Как быстро выучить стихотворение наизусть с ребенком: практические советы

как научить ребенка быстро выучить стихотворение наизусть Дети

Как быстро выучить стихотворение наизусть с ребенком – важная родительская задача. В чем именно ее важность? А в том, что это очень помогает малышу развиваться. Во-первых, тренирует его память. Во-вторых, декламируя выученные стихи, кроха начинает лучше выговаривать слова и целые фразы, делая, где надо, остановки, логические ударения и т. д. В-третьих, стихи развивают у ребенка образное и эмоциональное мышление. В-четвертых, таким способом развивается детский интеллект (ведь любое стихотворение необходимо не только выучить, но и понять его содержание и смысл). В-пятых, благодаря стихам, ребенок развивает свои душевные качества: доброту, умение любить и сострадать, видеть прекрасное, радоваться и, если надо, печалиться: стихи, в общем, для того и созданы. В-шестых, в дальнейшем, когда малыш пойдет в школу, ему будет легче учиться. Там, как известно, многое нужно заучивать наизусть (те же стихи, правила), и с тренированной памятью делать это будет намного проще.

Вот сколько пользы для ребенка от заучивания стихов наизусть! Но, вместе с тем, дело это непростое даже для взрослого, а не то что для малыша. Поэтому крохе надо помогать.

Лучшее в телеграм: посмотреть

Как лучше это сделать?

Существует множество методов и способов, как лучше помочь ребенку выучить стихотворение. Есть среди них довольно-таки сложные (о них даже написаны диссертации и толстенные монографии), а есть и попроще, которые испокон веков применялись родителями. Не будем говорить о диссертациях и монографиях, а ограничимся простыми житейскими (их можно еще назвать народными) советами.как научить ребенка быстро выучить стихотворение наизусть 1

  • Следует помнить, что все стихотворение целиком выучить за один раз ребенку очень сложно, поэтому делим его на несколько частей. Лучше по куплетам. Хотя и куплеты также можно разделить на части – например, по две строчки (обычно в куплетах детских стихов по четыре строки). Здесь все зависит от желания родителей, а также от способности малыша запоминать и пересказывать то, что он запомнил. Очень важно при этом, чтобы каждая частица стихотворения заключала в себе конкретный, четкий и ясный смысл. Например: «Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поет». Есть здесь законченный и понятный смысл? Конечно же! Другая половинка куплета: «Шишка отскочила, прямо мишке в лоб, мишка рассердился, и ногою топ». Здесь также присутствует прямая, четкая и понятная малышу картинка. А вместе – это логически законченное стихотворение.
  • Каждый день малыш должен учить по две-четыре строчки стихотворения, а на следующий день обязательно их пересказывать. Так они крепче запоминаются. После правильного пересказа самая пора приступать к выучиванию следующих двух-четырех строк.
  • В самом начале стишки должны быть небольшими по объему – один-два куплетика. Постепенно объем нужно увеличивать. Это хорошо тренирует детскую память.
  • При этом родителям не нужно торопиться, стараясь, чтобы малыш выучил как можно больше стихов и в самое короткое время. Следует помнить, что для крохи это очень тяжелая работа, а, к тому же, еще и огромная эмоциональная нагрузка. И потому родительская торопливость зачастую приводит к упорному нежеланию ребенка учить стихи, истерикам и нервным срывам. Сколько именно стишков должен выучить малыш в течение, скажем, одного месяца – конкретных рекомендаций на этот счет нет. Главное – чтобы это было малышу в радость и на пользу.как научить ребенка быстро выучить стихотворение наизусть 2
  • Не следует забывать, что у ребенка – предельно конкретное мышление. Отвлеченно и абстрактно думать он еще не умеет. Поэтому малыш должен четко представлять, о чем именно стихотворение. Для этого родителям лучше выбрать сюжетные стихи, то есть такие, где происходят конкретные и притом простые действия. Например, о том же «мишке косолапом» или «мухе-цокотухе». И героев стихотворения, и их действия ребенку будет нетрудно представить, а поэтому легче будет выучить и сами стихи.
  • Но даже в самом простом стихотворении могут быть отдельные слова и даже целые фразы, которые малышу трудно понять, а потому и сложно запомнить. Перед началом заучивания родителям необходимо разъяснить малышу значение всех непонятных слов и выражений.
  • Приступая к заучиванию стихотворения, нужно пересказать ребенку его смысл простыми и понятными словами. А затем пускай и сам малыш, как может, также перескажет содержание стихотворения.
  • Когда малыш выучит первый куплетик и будет его декламировать, необходимо обращать внимание на интонацию. Стихи, читаемые с выражением, легче и на больший срок запоминаются, так как здесь немаловажную роль играет эмоциональность и другие чувства, которые возникают у ребенка. Замечательный результат получается, когда малыш, рассказывая выученное стихотворение, помогает себе движениями и мимикой: ходит по комнате, делает соответствующие движения руками и телом, изображает на лице радость или печаль, пытается вживаться в роль того или иного персонажа стихотворения. Таким способом, помимо памяти, у ребенка вырабатывается точность движений, артистизм, а, кроме того, формируется образное мышление.

Дополнительные советы

как научить ребенка быстро выучить стихотворение наизусть 1Есть и другие, сопутствующие родительские действия, которые помогают малышу успешнее справиться с заучиванием стихов.

  1. О сюжетных стихах, наполненных конкретными и понятными образами, уже упоминалось. Кроме того, в стихотворении обязаны присутствовать такие же конкретные и понятные ребенку действия героев. Стихи должны быть наполнены глаголами, существительными, динамикой (то есть, герои должны в них что-то делать, действовать). Ребенок, которому пока присуще лишь конкретное мышление, легче представляет картинку, понимает ее и проще запоминает само стихотворение.
  2. Хорошо помогают малышу запоминать стихи детские песенки, которые поет ему мама или кроха их слышит на диске или магнитофоне. Если ребенок будет их слышать часто, он невольно их запомнит и станет повторять. А, значит, ему проще будет выучить и стихотворение. Разумеется, здесь важную роль играет содержание песен, но это – разговор отдельный.
  3. Не надо заставлять ребенка учить стихи, когда он не в настроении или неважно себя чувствует. Это может вызвать у него протест и, как следствие, дальнейшее отвращение к стихам и их запоминанию. Процесс должен быть малышу в радость.

В дополнение написанному в статье посмотрите видео на эту же тему.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!