Как быстро выучить стихотворение наизусть с ребенком – важная родительская задача. В чем именно ее важность? А в том, что это очень помогает малышу развиваться. Во-первых, тренирует его память. Во-вторых, декламируя выученные стихи, кроха начинает лучше выговаривать слова и целые фразы, делая, где надо, остановки, логические ударения и т. д. В-третьих, стихи развивают у ребенка образное и эмоциональное мышление. В-четвертых, таким способом развивается детский интеллект (ведь любое стихотворение необходимо не только выучить, но и понять его содержание и смысл). В-пятых, благодаря стихам, ребенок развивает свои душевные качества: доброту, умение любить и сострадать, видеть прекрасное, радоваться и, если надо, печалиться: стихи, в общем, для того и созданы. В-шестых, в дальнейшем, когда малыш пойдет в школу, ему будет легче учиться. Там, как известно, многое нужно заучивать наизусть (те же стихи, правила), и с тренированной памятью делать это будет намного проще.
Вот сколько пользы для ребенка от заучивания стихов наизусть! Но, вместе с тем, дело это непростое даже для взрослого, а не то что для малыша. Поэтому крохе надо помогать.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Как лучше это сделать?
Существует множество методов и способов, как лучше помочь ребенку выучить стихотворение. Есть среди них довольно-таки сложные (о них даже написаны диссертации и толстенные монографии), а есть и попроще, которые испокон веков применялись родителями. Не будем говорить о диссертациях и монографиях, а ограничимся простыми житейскими (их можно еще назвать народными) советами.
- Следует помнить, что все стихотворение целиком выучить за один раз ребенку очень сложно, поэтому делим его на несколько частей. Лучше по куплетам. Хотя и куплеты также можно разделить на части – например, по две строчки (обычно в куплетах детских стихов по четыре строки). Здесь все зависит от желания родителей, а также от способности малыша запоминать и пересказывать то, что он запомнил. Очень важно при этом, чтобы каждая частица стихотворения заключала в себе конкретный, четкий и ясный смысл. Например: «Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поет». Есть здесь законченный и понятный смысл? Конечно же! Другая половинка куплета: «Шишка отскочила, прямо мишке в лоб, мишка рассердился, и ногою топ». Здесь также присутствует прямая, четкая и понятная малышу картинка. А вместе – это логически законченное стихотворение.
- Каждый день малыш должен учить по две-четыре строчки стихотворения, а на следующий день обязательно их пересказывать. Так они крепче запоминаются. После правильного пересказа самая пора приступать к выучиванию следующих двух-четырех строк.
- В самом начале стишки должны быть небольшими по объему – один-два куплетика. Постепенно объем нужно увеличивать. Это хорошо тренирует детскую память.
- При этом родителям не нужно торопиться, стараясь, чтобы малыш выучил как можно больше стихов и в самое короткое время. Следует помнить, что для крохи это очень тяжелая работа, а, к тому же, еще и огромная эмоциональная нагрузка. И потому родительская торопливость зачастую приводит к упорному нежеланию ребенка учить стихи, истерикам и нервным срывам. Сколько именно стишков должен выучить малыш в течение, скажем, одного месяца – конкретных рекомендаций на этот счет нет. Главное – чтобы это было малышу в радость и на пользу.
- Не следует забывать, что у ребенка – предельно конкретное мышление. Отвлеченно и абстрактно думать он еще не умеет. Поэтому малыш должен четко представлять, о чем именно стихотворение. Для этого родителям лучше выбрать сюжетные стихи, то есть такие, где происходят конкретные и притом простые действия. Например, о том же «мишке косолапом» или «мухе-цокотухе». И героев стихотворения, и их действия ребенку будет нетрудно представить, а поэтому легче будет выучить и сами стихи.
- Но даже в самом простом стихотворении могут быть отдельные слова и даже целые фразы, которые малышу трудно понять, а потому и сложно запомнить. Перед началом заучивания родителям необходимо разъяснить малышу значение всех непонятных слов и выражений.
- Приступая к заучиванию стихотворения, нужно пересказать ребенку его смысл простыми и понятными словами. А затем пускай и сам малыш, как может, также перескажет содержание стихотворения.
- Когда малыш выучит первый куплетик и будет его декламировать, необходимо обращать внимание на интонацию. Стихи, читаемые с выражением, легче и на больший срок запоминаются, так как здесь немаловажную роль играет эмоциональность и другие чувства, которые возникают у ребенка. Замечательный результат получается, когда малыш, рассказывая выученное стихотворение, помогает себе движениями и мимикой: ходит по комнате, делает соответствующие движения руками и телом, изображает на лице радость или печаль, пытается вживаться в роль того или иного персонажа стихотворения. Таким способом, помимо памяти, у ребенка вырабатывается точность движений, артистизм, а, кроме того, формируется образное мышление.
Дополнительные советы
Есть и другие, сопутствующие родительские действия, которые помогают малышу успешнее справиться с заучиванием стихов.
- О сюжетных стихах, наполненных конкретными и понятными образами, уже упоминалось. Кроме того, в стихотворении обязаны присутствовать такие же конкретные и понятные ребенку действия героев. Стихи должны быть наполнены глаголами, существительными, динамикой (то есть, герои должны в них что-то делать, действовать). Ребенок, которому пока присуще лишь конкретное мышление, легче представляет картинку, понимает ее и проще запоминает само стихотворение.
- Хорошо помогают малышу запоминать стихи детские песенки, которые поет ему мама или кроха их слышит на диске или магнитофоне. Если ребенок будет их слышать часто, он невольно их запомнит и станет повторять. А, значит, ему проще будет выучить и стихотворение. Разумеется, здесь важную роль играет содержание песен, но это – разговор отдельный.
- Не надо заставлять ребенка учить стихи, когда он не в настроении или неважно себя чувствует. Это может вызвать у него протест и, как следствие, дальнейшее отвращение к стихам и их запоминанию. Процесс должен быть малышу в радость.
В дополнение написанному в статье посмотрите видео на эту же тему.