Дети постоянно на что-то жалуются. Но как распознать родителям, действительно ли все эти жалобы обоснованы или ребенку просто не хватает внимания? Причин детских жалоб существует на самом деле множество. Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя распознать их причину и помочь ребенку самостоятельно или с вашей помощью справиться с проблемой.
Детские жалобы
Когда ребенок еще маленький, он не понимает, что его поведение называют ябедничеством. Ведь дети в дошкольном возрасте по большей части очень открыты и любят все и обо всех рассказывать. Они с радостью рассказывают бабушке, о том, что дома их не любят, не кормят, часто наказывают и т.д. Жалуются родителям, на то, что нянечка в садике несправедливо кричит, когда они играют. А соседская девочка толкается и отбирает игрушки. Но мы родители, знаем, как наши дети любят все приукрашивать и переворачивать различные ситуации с ног на голову. Чтобы не запутаться где сказка, а где ложь придётся постараться и уделить немного времени ребенку для выяснения причины постоянных жалоб. По мнению психологов, существует несколько самых распространенных причин, по которым дети жалуются родителям:
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
- Банальная нехватка любви и внимания со стороны родителей. Вспомните себя в детстве, как приятно когда мама пожалеет и погладит по голове, скажет что ты у меня самый любимый ребенок в мире. А когда такого не происходит или происходит, но очень редко, ребенку становится нужно подтверждение этой самой любви. Как же это сделать? Самый простой способ – пожаловаться, на что не важно. Будь то другой ребенок или недомогание, главное чтобы мама пожалела и сказала что любит. Родителям бывает невдомек, что ребенок просто соскучился по ним, и ждет внимания, за нехваткой времени мы этого не замечаем. Чтобы подобных ситуаций не возникало, старайтесь почаще выражать свою любовь к деткам и общаться с ними, выслушивая все, что они хотят вам рассказать. Даже если вы многодетная мама и у вас их трое, четверо или больше.
- Мнительность. У ребенка очень развито воображение, и ему постоянно что-то мерещиться. Например, что другие детки не хотят с ним дружить или воспитатели слишком часто на него ругаются. Попытайтесь вселить ребенку уверенность, что все хорошо и окружающие относятся к нему положительно. Возможно, что ребенок копирует ваше поведение. Если мама все время в чем-то сомневается и очень часто тревожна, то дети будут перенимать эти привычки.
- Защитная реакция. Бывают ситуации, когда ребенка действительно обижают или кто-то ему угрожает. Тогда ребенок, не в силах справиться самостоятельно идет за защитой и поддержкой к взрослым. В этом случае очень важно вмешаться и помочь ребенку. Очень часто в школе многие сверстники, особенно мальчишки, иногда обижают своих одноклассников. И порой никто кроме родителей не способен прекратить эти нападки.
- Предупреждение. Ребенок чувствует какую-то опасность или не хороший исход ситуации. Например, на игровой площадке кто-то из взрослых детей слишком быстро катается на карусели или на качелях, а рядом играют малыши. Это даже нельзя назвать жалобой, скорей ребенок просто ставит вас в известность о происходящем, потому что сам не в силах предотвратить это. Такие случаи тоже требуют немедленного вмешательства родителей.
Но бывают жалобы из корыстных побуждений.
К примеру, если младшего ребенка не берут в игру старшие сверстники, то он пытается решить свою проблему с помощью взрослых. Сам того не осознавая, ребенок мстит детям за то что они его отвергают. Он ждет, что взрослый пожурит детей за несправедливость и строго-настрого даст им наставление взять младшего в свою компанию.
Как показывает практика, самая частая причина детских жалоб – это зависть и обида. Например, бывают случаи, когда дети обладают какой-то важной информацией о своих сверстниках и рассказывают ее учителю или родителю. Цель этого способа – привлечь к себе внимание и выделится за счет этой информации.
Как реагировать на детские жалобы?
Как же родителям правильно реагировать на детские жалобы? Ведь не хочется вырастить сына или дочь постоянно ноющим и жалующимся на что-то человеком. Когда мы даем реакцию и помогаем, мы тем самым проявляем интерес и поощряем жалобу ребенка. Но если проигнорировать просьбу о помощи от своего чада, это возможно не приведет ни к чему хорошему. Давайте попытаемся разобраться, как же правильно отвечать и действовать при жалобах от ребенка.
- Давайте совет по той или иной ситуации. Подскажите правильное решение, как бы вы поступили в этом случае. Зная верное решение, ребенок в следующий раз справится сам.
- Проявите внимание. Понаблюдайте, как часто поступают жалобы от ребенка. Если часто и по любому поводу, то скорей всего дело в самом ребенке, а не в ситуации. Возможно, что сыну или дочке, очень не хватает вашего внимания, и он старается его привлечь таким образом. А если ребенок жалуется редко и по какой-то конкретной ситуации, то стоит обратить на это особое внимание. Скорей всего ребенка действительно что-то тревожит и он не может сам с этим справиться.
- Ни в коем случае не ругайте маленького непоседу за постоянные жалобы. Он должен доверять вам и в том, что он обращается к родителям за помощью, нет ничего плохого. Напротив, в семье, где все друг другу доверяют, жалобы появляются очень редко.
Всегда помните, что жалуясь взрослому, ребенок ждет от них сочувствия и сопереживания. Например, если что-то болит или его обидел другой ребенок. Конечно, это не относится к тем случаям, когда ребенок жалуется в корыстных целях, чтобы таким образом повысить к себе внимание, свою самооценку или ябедничает по поводу сверстников. Тут лучше сразу объяснять ребенку, что быть ябедой не хорошо и взрослые девочки и мальчики так себя не ведут. В некоторых ситуациях достаточно подбодрить ребенка и дать ему положительную оценку. К примеру, сказать – «Ты у меня самый лучший!», «У тебя все обязательно получиться!».
Если у ребенка не складываются отношения со сверстниками, и он постоянно жалуется или переживает по этому поводу, задача родителей помочь ему наладить дружеское общение в коллективе.
Таким образом, поведение родителей и реакция на детские жалобы будет зависеть от вида жалобы и от ее причины. Но, оставлять без внимания такие сигналы детского поведения не стоит. Потому что в таком случае, количество жалоб и обращений в вашу сторону только усилится.