Наверное, многие из мам встречались с термином «инфантильные дети». Обычно так называют ребенка, поведение которого не соответствует его возрасту, равнодушного к учебе или какой-либо другой умственной деятельности. Да и физические нагрузки такие дети не очень-то и жалуют. Особенно подростки. Все интересы этих деток сводятся к играм и забавам.
Младшие школьники серьезно не воспринимают учебу и норовят превратить процесс обучения в игру или вовсе отказываются учиться, а подростки прогуливают занятия, а вместо активных увлечений выбирают компьютерные игры. Причем в последнее время инфантильных детей становится все больше и больше. Какова причина инфантилизма и что делать родителям в ситуации, когда ребенок 6-7 лет ведет себя как трехлетка? Попробуем разобраться в нюансах.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Что такое инфантильность?
Чтобы лучше понять природу этого явления (столкнулась с ним, будучи гувернанткой у школьницы младших классов), я проконсультировалась со знакомой няней, которая училась в свое время на детского психолога. И вот что узнала. Оказывается, инфантильность бывает разная:
- физиологическая – это когда происходит отставание в физическом и психическом развитии вследствие тяжелых родов, родовых травм, ранних болезней или из-за сбоев в организме при нарушении работы гипофиза, щитовидки или половых желез. Такие дети медленно растут и развиваются физически. Но они не считаются умственно отсталыми, хотя их инфантилизм и может привести к расстройству личности, к шизофрении;
- психическая незрелость часто обусловлена ошибками в воспитании. Обычно проявляется такая форма инфантилизма в неумении ребенком контролировать свои желания и эмоции, принимать конкретное решение и нежелании жить интересами коллектива. Такие детки плаксивы, слишком избалованны, им присущи впечатлительность, непослушание, неусидчивость. Но в то же время они (если на то есть их желание) очень быстро решают задачи на логическое и абстрактное мышление, хорошо усваивают любой материал.
Вот о последнем – психическом инфантилизме, который случается из-за неправильного подхода родителей к воспитанию, мы и поговорим подробнее.
Как определить инфантильность на начальной стадии ее развития
Наблюдая за детками разных возрастов, я всегда обращала внимание не только на характер ребенка, но и на то, как он разговаривает, чем любит заниматься, как взаимодействует с другими детьми. Бывали случаи, что 5-летки вдруг начинали вести себя и говорить как маленькие детки («сюсюкать» или называть вещи в уменьшительно-ласкательной форме), хотя до этого в их поведении раньше не замечалось. Их тянуло не к сверстникам, а к детям младше по возрасту. Их интересы и речь резко менялись, и если раньше ребенок с удовольствием занимался лепкой, рисованием и учился читать, писать и считать, то это желание вдруг пропадало. Им хотелось только играть, бесцельно бегать по улице и шалить.
С одной стороны такая детская непосредственность умиляет. Но одно дело, когда ребенок наивен в 2-3 года, а другое – что он в 5-6 лет ведет себя подобным образом. Ведь нормальные родители должны понимать, что для всякого возраста есть свои психологические рамки. Пятилетний ребенок уже должен понимать такие вещи как время для игр и время для занятий, а также четко воспринимать слова «надо» и «нельзя». Он обязан уметь правильно и четко выражать свои мысли, уметь на равных общаться со сверстниками и быть самостоятельным в бытовых навыках. Капризы и нежелания ребенка в этом возрасте одеваться, кушать самому или убирать за собой игрушки должны настораживать родителей. Ведь именно инфантильность часто бывает причиной непослушания, а не вредность характера малыша.
Если не обратить внимания на такое поведение, то вполне окажется, что и в 7 лет ребенок будет не готов к учебе в школе. Ведь готовность определяется не только знаниями, но и психологическим развитием. Не очень приятно потом выслушивать родителям, что их ребенок опять сорвал урок и начал ходить по классу, мешая другим детям и учителю.
Инфантильность младшего школьника выражается в его неуемности, энергичности и бьющей через край эмоциональности. Их чувства неподдельны, как и у всякого ребенка. Но это не значит, что такие дети зрелы в своих чувствах. На самом деле они не научены по-настоящему сопереживать, любить и тосковать. Все их эмоции направлены только на себя, на свою личность, а поэтому не имеют волевого начала.
Почему ребенок становится инфантильным
Вот теперь мы подошли к главному – к причинам возникновения инфантильности. В самом начале статьи я уже обращала внимание на то, что взрослые ответственны за психологическое здоровье ребенка. Разберем только ту ситуацию, когда инфантильность возникает из-за неправильного воспитания, то есть когда мама (чаще всего именно она и еще бабушка) искусственно тормозит социализацию ребенка.
Гиперопека единственного и желанного дитяти практически всегда приводит к тому, что ребенок, вырастая до возраста дошкольника, все еще остается на уровне трехлетки. Ему просто не дают ничему научиться и все делают за него, даже думают. Таких детей весьма часто делают домашними детками, вольно или невольно отгораживая от сверстников, им умиляются, с ними сюсюкают, а не говорят нормальным языком, все им позволяют и исполняют любые желания. В результате вырастает человечек, не способный к принятию самостоятельных решений, не умеющий выходить из конфликтов, не контролирующий своих желаний, эмоций и не готовый мыслить объективно и критически.
Итог – паника родителей, когда учителя ставят их перед фактом, что их ребенок не желает учиться. Ему интересней на уроках поиграть с машинкой или с куколкой (современные дети играют на уроках в смартфоне), чем сидеть и писать цифры и буквы в тетрадке.
Что делать родителям, если они наблюдают признаки инфантильности у ребенка
- Первое, что стоит сделать – наладить четкий режим дня. Да, будет сложно приучить ребенка, привыкшего к «вольному» образу жизни, делать все по расписанию. Но это дисциплинирует, и, прежде всего, не само чадо, а его родителей.
- Последовательность в действиях. Поощрять или наказывать за проступки ребенка нужно не время от времени, а на постоянной основе. Он, ребенок, должен научиться ответственности.
- Предоставьте малышу больше самостоятельности. Не стремитесь бежать на помощь по первому зову. Игнорируйте все его истерики и выходки. Внушите ему, что он уже достаточно взрослый, чтобы справиться с той или иной задачей самостоятельно. Особенно это касается бытовых навыков.
- Просите ребенка помочь в уборке квартиры или просите его сходить в магазин за хлебом. Поощряйте его не игрушками, мультиками или сладостями, а похвалой, или прогулкой в парк, за город, или походом в бассейн.
- Радуйтесь всем его маленьким победам над собой и над преодолением трудностей, не критикуйте и не смейтесь, если его постигла неудача.
- Чаще выводите ребенка «в свет». Запишите его в секцию или на кружок, чтобы он мог общаться со сверстниками.
- Старайтесь наладить контакт с учителем и вместе с ним разработайте линию поведения по отношению к ребенку. Очень важно, чтобы было единство в методах воспитания и в коррекции поведения такого ребенка.
- Приучайте чадо к усидчивости. Давайте ему задания, которые помогут концентрировать внимание. Например, перебирать смесь гороха и фасоли или найти в тексте (на одной страничке) все буквы «О» и посчитать их количество (зачеркнуть).
- Не реагируйте бурно на хулиганистые выходки ребенка и его эмоциональные всплески в виде истерик. Чем меньше внимания в этом направлении он будет получать, тем меньше у него будет возникать желания вести себя подобным образом.
Инфантильность, если она является ошибкой в воспитании, вполне можно изжить. Но для этого нужно постараться, а поэтому запасайтесь терпением, а заодно и займитесь воспитанием самих себя.