый день, на неделю и на месяц. Иначе – придется залезать в долги.
- Разъясняем ребенку, что такое долговая кабала, и почему это плохо. Здесь же даем ему понять, что такое кредиты, и почему в некоторых случаях они необходимы.
- Поясняем, что такое необходимые ежемесячные платежи (квартплата, счета за коммунальные услуги), и как можно сэкономить на этом (выключать свет, если он не нужен, не включать понапрасну кран и т. д.).
- Даем ребенку первичные понятия о том, что такое «черный день» и объясняем, для чего нужно на этот случай откладывать деньги.
- Показываем, как правильно распределяется семейный бюджет: сколько денег нужно отложить на еду, сколько – на коммуналку, сколько – лечение и другие нужды.
Учим ребенка делиться деньгами
Копить и тратить деньги – это, конечно, хорошо и приятно, но деньгами нужно еще и делиться. То есть, давать их тому, у кого их вообще нет или кто попал в затруднительное положение. Объясняем ребенку, что такая помощь – это проявление доброты и сострадания. Заодно рассказываем, почему каждому человеку необходимо быть добрым и сострадательным, и что эти качества – бескорыстны.
Не делаем трагедии, если ребенок потратил деньги неправильно
Тем более что правильно распоряжаться средствами не умеет никто – ни один человек на свете и даже ни одно государство. Вся мировая история тому подтверждение. Так как же это должен уметь неопытный ребенок? Следовательно, малыш в первую очередь имеет на это право.
Поэтому не следует его корить за то, что он, предположим, «купил то, а не купил это». Наоборот, гораздо разумнее в спокойной обстановке вместе с ним разобраться в совершенной ошибке, проанализировать ее и стараться не допускать впредь. Иначе есть риск, что «зашуганный» мамой малыш никогда не научится обращаться с деньгами с умом.
Учим ребенка относиться к деньгам правильно
Что это значит?
- Не читаем ребенку частых лекций на тему о том, что всякое богатство непременно наживается нечестными способами и что быстрее всего разбогатеть – это означает много и удачно украсть. Во-первых, это не всегда так. Во-вторых, этим можно ребенка вогнать в соблазн, и он станет всерьез считать, что преступление – самый легкий и надежный способ нажить богатство.
- От честных трудов разбогатеть невозможно – тоже не слишком удачная тема для бесед с ребенком на финансовые темы. Чего доброго малышу и вовсе не захочется трудиться в жизни. Ну а зачем надрываться, если все равно не разбогатеешь?
- Не следует жаловаться ребенку (да и вообще говорить в его присутствии) на свою низкую зарплату и прочие финансовые проблемы. Родитель-неудачник – не лучший образец для подражания детьми.
Как уберечься от финансовых жуликов?
На эту тему у ребенка должны быть хотя бы элементарные представления. Иначе – он рано или поздно попадется на удочку, и тогда…
- ПИН-код на карте нельзя записывать (его нужно накрепко запомнить) и никому его не сообщать.
- Саму карточку нельзя отдавать в чужие руки.
- Если ребенок карту потерял, нужно об этом сразу же сообщить родителям. Или, если это по какой-то причине невозможно, позвонить в банк.
- Ничего не следует покупать на всяческих подозрительных сайтах (во всяком случае, без консультации с родителями).
- Не отвечать на всевозможные письма, СМС и звонки по поводу мнимых родственников, которые якобы попали в трудную ситуацию, и поэтому им срочно нужны деньги, которые следует переслать по прилагаемым реквизитам. Ребенок должен четко понимать, что практически все эти сообщения – уловки мошенников.
- Не участвовать ни в каких сомнительных лотереях и прочих интернет-розыгрышах. Скорее всего, это – такие же мошеннические хитрости.
- Необходимо беречь наличные деньги и от воров-карманников. Не надо доставать деньги из кармана без надобности и не пересчитывать их – особенно в незнакомых людных местах. Следует прятать купюры подальше и поглубже, чтобы к ним трудно было добраться.
Вот всему этому и нужно учить детей. И тогда им будет легче и проще зарабатывать деньги, правильно их тратить и разумно к ним относиться.