Как обучать ребенка через исследовательский проект: 5 советов экспертов для школьников и родителей.

Исследовательский проект развивает широкий спектр компетенций, от общекультурных и познавательных до коммуникативных. Проектно-исследовательская деятельность помогает усилить природное детское любопытство, создает предпосылки для формирования исследовательского подхода к жизни и снижает страх перед неизвестностью. Кроме того, она развивает метапреметные навыки, которые особенно ценятся современными работодателями: умение быстро находить решение, адаптироваться к изменяющимся условиям, анализировать и систематизировать информацию и многие другие.

Татьяна КрупаСегодня школа очень подробно учит анализировать информацию, анализ – основа всех предметов. Но с синтезом информации дела обстоят значительно хуже: сделать самостоятельный вывод намного труднее, равно как и обучить этому. Проектно-исследовательская деятельность удачно сочетаем возможности обучить и тому и другому. В проекте невозможно обойтись без практики, в этом виде работы базово заложена такая необходимость. Проектно-исследовательская деятельность формирует привычку к сложному мыслительному действию и его воплощению. Поэтому родители задаются вопросом о том, как обучать ребенка через проект? Татьяна Крупа, кандидат психологических наук, сооснователь и президент среды сетевого исследовательского взаимодействия ГлобалЛаб, знает на него ответ и готова поделиться своими советами.

Лучшее в телеграм: посмотреть

 

Совет 1: выберите релевантную тему

  1. Обучаем через интерес. В первую очередь, тема исследования должна занимать ребенка. Мы всегда исходим из естественного любопытства юного наблюдателя. Например, ребенок по дороге из детского сада заметил, что листья березы поменяли цвет и спросил, почему. Так он проявил личный интерес к теме, а у родителя появилось поле для создания совместного проекта, который поможет еще лучше развить уже зародившуюся наблюдательность.
  2. Выбираем многоаспектную тему. Хорошо, если выбранная тема – многогранна. Это позволит углубить и расширить исследование, повысить его практическую значимость, а также может сделать проект актуальным не только для детсадовца, но и для более взрослых детей. В практике нашей школы ГлобалЛаб, например, тот самый простой вопрос о березах вырос в полноценный и сложный фенологический проект.
  3. Ориентируемся на результат. Исследование должно не только отвечать на вопрос «Почему?», но и на вопрос «Зачем?». Мы все хотим так или иначе делиться тем, что у нас получается – это естественно для человека любого возраста. Когда ребенок проводит исследование «для чего-то», он становится сопричастен с происходящими вокруг него изменениями. Ему интереснее изучать тему, хочется знать больше и делать лучше. Поэтому так важно составлять проект, ориентируясь на его практическую пользу или социально значимый аспект.
  4. Задаем рамки. Уже на этапе формулирования идеи важно определить круг конкретных вопросов, которые будут исследоваться. Например, у нас в ГлобалЛаб был случай, когда дети захотели изучить велопарковки. Идея так и звучала: «Давайте изучать велопарковки!». После того, как мысль была высказана, от тьютора последовали вопросы: «А что именно вы хотите узнать: как часто они встречаются в городе, какие велосипеды там стоят, сколько стоят парковочные места на разных парковках? Что будем исследовать?». Обратите внимание: каждый последующий вопрос призван сфокусировать интерес ребенка, натолкнуть его на то, что он хочет изучить. Ориентируйтесь на подобную схему: ищите в большой идее конкретные аспекты для изучения. Старайтесь не размывать исследовательский интерес детей, а наоборот направлять его, помогайте формулировать вопрос.

Совет 2: Делайте проект из сформулированной идеи

  1. Работайте поэтапно. В исследовательском проекте есть четкая структура и этапы, которые можно свести к следующей схеме:
  • Определить тему, поставить цель, выдвинуть гипотезу;
  • Описать проект, подготовить протокол исследования, выбрать средства сбора и предоставления данных;
  • Привлечь участников, собрать данные и интерпретировать их;
  • Подготовить итоговую работу;
  • Провести обсуждение полученных данных и сделать выводы.

Воспроизводя этот алгоритм в разных проектах, дети формируют когнитивный навык, который в дальнейшем доводится до автоматизма. Таким образом, обращаясь к механизму раз за разом, с ним становится все проще взаимодействовать, он становится естественной частью жизни.

  1. Формируйте метапредметные навыки.

Исследовательские работы чаще всего изучают спектр вопросов, особенно если базируются на природном любопытстве исследователя. В ходе работы ребенок сам получает практическое знание о предмете, наставник же, руководящий исследованием, помогает ему в этом. Также он помогает освоить и метапредметные навыки, такие, как:

  • постановка цели;
  • формулирование вопросов;
  • составление классификации;
  • систематизация;
  • анализ информации.

На этом этапе помощь педагога или родителя очень важна, поскольку ребенку довольно трудно самостоятельно ориентироваться в большом потоке информации. Помогайте ему формулировать мысли, направляйте наводящими вопросами. Делайте работу совместно, но соблюдайте границы и не делайте за него. Вместе, но не вместо – вот главный принцип.

Как обучать ребенка через исследовательский проект 2

Совет 3: Привлекайте единомышленников

Даже в небольшой компании ребенку будет интереснее работать. Кроме того, в ходе исследования ребенок также будет развивать коммуникативные навыки и навыки коллаборации. Например, у нас в ГлобалЛаб во время проекта, связанного со скелетированием листьев, произошла интересная ситуация: один мальчик, уже давно увлекающийся биологией, понял, что изначально заявленная методика исследования не совсем точна. Он, совместно с методистами, разработал собственную, и предложил ее другим детям. Те ее подхватили, и в итоге работа была представлена с куда более точными результатами, чем планировалось изначально.

Особенно хорошо, если в группе будут присутствовать носители разной информации: это сделает результат исследования еще более показательным.

Совет 4: Продолжайте исследование разработкой

Разработка – очень важная часть исследования, она повышает мотивацию к изучению темы.

Выше мы уже говорили о том, что исследование должно отвечать на вопрос «Зачем?». Делая что-то, ребенок должен рассчитывать на конкретный результат, понимать, что в итоге должен быть какой-то продукт – так у него больше причин продолжать работу, поскольку у него есть конкретная мотивация. Например, один из наших ребят в ГлобалЛаб при выполнении проекта «Крылатые, усатые, отряда “многолапые”» создал, совместно с мамой, небольшой сборник, который ему позже удалось опубликовать. Это привело к тому, что у него укрепился интерес к литературному творчеству.

Помогите ребенку определиться с конечным продуктом исследования и разработать его.

Как обучать ребенка через исследовательский проект 3

Совет 5: Внимательно отнеситесь к результатам

  1. Рассматривайте работу с разных точек зрения. Любое исследование – это способ развития наблюдательности, способ получения новых данных. Новые данные – это способ формирования критического мышления. В ходе работы ребенок учится обрабатывать информацию, вы же учите его ориентироваться в ней. Проводите максимально возможное количество действий с результатами: группируйте их, рассматривайте с разных точек зрения, перестраивайте и обязательно подводите итоги и делайте выводы.
  2. Учите замечать отклонения. Не все исследования завершаются стопроцентным попаданием в изначальную гипотезу. Очень важно научиться замечать и фиксировать отклонения: они станут основой для новых открытий и продолжения исследования.

Совет-бонус:Делитесь результатами и продвигайте проекты

Пишите об исследовании в социальных сетях, организуйте в школе выставку достижений – рассказывайте о том, что открыл ваш ребенок. Даже если все вокруг давно осведомлены об этом открытии, для него это может быть поводом для гордости.

Если же проект имеет социальную значимость, то помогите ребенку его продвинуть – используйте не только личные страницы в интернете, но и специальные ресурсы для юных исследователей. Один из проектов ГлобалЛаб про батарейки однажды вырос в целое экологическое исследование, которое было представлено главе Цимлянского городского округа. Это позволило детям и родителям заручиться поддержкой чиновника и организовать в своем лицее пункт приема батареек. Так что не бойтесь продвигать идеи своих детей, возможно, что польза от исследования будет важна не только для них, но и для целого сообщества.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!