Конструктивная критика

критика конструктивная Мама

Что такое конструктивная критика? Нужно ли критиковать другого человека, и как это правильно сделать? Как критикуемый должен относиться к критике и тому человеку, который его критикует? Чем конструктивная критика отличается от критики деструктивной? Постараемся дать ответ на все эти вопросы в настоящей статье.

Подробнее о конструктивной критике

что такое критика конструктивная

Лучшее в телеграм: посмотреть

Конструктивная критика – это продуманное, разумное, уважительное и доброжелательное высказывание о действиях, мыслях и словах человека другим человеком. Главный принцип конструктивной критики таков: «Критикуя другого, не навреди ему, а помоги». Исходя из этого принципа, существуют определенные правила конструктивной критики.

  1. Высказываться о действиях или словах другого человека необходимо уважительным и доброжелательным тоном. Соответственно и относиться к критикуемому нужно с уважением, видя в нем полноценную личность – пускай в чем-то и ошибающуюся.
  2. Критические аргументы следует подбирать с осторожностью и взвешенностью, стараясь не обидеть ими человека.
  3. Аргументы эти должны быть предельно конкретными, а не общими и размытыми. Размытость и неконкретность – это уже признаки деструктивной критики.
  4. Тот, кто критикует, должен обладать конкретными объективными знаниями в теме, вокруг которой развернулась критическая полемика.
  5. Не помешает в этом случае и житейский опыт. Один из главных признаков конструктивной критики – когда старший и более опытный критикует младшего и менее опытного. Если же происходит наоборот, то есть менее опытный и младший критикует более опытного и старшего, то это, опять же, деструктивная критика, а зачастую – элементарное хамство.
  6. При конструктивной критике очень важно в первую очередь выделить положительные моменты и лишь во вторую очередь коснуться недочетов в работе, неправильных действий или слов.
  7. Конструктивная критика должна быть направлена исключительно на исправление недочетов и достижение положительного результата.
  8. Поэтому критиковать нужно исключительно результат, но никак не человека.

критика правильная

Если разговор состоялся именно в этом ключе, то, скорее всего, критикуемый поступит следующим образом:

  • признает критику;
  • начнет размышлять, как ему устранить высказанные замечания;
  • исправит допущенные ошибки;
  • постарается не допускать их впредь.

На это, собственно, и направлена настоящая конструктивная критика – в отличие от критики деструктивной. Деструктивная критика никакого созидательного момента в себе не несет. Ее главная цель – выразить собственные негативные эмоции, оскорбить и унизить оппонента и, что называется, «выкричаться». Поэтому тот, кто критикует, всегда искажает факты, заменяет реальное положение дел домыслами, переходит на личности, а зачастую преследует сугубо меркантильные, личные цели.

Как отличить конструктивную критику от критики деструктивной, подробнее расскажет это видео.

Виды конструктивной критики

Конструктивная критика, как и всякое созидательное действие, имеет множество разновидностей и нюансов. Поговорим о них подробнее.

  1. Критика-похвала. Обычно она применяется, когда работа выполнена, но начальник видит в ней отдельные недостатки. В этом случае в адрес критикуемого уместны такие замечания:
  • «В общем хорошо, но можно было бы и лучше».
  • «Все нормально, но выполненная работа не подходит для нашего случая».
  • «Вы старались и проделали огромную работу, но некоторые моменты в ней следует уточнить».
  • «Ваша работа замечательна, но вы опоздали с нею или забежали вперед».

Если критика-похвала относится к ребенку, то в этом случае со стороны родителей уместны следующие замечания:

  • «Ты хорошо выполнил упражнение, но в задании сказано немножко о другом, а потому прочитай задание внимательнее».
  • «Давай подумаем вместе, как исправить работу в соответствии с заданием».
  1. Критика-озабоченность. В основном она проявляется в таких выражениях в адрес критикуемого:
  • «Вы неисполнительны, и я этим озабочен».
  • «Я поражаюсь, почему вы до сих пор не закончили работу».
  • «В следующий раз я подумаю, доверять ли вам такое задание».

конструктивная критика диалог

  1. Безличная критика. Обычно она применяется, когда по каким-то причинам неправильным будет называть конкретные имена. В этом случае уместными будут фразы:
  • «Некоторые наши сотрудники не справляются с обязанностями, но по именам их называть я не буду».
  • «Не все понимают, насколько это важное дело, но я надеюсь, что они все же поймут».
  • «Некоторым из нас должно быть стыдно за такое отношение к работе».
  1. Критика-удивление. Лучше всего в этом случае подойдут такие выражения:
  • «Как? Вы до сих пор не справились с работой?»
  • «Неужто вы и вправду не замечаете своих ошибок?»
  • «Вы ошиблись? Не верю глазам своим!»
  1. Критика-вопрос. Пожалуй, это самый доброжелательный пример конструктивной критики, так как в этом случае разговор идет на равных:
  • «Видите ли вы допущенные ошибки?»
  • «Как вы думаете их исправить?»
  1. Критика-надежда. Тоже очень хороший способ конструктивной критики. В данном случае критикуемому дается понять, что в него верят и рассчитывают с ним на дальнейшие отношения:
  • «Думаю, что следующую работу вы сделаете без ошибок».
  • «Надеюсь, что вы поняли, в чем ваша ошибка».
  • «Верю, что в следующий раз у вас получится без ошибок».

Как ребенок должен относиться к критике в свой адрес

конструктивная критика детей

Поскольку этот сайт в первую очередь для мам и пап, поговорим в заключение на сугубо детскую тему. Как ребенок должен себя вести, если его критикуют? Правильное отношение к критике очень важно для ребенка. Во-первых, без критики в свой адрес в жизни не обойтись. Во-вторых, правильная реакция на это неприятное, в общем и целом, отношение к себе формирует детский характер и учит ребенка уживаться в обществе. Итак, что здесь можно посоветовать дочери или сыну?

  1. Если ребенка критикует взрослый человек (или даже его сверстник) необходимо относиться к этому спокойно – даже если критика кажется несправедливой.
  2. Отвечать на критику следует без ответных оскорблений, грубостей, драк и т. п.
  3. Услышав критику в свой адрес, ребенок должен задуматься над ее справедливостью, и, если она справедлива, постараться исправить допущенные ошибки.
  4. Вместе с тем не следует сверх меры терзаться за собственную ошибку или промах. Ребенку следует знать: прожить жизнь, не ошибаясь, невозможно.
  5. Необходимо научить ребенка отличать ошибку от преднамеренных отрицательных действий. Ошибка – нормальное явление, и потому она допустима, а вот преднамеренные отрицательные действия совершать не следует.

О проблемах, связанных с конструктивной критикой, расскажет это видео.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!