Дарить или нет? Или почему подарки в детские дома приносят больше вреда, чем пользы

Дарите навыки вместо игрушек Новости

Предновогодние дни и даже недели – самые радостные в году, когда дети с нетерпением ждут новогоднего чуда, мастерят поделки и рисуют открытки, а родители – спешат найти то, что порадует самых любимых, когда вся семья собирается вместе, чтобы нарядить елку и украсить дом к празднику!
А еще Новый год – это время, когда мы вспоминаем о тех, кому повезло гораздо меньше, чем нам. Чаще всего в преддверии главного семейного праздника мы думаем о тех, у кого вообще нет семьи – о детях-сиротах, которым предстоит встретить праздник в детских домах.

От одной мысли об этом разрывается сердце у каждой мамы, выбирающей подарок собственному ребенку. Ведь какому-то малышу не достанется в этот год ничего, ни любви, ни ласки… ни подарков?

Но это заблуждение!

Как раз подарков у воспитанников детских домов будет очень и очень много: по статистике один ребенок в учреждении получает от 10 до 20 новогодних подарков, это и конфеты, и игрушки, и гаджеты. А еще участвует в нескольких праздниках и елках каждый день!

Мама в детстве учила…

Каждого из нас мама учила в детстве: нельзя ничего брать у незнакомцев!

Это основы нашей безопасности, понимание личных границ. Для нас это очевидно, логично и понятно. Но почему-то многие забывают об этом, решая привезти подарки в детские дома…

Подумайте сами, у ребенка в детском доме нет близкого значимого взрослого, каким является родитель. Есть воспитатели, с которыми не всегда возможно выстроить нормальные человеческие отношения, а еще есть незнакомые люди, которые приходят раз в год, чтобы устроить праздник или подарить подарок. Или вообще не приходят, а просто отправляют что-то. На самом деле разницы нет, вручили вы свой подарок лично, увидел ли вас ребенок, для него вы все такой же незнакомец… который просто приносит что-то нужное или не очень.

Таким образом у ребенка формируется четкое правило: незнакомые люди всегда готовы помочь, обеспечить всем необходимым. Более того, через пару лет пребывания в детском доме правило начинает звучать так: я сирота, поэтому мне все должны!

Чему вы учите своего ребенка?

Всему… По мере взросления ребенок впитывает от родителей все до мельчайших деталей в поведении. Как часто вы моете пол – ребенок запомнит, как общаетесь с друзьями – так, скорее всего, он будет общаться со своими, как готовите суп, спрашиваете у незнакомцев на улице дорогу до метро, покупаете продукты в магазине, как одеваетесь на работу, а как на праздник… этот список можно продолжать бесконечно.

Родители – пример для подражания, именно родители дают ребенку модель поведения, которой он будет придерживаться в будущем.

А теперь представьте, что подобного примера у ребенка перед глазами нет. Откуда возьмутся самые простые бытовые и социальные навыки?

Вот список самых частых сложностей, которые возникают у выпускников детских домов:

  • Самоорганизация и самообслуживание. Сложно научиться самостоятельно выстраивать свой день, планировать бюджет и покупки, если ты никогда этим не занимался, не видел, как это делали другие, а просто жил по установленному регламенту, когда все необходимое появлялось в нужном месте в нужное время.
  • Отсутствие мотивации, неумение понимать собственные желания и потребности. Как понять, что ты на самом деле хочешь, чем любишь заниматься, если тебе никогда не предоставляли подобного выбора? Вся группа идет на елку, потому что спонсор подарил билеты, все едят на завтрак омлет, а на обед гороховый суп, все видят ограниченный набор возможностей для развития: воспитатель, охранник, учитель, и т.д.
  • Отсутствие навыка выстраивать коммуникацию и обращаться за помощью. Навык выстраивать коммуникацию формируется из общения со значимым взрослым, из доверительных отношений с ним. Из отсутствия этого навыка появляются сложности в адаптации и агрессия.

Это далеко не полный список и продолжать его можно, к сожалению, очень долго.

Детям не нужна жалость!

Что вы хотите, чтобы чувствовал и знал ваш ребенок: что вы гордитесь им, любите его и поддержите в любой ситуации, что ошибки неизбежны, но с их помощью можно научиться чему-то новому, что он хорош такой, какой есть, со своими особенностями, гиперактивный или медлительный, спортсмен или творческий, отличник или двоечник, он может быть любым и вы не станете меньше любить его!

Ничего из этого у ребенка в детском доме нет.

Нет индивидуального внимания, которое так необходимо для гармоничного развития личности, нет близкого, который поддержит, пожурит и подбодрит, когда нужно.

Зато есть жалость, нескончаемый поток жалости, от воспитателей, от постоянных единоразовых гостей, от незнакомцев, ничего не значащих для ребенка, всех тех, кто видит в нем только «бедного сиротку», не человека, не ребенка, объект для жалости.

Какая роль отводится воспитаннику детского дома на «празднике жизни», когда приезжают спонсоры или просто раздают подарки, которые прислали сочувствующие незнакомцы? Принимать и благодарить. Улыбаться и преданно заглядывать в глаза. Чтобы даритель мог поставить галочку в графе «доброе дело», рассказать знакомым и собственным детям о том, как приятно помогать обездоленным!

Вы думаете, дети всего этого не понимают? Не чувствуют себя униженными? Если так, вы ошибаетесь.

Тому, кто хочет увидеть «горящие радостью глаза» детей, стоит помнить: дети младшего возраста видят в вас потенциального родителя, и ваш уход для них – очередная травма. А дети постарше – уже привыкли к таким одноразовым визитам и отлично понимают: гостям нет дела до них самих, они не станут друзьями или близкими людьми, не помогут в сложной ситуации – поэтому подростки уже умеют манипулировать и изображать то, что от них ждут.

А потом, когда ребята вырастут, выпустятся из детского дома и начнут самостоятельную жизнь, вы все так же будете приносить им все необходимое на блюдечке? Или отвернетесь от них, несоциализированных, неподготовленных к взрослой жизни?

А стоит ли помогать?

Дети в детских домах – дети в беде, дети, лишенные семьи, любви, заботы и внимания. Конечно, им необходима помощь!

Что можно сделать для таких детей?

Усыновить / удочерить или стать наставником – готов далеко не каждый. И это абсолютно нормально.

Но помочь через надежный благотворительный фонд, который профессионально занимается именно этой проблемой, — под силу каждому!
Лучший вариант – подписаться на постоянное пожертвование, пусть небольшое, незаметное для вас.

Но и один раз в год, когда душа просит добрых дел, перевести в благотворительный фонд сумму, равную той, что вы могли бы потратить на ненужный подарок, будет в разы полезнее для ребенка!

Благотворительный фонд «Дети наши» в девятый раз проводит ежегодную новогоднюю благотворительную акцию «Дарите навыки вместо игрушек», чтобы воспитанники детских домов получили возможность самореализоваться и стать благополучными взрослыми.

Все собранные средства будут направлены на программу «В большой мир» и целый год ребята – участники этой программы будут заниматься в кружках, с репетиторами, психологами, выезжать на социализируюшие и профориентационные мероприятия, с выпускниками будет работать юрист, многие ребята обретут своих наставников.

Фонд «Дети наши» уже 15 лет занимается подготовкой детей к жизни после выпуска из детских учреждений. Благодаря комплексной, индивидуальной работе с детьми наши подопечные быстрее и эффективнее адаптируются во взрослой жизни, находят свой путь и свою профессию.

Присоединяйтесь к новогодней благотворительной акции «Дарите навыки вместо игрушек» и подарите детям-сиротам действительно полезный новогодний подарок!

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!
Добавить комментарий