Наверняка многие из мам, гуляя с малышом во дворе, обращали внимание на то, как ведет себя во время общения со сверстниками их ребенок. И вольно или невольно, но сравнивали темпераменты других деток с темпераментом своего. Один малыш часами копается в песке, не обращая внимания на других детей, второй – любит компанию и все время пытается кем-то руководить, третий – берется за одно дело, но тут же бросает его и находит себе новое занятие, а четвертый и вовсе не может усидеть в песочнице и пытается вылезти из нее, чтобы обследовать территорию. Темперамент, что и говорить! Что же это такое и есть ли возможность его изменить? Давайте порассуждаем на эту тему.
Какие виды темперамента встречаются в природе
С Природой (да, именно с большой буквы!) – не поспоришь! Какие уж она закладывает в нас гены, такими мы и рождаемся. Одни – малоэмоциональны, закрыты для других и погружены в свой собственный мир переживаний называются флегматиками. Другие – сангвиники – наоборот, открыты всем и вся, но их беспечность порой мешает им жить достойно. А есть еще меланхолики с их неторопливостью, мрачным взглядом на жизнь и вечным недовольством, жалобами и слезами… И активные, но весьма переменчивые в настроении холерики. Но это уже взрослые люди и, в отличие от детей, каждый из них по-своему уже умеет справляться со своими внутренними и внешними проблемами.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Работая с детьми, я тоже, как и многие мамы, наблюдала у них все типы темпераментов. И да, многие из деток бывают совсем не похожи на своих родителей. Если характер и привычки формируются постепенно, со временем и зависят от методов воспитания и обстановки, в которой малыш растет, то с темпераментом все сложнее. Ведь именно он формирует характер, и именно от него будет зависеть отношение человека к самому себе, к окружающим его людям и успешность во взрослой жизни.
Характеристики детей разного темперамента
Какими мы видим наших детей?
- Ребенок-холерик уже во младенчестве проявляет себя беспокойным и любознательным. Он не способен долго сосредоточиться на чем-то одном и часто меняет вид деятельности. Предпочитает активные и шумные игры спокойным занятиям и плохо запоминает информацию. Но не потому, что неспособен на это, а потому, что все процессы в его организме проходят очень быстро. Дети-холерики – это дети-кометы, они «пролетают», оставляя после себя беспорядок и смятение. Их трудно уговорить собрать игрушки за собой, лечь поспать днем, уложить ночью, спокойно сесть за стол и поесть. Им постоянно нужно напоминать, чтобы они закончили начатое дело до конца или сидели тихо, когда им читают книгу. Но зато они легко адаптируются в новой компании или в новом для них месте. Хотя часто бывают агрессивно настроены к тем людям, которые им чем-то не приглянулись – неважно, ребенок это или взрослый.
- Дети-меланхолики кажутся заторможенными даже собственным родителям (правда, если они сами тоже не меланхолики). В отличие от молниеносных холериков, процессы в их организме протекают медленно. Такие дети дольше болеют, им надо больше времени на переработку информации, на выполнение какого-то задания или работы. Но в отличие от холериков, эта медлительность – их преимущество. Потому что, по большому счету, это вовсе и не медлительность, а обстоятельность. Меланхолики усидчивы и в них заложено творческое начало. Эти детки легко учатся рисовать, любят петь, танцевать, слушать музыку и всегда доводят начатое дело до конца. Но только в том случае, если это занятие им нравится. Они не любят шумных игр и почти никогда не играют со сверстниками, предпочитая одиночество или компанию взрослых. Книжки с картинками, раскраски, пазлы – это самое «то» для меланхолика.
- Маленькие сангвиники, по мнению психологов, это находка для родителей. Они послушны, любознательны, всегда делают то, что им скажут, уравновешены психически и могут без проблем заниматься и спортом, и игрой на фортепиано. Кушает сангвиник немного, но охотно (в отличие от меланхолика, который может часами ковыряться в тарелке). Детки с таким темпераментом, в отличие от холериков, редко раздражаются и всегда приятны в общении. Их любят и они легко находят общий язык и со взрослыми, и с детьми разного возраста. Но они неусидчивы и не всегда умеют сосредоточиться на чем-то одном. Они любопытны и много спрашивают, но редко дослушивают ответ до конца и задают новый вопрос. Сангвиник всегда легок на подъем утром, и так же легко ложится спать по вечерам.
- Дети-флегматики, как и дети-меланхолики, – медлительны. Но они уважают распорядок дня и четко следуют ему, тогда как меланхолики больше прислушиваются к собственным ощущениям. Малыш-флегматик кушает хорошо и ест все, что ему предложат, не привередничает в еде. В ребенке с флегматичным темпераментом не заложено чувство лидерства и соревновательности. Ему все ровно – проиграл он или выиграл. В игры он играет только потому, что так принято. Такие дети любят поспать, поесть, но никак не побегать или поиграть. Самое лучшее для него занятие – это что-то конструировать, слушать музыку или наблюдать за другими детьми и их играми. Дети-флегматики неуклюжи и им сложно даются все виды игр, связанные с координацией движения.
Но если бы все было так просто, то весь мир был бы схематичен и неинтересен. Дело в том, что нет на свете ни «чистых» холериков или флегматиков, ни «чистых» сангвиников и меланхоликов. Мир разнолик и многообразен. В холерике могут присутствовать черты какого-то другого темперамента, например, сангвиника или флегматика, а в сангвинике легко уживаться все тот же холерик или меланхолик.
Советы по воспитанию детей разного темперамента
Как быть родителям, если темперамент их детей их не устраивает? Или нет, лучше сказать так: как родителям воспитать в своем ребенке качества, которые не заложены в нем природой? Можно ли сделать из непутевого и вспыльчивого холерика ответственного и целеустремленного лидера, а из ленивого и малоподвижного флегматика – вдумчивого и деятельного индивидуума? Отчего бы и нет! Просто нужно увидеть в ребенке второе, малоразвитое «Я» и начать развивать его.
В флегматике необходимо возбуждать любознательность и развивать активность, а для этого нужно:
- чаще выходить с ним на интересные прогулки в город, в парк, зоопарк;
- посещать кукольный театр, цирк, детские игровые центры;
- выезжать на природу: в лес, к водоему, на луг, к морю;
- жить летом на даче или в деревне.
И все время стараться своим примером показывать ребенку пользу активности.
С сангвиником тоже нужно держать планку и всегда стараться все делать вместе с малышом. Например, совместно читать книги, конструировать, рисовать, лепить. То есть, заниматься деятельностью, направленной на развитие в нем усидчивости и сосредоточенности.
Для ребенка-холерика обязательно нужно ввести строгий распорядок дня, и первую половину дня посвятить активному развитию (играм на свежем воздухе, занятиям в спортивных или танцевальных секциях), а вторую отвести под умственный труд и развитие творческих способностей – чтение, рисование, сбор пазлов и т. д.
Малыши-меланхолики, как было уже сказано, неторопливы и погружены в себя. Чтобы подвигнуть их к деятельности, необходимо как можно чаще их хвалить, поощрять их самостоятельность, меньше критиковать и сравнивать с другими. И всегда стараться выслушать их и настроить их эмоции на положительный лад. Если обидеть меланхолика, то он надолго закроется, уйдет в себя, в свой внутренний мир и тогда к нему трудно будет достучаться даже его родителям.
Но дети есть дети, и они еще только учатся быть людьми, а поэтому будут расти такими, какими захотят их видеть родители. А это будет зависеть от усилий, которые мама и папа приложат, воспитывая своих маленьких холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков.