Что должен уметь делать ребенок в 2,5 года – вопрос интересный и важный уже потому, что малышу скоро исполнится 3 годика. А это – своего рода переломный момент в жизни ребенка. Детские психологи и педиатры называют такую дату «кризисом трехлетнего возраста».
Почему кризис? Потому, что именно в 3-летнем возрасте ребенок, как правило, начинает ощущать себя личностью. Период розового неосмысленного младенчества уже прошел, малыш многому научился, много чего понимает, он уже умеет говорить, да и вообще много чего умеет. И теперь – самая пора предъявлять себя миру как самостоятельную и самодостаточную личность.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Это, повторимся, бывает в 3-летнем возрасте. А возраст в 2,5 года – это, образно выражаясь, последняя и решающая ступенька к столь важной дате в жизни малыша. Как ребенок проявит себя, достигнув 3-летнего возраста, во многом зависит от того, чему он уже научился в 2,5 года. И если каких-то необходимых навыков и умений у него еще нет, то за полгода он должен их освоить и приобрети. Шесть месяцев – это же огромнейший период времени для малыша!
Итак, будем говорить об умениях и навыках маленького человека, достигшего в своей жизни решающей ступеньки перед первой переломной датой в своем возрасте.
Что малыш должен уметь в плане физического развития
Речь, разумеется, будет идти о неких усредненных показателях. Понятно, что в каждом случае они отличаются в ту или иную сторону. Какой-то ребенок умеет чуть-чуть больше, другой – меньше. Это – нормально, так как у каждого ребенка – своя собственная природная программа развития. Важно, чтобы такие показатели не выходили далеко «за пределы погрешности». Особенно это касается детей, которые в возрасте 2,5 года умеют чуть-чуть меньше, чем большинство их сверстников. Все это говорится применительно к физическому развитию малыша, но и других сторон его развития касается также.
Итак, о физическом развитии. В возрасте 2,5 года ребенок, в общем и целом, должен уметь:
- уверенно перешагивать через препятствия или умело и осознанно их обходить;
- быстро и ловко бегать, не спотыкаясь на каждом шагу;
- удерживать равновесие, когда поднимается на цыпочки, а также ходить на цыпочках;
- приседать и подпрыгивать – причем, и вверх, и вперед;
- самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице;
- стоять и прыгать на одной ножке;
- уметь играть с мячиком, подбрасывать его, ловить, пинать ногой.
В этом возрасте у ребенка начинает проявляться соревновательный дух. Ему нравятся всяческие игры, в которых выявляется победитель. Например: «Кто первым добежит до крылечка», «Догоню-не догоню», «Кто выше подбросит мячик» и т. д.
Кроме того, именно в возрасте 2,5 года ребенок уже сможет научиться кататься на велосипеде – разумеется, пока что трехколесном.
Познавательные навыки
2,5 года – это возраст увлечения всякими играми. Причем, это отнюдь не бессмысленные и хаотические игры, а большей частью игры ролевые. Например, ребенок после посещения магазина начинает играть «в продавца», а увидев на улице машину и дяденьку за рулем, становится «шофером». Ну и так далее. При этом мальчишка старается играть в «мужские» игры, а девочка, соответственно, в «женские». То есть, в этом возрасте малыши начинают себя осознавать в гендерном плане.
Помимо этого, карапуз должен уметь:
- разбираться в основных цветах, указывать их и называть;
- различать основные геометрические формы;
- правильно, то есть логически осмысленно, собирать пирамидки, матрешки, простые конструкторы и другие не слишком сложные сооружения;
- смотреть, как играют другие дети и пытаться им подражать;
- мыслить абстрактно, то есть, например, возить по полу какую-то деталь конструктора, представляя, что это машинка или живая собачка;
- держать в руках карандаш и рисовать им прямые, закругленные, ломаные линии, а также дорисовывать за мамой или папой лучи у солнца, ветки у кустиков и т. д.;
- лепить из пластилина и понимать, что именно он вылепил.
У многих современных детей в этом возрасте уверенно формируется еще один важный познавательный навык – освоение компьютера, телефона, гаджета и прочих сложный электронных устройств. Причем, в 2,5 года ребятишки делают это столь быстро и уверенно, что только диву даешься. Какие в этом случае бывают плюсы и минусы – тема для отдельного разговора. Но упомянуть этот факт необходимо.
Справляемся с бытом
В этом возрасте малыш должен уже многое уметь и в бытовом плане:
- уверенно держать ложку и самостоятельно ею кушать;
- то же самое касается и чашки: она не должна выпадать из детских рук, ребенок должен понимать ее назначение и самостоятельно из нее пить;
- расстегивать и застегивать пуговицы на своей одежде;
- самостоятельно и правильно (не шиворот-навыворот) одевать на себя простую одежду и так же самостоятельно обуваться, различая, где правая нога, а где левая;
- умываться, мыть руки, знать, для чего нужно мыло, самостоятельно вытираться полотенцем, даже – пытаться чистить зубы, подражая взрослым;
- проситься на горшок, самостоятельно на него садиться, снимая и надевая штанишки.
Речевые рубежи
В 2,5 года ребенок обычно становится «почемучкой», задавая бесчисленное количество вопросов. Во-первых, в этом возрасте он уже умеет произносить многие слова, а во-вторых, многое уже осознает, а потому – как же не задавать вопросы? Кроме того, малыш уже понимает, что такое «громко» и «тихо», и способен осознанно говорить шепотом или кричать.
Что еще в таком возрасте умеет малыш в плане развития речи:
- он уже говорит о себе самом «я», прекрасно понимая, что говорит именно о себе;
- называет себя по имени;
- называет себя именем полюбившегося мультяшного или сказочного персонажа;
- знает, как зовут знакомых ему людей готов назвать их по именам;
- играя с другими малышами, разговаривает с ними;
- умеет складывать отдельные слова в простые предложения и изъясняться ими;
- описывает в словах увиденную картинку;
- отвечает на вопросы;
- понимает смысл сказок и простых стишков, и пытается их повторять;
- знает и называет многих животных, а также одежду, продукты, бытовую утварь.
Эмоциональные достижения
Кроме того, в этом возрасте у детей начинают формироваться всяческие эмоциональные проявления. Малыши уже способны:
- осознанно радоваться или злиться, обижаться или восторгаться, тосковать, жалеть, гордиться;
- чувствовать и понимать красоту цветка, картинки и т. д.;
- понимать чувства другого человека и даже пытаться ему сопереживать;
- разбираться в характерах близких людей и выстраивать, соответственно этому, свою линию поведения. Например, подчиняться жесткому папе и не слушать добрую маму;
- испытывать удовольствие, слыша любимую песенку;
- проявлять интерес к зверушкам и жалеть их;
- радоваться, играя со знакомыми детьми и взрослыми;
- проявлять настороженность при виде незнакомого человека;
- избегать общения с неприятными им людьми и, наоборот, легко вступать в контакты с доброжелательными людьми;
- сохранять привязанность к маме, папе и другим близким, огорчаться при расставании с ними и радоваться встрече;
- запоминать свои прошлые эмоциональные состояния. Например, игра с мячом – это весело, врачебный кабинет – страшно и т. д.
Вот такой это возраст – два с половиной года. И – вот такие это приблизительные рубежи, которые должен достичь к этому возрасту малыш. Ну, а чего он не достиг, тому есть еще время научиться.