Первый доступный домашний компьютер появился в 1977 году, а уже в середине 90-х годов ребенок за компьютером не являлся редкостью даже в России. Что уж тут говорить о современных детях-миллениалах и детях-центениалах? Сегодня все родители нормально воспринимают трехлетку, «зависающего» в гаджетах. Эта картина привычна всем, но все же она настораживает. Ведь компьютеры – это не только полезный инструмент, который люди используют для работы, поиска информации, чтения, просмотра видео. Он (в больших «дозах») вреден. Особенно детям, которые еще только формируются умственно, физически, психологически.
Плюсы и минусы компьютера для детей
Лучшее в телеграм: посмотреть
Практическую пользу компьютера и его положительное влияние на развитие ребенка оспаривать никто не будет.
- Обучение с помощью компьютера проще и эффективней. Этот факт доказан научными опытами и жизнью в целом. Современные дети намного интеллектуальней своих сверстников из прошлого поколения, росших без гаджетов и ноутбуков. Развивающие программы с самого раннего возраста позволяют детям легко и быстро обучаться счету, чтению, иностранным языкам, логике, развивать мышление и коммуникативные навыки.
- Игры на компьютере помогают ребенку развивать память, внимание и логику и реализовывать свои творческие таланты. В интернете есть множество игр, развивающих программ и мастер-классов для обучения:
- рисованию и компьютерной графике;
- музыке;
- шитью и вязанию;
- макраме и бисероплетению;
- мыловарению;
- гончарному делу;
- изготовлению игрушек из глины, текстиля, фоамирана;
- кулинарии;
- фотографии и прочим умениям и навыкам, которые пригодятся в жизни.
- Возможности интернета – это не только информация для учебы, творчества и игры, но и общение. Контакты с одноклассниками, друзьями и родственниками помогают ребенку в социализации и учат различным моделям поведения и общения. Они помогают найти много новых друзей (и не только в России). Правда, родителям необходимо контролировать этот процесс, чтобы ребенок «не словил» в соцсетях (и в интернете в целом) вредной и опасной информации, которая бы повлияла на его психику или здоровье.
- Компьютер развивает навыки и мелкую моторику. Занятия за монитором помогают развивать зрительные навыки (считывание информации), слух (прослушивание музыки, аудиокниг, аудиоуроков), мелкую моторику (работа на клавиатуре).
- Компьютер дисциплинирует. Если к его использованию подходить разумно, то ребенок быстро привыкает к определенному порядку работы за ним. Он учится следить за своим рабочим местом, вовремя выполнять домашние задания, контролировать и распределять время на учебу и игры.
Все родители знают, что у компьютеров и есть свои минусы, которые опасны для детей (и не только для них).
- Снижается зрение. Долгое пребывание за компьютером значительно ухудшает зрение детям, наследственно расположенным к близорукости, но и, кроме того, имеющим хорошее зрение.
- Ухудшается физическое здоровье ребенка. Вот только некоторые проблемы, возникающие из-за долгого пребывания за монитором:
- сколиоз, остеохондроз;
- головные боли;
- болезни и патологии в суставах;
- быстрая утомляемость;
- бессонница;
- гиподинамия (недостаточность физических нагрузок);
- патологии развития сердечно-сосудистой системы;\
- сахарный диабет;
- ослабление иммунитета, проблемы с гормонами;
- ожирение.
- Вредное влияние излучения «синего экрана» (так называемых электро-магнитных волн) распространяется на зрение, иммунитет и сердце, а также на психическое здоровье, нервную и репродуктивную системы.
- Компьютерная зависимость, игромания, нервные срывы и стрессы, суицидальные наклонности, дивиантное поведение (поведение, отклоняющиеся от социальных норм) – тоже последствия неразумного использования компьютера ребенком.
Все эти факты говорят, что детей необходимо сразу приучать к мысли об ограничении использования компьютера и других видов информационно-технических гаджетов.
С какого возраста позволять ребенку садиться за компьютер
До трех лет малыш однозначно не должен даже приближаться к компьютеру, ноутбуку, планшету или другому виду гаджетов. Так считают даже создатель Apple – Стив Джобс и разработчик Гугл – Сергей Брин.
Начинать знакомство ребенка с компьютером лучше всего с трех или даже четырех лет. И подходить к этому процессу дозированно. Оптимальное время игры за компьютером в этом возрасте – 10-15 минут в сутки. Если родители будут настойчивы и последовательны в таком вопросе (ограничения времени), то ребенок будет впоследствии воспринимать это как закон, и не станет искать лазейки и хитрости, чтобы продлить свое пребывание за компьютером.
С возрастом временной отрезок нужно будет увеличивать волей-неволей. Примерно с 5 лет ребенок начинает готовиться к школе, а значит, и необходимой информации ему нужно будет больше. Норма времени нахождения за компьютером в это возрасте – 20-25 минут в день.
Во время учебы в школе время увеличивается согласно возрасту ребенка:
- 25-35 минут – начальная школа (1-4 класс);
- 40-50 мин – среднее звено (5-8 класс);
- от часу и до двух – старшие (9-11) классы.
Главное для родителей подростков – это доходчиво и убедительно рассказать им (а лучше это сделать еще в младших классах) о вреде долгого пребывания за монитором. Объясните детям важность 10-15 минутных перерывов после 30-40 минут работы. А о необходимости отдохнуть, сделать несколько физических упражнений, зарядку для глаз, отвлечься от потока информации дети должны знать уже с самого малого возраста.
Советы родителям
- Если папа и мама не хотят, чтобы их ребенок стал кибернетическим лудоманом (зависимым от компьютера) и адекватно реагировал на сделанные ему замечания, связанные с игрой на гаджетах, то им необходимо расставить приоритеты еще в самом начале. Ребенок должен уяснить – родители хотят ему только добра, и только они решают, сколько времени разрешено ему сидеть за компьютером.
- Родители не всегда могут проследить за временем нахождения ребенка за компьютером. Поэтому чтобы избежать ненужных эксцессов и трений, связанных со временем, отведенным на компьютерные игры, будет разумным разрешать их только в присутствии взрослых. То есть, когда родители находятся дома. Так они смогут контролировать не только время, но и «фильтровать» сами игры.
- Если ребенок – дошкольник, то чтобы лишний раз не провоцировать его на просьбы «посидеть еще чуть-чуть» за компьютером, лучше сразу после того, как сын или дочь закончили общение с компьютером, убирать ноутбук с глаз долой. Сами родители могут «повисеть» в инете и позже вечером, когда уложат чадо спать.
- Установите за компьютером и другими гаджетами «родительский контроль» (так, если кто не знает, называется специальная программа). Это поможет отслеживать все действия ребенка, которые он производит в компьютере во время отсутствия родителей. И как следствие – вовремя блокирует опасную и негативную информацию.
- Уделяйте больше времени ребенку и совместным с ним занятиям. Отличным решением будут совместные игры, просмотры обучающих программ и мультфильмов на компьютере. Так проще контролировать время, проведенное ребенком за монитором.
Помните, что дети, которые ходят в разные кружки, спортивные секции и имеют свое хобби, меньше подвержены компьютерной зависимости по сравнению с их сверстниками, предоставленным сами себе.