Что такое конструктивная критика? Нужно ли критиковать другого человека, и как это правильно сделать? Как критикуемый должен относиться к критике и тому человеку, который его критикует? Чем конструктивная критика отличается от критики деструктивной? Постараемся дать ответ на все эти вопросы в настоящей статье.
Подробнее о конструктивной критике
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Конструктивная критика – это продуманное, разумное, уважительное и доброжелательное высказывание о действиях, мыслях и словах человека другим человеком. Главный принцип конструктивной критики таков: «Критикуя другого, не навреди ему, а помоги». Исходя из этого принципа, существуют определенные правила конструктивной критики.
- Высказываться о действиях или словах другого человека необходимо уважительным и доброжелательным тоном. Соответственно и относиться к критикуемому нужно с уважением, видя в нем полноценную личность – пускай в чем-то и ошибающуюся.
- Критические аргументы следует подбирать с осторожностью и взвешенностью, стараясь не обидеть ими человека.
- Аргументы эти должны быть предельно конкретными, а не общими и размытыми. Размытость и неконкретность – это уже признаки деструктивной критики.
- Тот, кто критикует, должен обладать конкретными объективными знаниями в теме, вокруг которой развернулась критическая полемика.
- Не помешает в этом случае и житейский опыт. Один из главных признаков конструктивной критики – когда старший и более опытный критикует младшего и менее опытного. Если же происходит наоборот, то есть менее опытный и младший критикует более опытного и старшего, то это, опять же, деструктивная критика, а зачастую – элементарное хамство.
- При конструктивной критике очень важно в первую очередь выделить положительные моменты и лишь во вторую очередь коснуться недочетов в работе, неправильных действий или слов.
- Конструктивная критика должна быть направлена исключительно на исправление недочетов и достижение положительного результата.
- Поэтому критиковать нужно исключительно результат, но никак не человека.
Если разговор состоялся именно в этом ключе, то, скорее всего, критикуемый поступит следующим образом:
- признает критику;
- начнет размышлять, как ему устранить высказанные замечания;
- исправит допущенные ошибки;
- постарается не допускать их впредь.
На это, собственно, и направлена настоящая конструктивная критика – в отличие от критики деструктивной. Деструктивная критика никакого созидательного момента в себе не несет. Ее главная цель – выразить собственные негативные эмоции, оскорбить и унизить оппонента и, что называется, «выкричаться». Поэтому тот, кто критикует, всегда искажает факты, заменяет реальное положение дел домыслами, переходит на личности, а зачастую преследует сугубо меркантильные, личные цели.
Как отличить конструктивную критику от критики деструктивной, подробнее расскажет это видео.
Виды конструктивной критики
Конструктивная критика, как и всякое созидательное действие, имеет множество разновидностей и нюансов. Поговорим о них подробнее.
- Критика-похвала. Обычно она применяется, когда работа выполнена, но начальник видит в ней отдельные недостатки. В этом случае в адрес критикуемого уместны такие замечания:
- «В общем хорошо, но можно было бы и лучше».
- «Все нормально, но выполненная работа не подходит для нашего случая».
- «Вы старались и проделали огромную работу, но некоторые моменты в ней следует уточнить».
- «Ваша работа замечательна, но вы опоздали с нею или забежали вперед».
Если критика-похвала относится к ребенку, то в этом случае со стороны родителей уместны следующие замечания:
- «Ты хорошо выполнил упражнение, но в задании сказано немножко о другом, а потому прочитай задание внимательнее».
- «Давай подумаем вместе, как исправить работу в соответствии с заданием».
- Критика-озабоченность. В основном она проявляется в таких выражениях в адрес критикуемого:
- «Вы неисполнительны, и я этим озабочен».
- «Я поражаюсь, почему вы до сих пор не закончили работу».
- «В следующий раз я подумаю, доверять ли вам такое задание».
- Безличная критика. Обычно она применяется, когда по каким-то причинам неправильным будет называть конкретные имена. В этом случае уместными будут фразы:
- «Некоторые наши сотрудники не справляются с обязанностями, но по именам их называть я не буду».
- «Не все понимают, насколько это важное дело, но я надеюсь, что они все же поймут».
- «Некоторым из нас должно быть стыдно за такое отношение к работе».
- Критика-удивление. Лучше всего в этом случае подойдут такие выражения:
- «Как? Вы до сих пор не справились с работой?»
- «Неужто вы и вправду не замечаете своих ошибок?»
- «Вы ошиблись? Не верю глазам своим!»
- Критика-вопрос. Пожалуй, это самый доброжелательный пример конструктивной критики, так как в этом случае разговор идет на равных:
- «Видите ли вы допущенные ошибки?»
- «Как вы думаете их исправить?»
- Критика-надежда. Тоже очень хороший способ конструктивной критики. В данном случае критикуемому дается понять, что в него верят и рассчитывают с ним на дальнейшие отношения:
- «Думаю, что следующую работу вы сделаете без ошибок».
- «Надеюсь, что вы поняли, в чем ваша ошибка».
- «Верю, что в следующий раз у вас получится без ошибок».
Как ребенок должен относиться к критике в свой адрес
Поскольку этот сайт в первую очередь для мам и пап, поговорим в заключение на сугубо детскую тему. Как ребенок должен себя вести, если его критикуют? Правильное отношение к критике очень важно для ребенка. Во-первых, без критики в свой адрес в жизни не обойтись. Во-вторых, правильная реакция на это неприятное, в общем и целом, отношение к себе формирует детский характер и учит ребенка уживаться в обществе. Итак, что здесь можно посоветовать дочери или сыну?
- Если ребенка критикует взрослый человек (или даже его сверстник) необходимо относиться к этому спокойно – даже если критика кажется несправедливой.
- Отвечать на критику следует без ответных оскорблений, грубостей, драк и т. п.
- Услышав критику в свой адрес, ребенок должен задуматься над ее справедливостью, и, если она справедлива, постараться исправить допущенные ошибки.
- Вместе с тем не следует сверх меры терзаться за собственную ошибку или промах. Ребенку следует знать: прожить жизнь, не ошибаясь, невозможно.
- Необходимо научить ребенка отличать ошибку от преднамеренных отрицательных действий. Ошибка – нормальное явление, и потому она допустима, а вот преднамеренные отрицательные действия совершать не следует.
О проблемах, связанных с конструктивной критикой, расскажет это видео.