Почему дети поздно начинают говорить: причины и как разговорить молчунов

Почему дети поздно начинают говорить: причины Дети

Почему дети поздно начинают говорить – таким вопросом задаются многие родители. Зачастую этот вопрос просто-таки наполнен родительской тревогой и озабоченностью. «Другие дети – ровесники моего малыша – уже и первые слова научились произносить, и даже простые предложения из них умеют складывать, и детские стишки повторяют вслед за своими мамами, а мой не говорит еще ни словечка!» — приходится слышать от встревоженных мам.

В самом деле – бывает и такое. В чем же здесь причина, и стоит ли беспокоиться? Как помочь младенцу-молчуну начать разговаривать?

Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть

Основные причины, по которым дети поздно начинают говорить

Итак, почему некоторые дети позже начинают говорить? Этот вопрос досконально изучен медиками, и на него даны обстоятельные ответы, а также рекомендации, как помочь малышу в речевом развитии. Поговорим вначале о причинах. В целом их принято делить на два вида: на социальные и биологические.

Социальные причин детского молчания

Ребенок находится в неблагоприятной среде, которая мешает ему учиться разговаривать. Неблагоприятная среда – понятие довольно-таки обширное, всем знакомое, и потому в особых комментариях не нуждается. Скажем лишь, что в такой среде никто с младенцем особо не общается, равно как никто не разговаривает и в его присутствии. Накормили малыша, уложили его спать – вот и все общение. А ведь ребенок учится разговаривать, слыша слова взрослых, и никак иначе. Он пытается их повторять, осмысливать – так и формируются его разговорные навыки.

Что делать в этой ситуации? Ответ прост – начать активнее общаться с ребенком: разговаривать с ним, читать ему стишки, петь песенки, играть с ним. Разумеется, далеко не всегда в неблагоприятной среде такое возможно, но это уже отдельная тема.

Почему дети поздно начинают говорить

Малыш часто болеет. В этом случае ему не хватает сил осваивать речь. Кроме того, зачастую сами родители совершают здесь ошибку. Они стараются оградить малыша от всех сложностей, которые существуют в окружающем ребенка мире – в том числе и от различных звуков, да и сами редко общаются с ним, считая, что для начала малыш должен поправиться, а уж все остальное – потом. В такой ситуации ребенок очень скоро утрачивает природную любознательность, перестает вслушиваться в звуки и слова и, соответственно, прекращает развиваться в речевом плане.

Что делать? Учить малыша разговаривать – даже если он и болен. Конечно, с учетом его болезни и наличия силенок.

С ребенком жестоко обращаются – в физическом или психологическом смысле. В этом случае малыш растет напуганным, он замыкается в себе, теряет познавательный интерес к миру, и, соответственно, не учится разговаривать.

Здесь, конечно, необходимо вмешательство извне. Способы такого вмешательства – опять же отдельная тема.

Родительская неграмотность. Зачастую такие родители считают, что они вовсе не обязаны учить своего ребенка разговаривать. Вот когда он подрастет и пойдет в садик, там его и научат.

В этом случае родителям необходимо объяснять некоторые элементарные базовые истины. В частности, что именно они должны учить своего ребенка разговаривать: в детском саду это делать поздновато. Да и не примут не умеющего говорить ребенка в садик, сочтя, чего доброго, за недоразвитого.

Гиперопека. Это – еще одна сторона родительской неграмотности. Чтобы малыш вовремя начал разговаривать, ему необходимо предоставить творческую свободу. Освоение речи – это процесс самостоятельный. Иначе говоря, ребенок сам должен хотеть научиться разговаривать. А вот если его слишком опекать, угождая всем его желаниям и капризам, то в этом случае у малыша очень часто возникают психические отклонения: ранняя лень, отсутствие мотивации к обучению, неправильный взгляд на мир. Образно говоря, для чего такому ребенку учиться говорить слово «дай», когда все необходимое ему дадут и без того?

Что здесь делать? Перестать чрезмерно опекать малыша и предоставить ему творческую и познавательную самостоятельность.

Нередко дети плохо и поздно начинают говорить из-за полученного эмоционального стресса. Это может быть мгновенный и резкий испуг, подсознательный страх, длящееся эмоциональное расстройство и т. д.

В этом случае не обойтись без помощи педиатра, или логопеда, или детского психолога.

дети поздно начинают говорить

Билингвизм. Так называется освоение нескольких языков одновременно. Часто бывает так: ребенок толком не освоил еще родной язык, а его уже ведут к преподавателю английского или какого-нибудь другого языка. В результате малыш, что называется, перегружается, и перестает должным образом усваивать оба языка.

Безусловно, дети вполне способны осваивать несколько языков одновременно, но – если только применять в этом случае правильные подходы. Самый простой и самый эффективный из таких подходов – общение с ребенком на двух языках в домашних условиях. Так, как это делают в нерусских семьях, проживающих в России. В результате дети естественно и органично начинают говорить сразу на двух языках – на русском и родном.

Ребенок слышит слишком много слов. Причем, не от родителей, а из других источников: из радио, телевизора, интернета и т. д. Малыш не в состоянии ориентироваться в таком словесном шуме, его нервная система перенапрягается, он отключается от всех внешних звуков – в том числе и от родительских слов.

Здесь необходимо изолировать малыша от внешнего словесного потока и общаться с крохой нормальными, то есть родительскими словами.

Биологические причины задержки речи

почему ребенок в 3 года не разговариваетТеперь поговорим о биологических причинах задержки речи у детей. Они также хорошо известны.

  • Обычно девочки начинают говорить раньше мальчиков. Это нормальный естественный процесс, и потому родителям мальчиков беспокоиться не о чем.
  • Наследственные причины. Если мама или папа в свое время начали говорить поздно, то во многих случаях и их ребенок также заговорит позднее обычного срока. Это также нормально – на то она и генетика.
  • Ребенок родился глуховатым или полностью глухим. Он не слышит обращенных к нему слов, не пытается их повторять, потому и не говорит. Здесь необходимо как можно раньше выявить, нормально ли у малыша со слухом, и если ненормально, немедля обратиться за врачебной помощью.
  • Малыш в раннем возрасте переболел тяжелой болезнью или получил травму головы. Это еще одна довольно частая причина поздней речи. В этом случае, опять-таки, нужна медицинская помощь.
  • Сама мама болела, когда была беременная. Или – принимала неправильные лекарства от болезней во время беременности. Или – вела неправильный, нездоровый образ жизни. Все это часто сказывается на ребенке, в том числе и на его возможности нормально и вовремя осваивать речь.
  • Ребенок родился отсталым. Здесь, в общем, все понятно и без дополнительных комментариев.

Как «разговорить» ребенка-молчуна

почему ребенок в 2 года не разговариваетНародный опыт и медицина знают немало средств и способов помочь малышу овладеть речью к положенному природой сроку. Скажем об основных таких средствах:

  • постоянно говорите с малышом. Причем, именно с ним, а не рядом с ним. Ребенок прекрасно улавливает обращенную к нему речь и активно пытается повторять слова;
  • речь, обращенная к ребенку, должна быть эмоциональной и доброжелательной, чтобы малыш не испугался;
    даже если ребенок еще не умеет говорить, необходимо называть вещи, которые его окружают, употребляя при этом больше прилагательных и наречий;
  • речь, обращенная к малышу, должна быть построена правильно, без сюсюканья и коверкания слов, а также желательно без слов-паразитов;
  • ну и, конечно же, никаких бранных слов в присутствии ребенка быть не должно. Народная практика утверждает, что почему-то именно такие слова ребенок почему-то запоминает прежде всего. Это как раз тот случай, когда народной молве можно верить безоглядно.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!