В данной статье мы расскажем, что такое зентагл для начинающих. Кроме того, расскажем о сути основных понятий и терминов зентагла. Ну и, конечно, поговорим, что нужно делать, чтобы достигнуть результата. А результат – это готовое изображение, нарисованное в технике, которое и называется зенетагл. Изобретен такой способ рисования сравнительно недавно – в 2006 году, и за такое короткое время стал очень популярным буквально во всем мире.
- Общие понятия о зентагле
- Подробнее о материалах и инструментах для зентагла
- Бумага для зентангла
- Альбом для рисования эскизов
- Чем рисовать
- Фломастеры (маркеры)
- Простые карандаши
- Цветные карандаши и маркеры
- Линейка
- С чего начинать
- Поэтапное рисование в технике зентангл
- Рисуем точки и прямые линии
- Рисуем волнистые линии и дуги
- Рисуем чешую, кольца, фонари, камни
- Практическое применение изображений в технике зентангл
- Зентангл для начинающих: идеи для срисовки
Общие понятия о зентагле
Зентагл – это вид искусства. Точнее сказать, способ рисования на листе бумаги. Чтобы лучше понять, что это такое, расскажем о зентагле по пунктам.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
- Рисунок, выполненный в способом зентагл, сплошь состоит из узоров. Причем все эти узоры – одинаковы, просто повторяются в рисунке несколько раз. В принципе – сколько угодно раз, тут все зависит от художника и настроения, с которым он рисует. Каждый такой узор называется «тангл».
- Ни в коем случае нельзя путать зентангл с другой похожей техникой рисования – дудлингом. Во многом обе эти техники между собой схожи, однако же есть и различия. Дудлинг – это рисование интуитивное. Образно говоря, там можно рисовать любой узор, какой только ляжет на душу и придет в голову. В зентангле узоры должны повторяться.
- Рисовать в технике зентангл очень просто. С этим легко может справиться всякий, кто пожелает, даже если у него нет никаких способностей к рисованию. Единственное условие – уметь держать в руках авторучку или карандаш. Из чего следует, что в такой технике может рисовать даже ребенок.
- Рисовать в технике зентангл можно только черным цветом и исключительно на квадратном листе бумаги. При этом стороны бумажного квадрата всегда должны быть одними и теми же – 89 мм. Впрочем, такое требование – большей частью для опытных рисовальщиков. Начинающие художники вполне могут творить на листе любых размеров и любой формы.
- Еще одна особенность рисования в технике зентагла – здесь лист никак не ориентирован в пространстве. То есть, лист можно расположить как угодно, без учета таких понятий как верх, низ, левая или правая сторона.
- Теперь о самом рисунке. Классическое требование – рисунок должен быть предельно абстрактным. То есть, не заключать в себе никаких конкретных, знакомых очертаний.
- Впрочем, в последнее время многие художники, творящие в технике зентагла, изобрели новые правила. Да, рисование линий и штрихов по-прежнему подчиняется классическому требованию (они должны быть расположены в абстрактном порядке), а вот само изображение, составленное из абстрактных линий, может быть вполне конкретным и узнаваемым. На фото – несколько примеров таких рисунков.
Подробнее о материалах и инструментах для зентагла
В принципе, ничего необычного здесь нет. Все инструменты и материалы легко можно купить в канцелярском магазине или магазинах для творчества.
Бумага для зентангла
О размерах бумажного листа уже говорилось. Еще одно важное требование для такой бумаги – ее плотность. То есть, она должна быть плотной. Опытные художники, творящие в технике зентангла, называют такую бумагу плиткой. Запомним это профессиональный термин.
Плитки бывают двух цветов – белые и черные. На белых плитках рисуют черным цветом. На черных, соответственно, светлым цветом. Впрочем, черная плитка – это для профессионалов. Для начинающего художника больше пригодится белая плитка.
Бумагу для зентангла (плитку) несложно изготовить собственноручно. Для этого необходимо выполнить всего два действия.
- Берем лист обычной бумаги, предназначенной для рисунков акварелью или черчения. Главное – чтобы такая бумага была плотной.
- С помощью ножниц делаем из бумажного листа квадрат со сторонами 89 мм.
Альбом для рисования эскизов
Каждый художник знает, что прежде чем приступить к рисованию картины, необходимо прежде потренироваться. То есть, сделать несколько предварительных набросков (эскизов). Лучше всего их делать в специальном альбоме.
Главное требование – листы в альбоме должны быть плотными. Формат листов в данном случае значения не имеет.
Чем рисовать
Здесь – выбор довольно-таки большой. Обычно рисунки в технике зентангл рисуют:
- простым карандашом;
- гелевой ручкой;
- тонкими фломастерами;
- роллерами;
- линерами.
Все эти инструменты должны рисовать черным цветом. Скажем о некоторых из них подробнее.
Фломастеры (маркеры)
Если рисунок предполагается на белой бумаге, то маркеры должны быть черными. Если художник рисует на черной бумаге (плите), то фломастер должен оставлять белый след.
След у фломастеров должен быть тонким – шириной не больше 0, 5 мм. Почему – понятно: тонким фломастером нарисовать узор куда как проще.
Если по какой-то причине таких маркеров под рукой нет, то их легко можно заменить гелевой авторучкой с тонким стержнем.
Простые карандаши
Простой карандаш – также весьма популярный инструмент для творчества в технике зентангла. Идеальный вариант – набор простых карандашей для черчения. В нем есть карандаши нескольких степеней твердости, что очень важно для рисования узоров.
Здесь необходимо, как минимум, два типа карандашей – твердый и мягкий. Твердым карандашом наносятся первоначальные штрихи, мягкий необходим для растушевки узора.
В дополнение к карандашам необходимо приобрести и точилку для них.
Цветные карандаши и маркеры
Казалось бы – для чего они нужны, если рисунок, как уже говорилось, должен выполняться исключительно в черном цвете? Так оно и есть, но черный цвет – это классическое требования. Однако в последнее время творческая мысль шагнула вперед, и многие художники, творящие в технике зентангл, добавляют к своим рисункам некоторые цветные штрихи и моменты. Вот для этого и необходимы цветные маркеры и карандаши. И даже – цветные гелевые авторучки.
Хотя, конечно, начинать нужно с черного цвета. Цветные фрагменты рисунка могут быть потом, когда начинающий художник как следует, освоит технику рисования.
Линейка
Это – инструмент двоякий. Одни художники, творящие в технике зентангл, утверждают, что никакой линейки для такого стиля рисования не нужно. Для чего, мол, она нужна при рисовании узоров, которые сплошь состоят из извилистых линий? Линейка – напрягает, а рисование изображений в стиле зентангл, наоборот, должно расслаблять.
Другие художники уверяют, что линейка им необходима, так как помогает создавать наиболее сложные узоры.
Словом, художник сам должен определиться, нужна ему линейка или не нужна.
С чего начинать
Что необходимо учитывать и иметь в виду начинающему художнику, желающему научиться рисовать в технике зентангл? Для этого существует несколько простых правил.
- Для начала следует ознакомиться с работами состоявшихся, опытных художников. В первую очередь – с целью оценить красоту самих рисунков. Во вторую очередь – обратить внимание на технику и манеру рисования, особенности составления композиции из повторяющихся узоров, особенности нанесения линий и другие моменты.
- Следующий шаг – скопировать что-то из нарисованного другими художниками. При этом выбирать нужно самые простые узоры или фрагменты какой-то картины, но пока что не целую картину. Здесь главное – потренироваться и, что называется, набить руку. И еще: с самого начала тренироваться нужно на квадратном листе бумаги, о размерах которого говорилось выше.
- Сколько времени нужно будет набивать руку? Однозначного ответа здесь не существует – у каждого начинающего художника свои особенности. Но когда начинающий художник будет уверен, что копирование получается у него хорошо – тогда-то и можно будет приступать к созданию собственных танглов. При этом их на первых порах не должно быть слишком много, рисунки должен быть простеньким. Все приходит со временем и с опытом.
- А главное – следует помнить, что зентангл – это особое творчество. В первую очередь оно существует, чтобы настроить себя на созерцательный лад, расслабиться и отдохнуть. А создание шедевра – это уже как получится.
Поэтапное рисование в технике зентангл
Рисунок в данной технике, как, впрочем, и в других техниках состоит из нарисования отдельных фрагментов, которые затем соединяются в единое изображение. Итак, приступаем к практической учебной части. Практиковаться лучше в альбоме для эскизов.
Рисуем точки и прямые линии
В общем и целом, здесь нет ничего особо сложного. Просто – рисуем на листе несколько прямых линий и точек. Сложности начнутся, когда мы начнем работать с этими элементарными изображениями. Такая работа заключается в следующем:
- рисуем несколько прямых линий так, чтобы каждая последующая линия была толще предыдущей. Добиваться этого нужно, накладывая на каждую линию тень. Больше тени – толще получается линия;
- то же самое делаем и сломанными линиями;
- посредством наложения теней утолщаем линии с обоих концов;
- придаем линиям разные направления. Для этого проводим их с одной точки в разные стороны. Получится нечто вроде солнышка с лучами.
Рисуем волнистые линии и дуги
Техника рисования таких изображений следующая:
- рисуем на бумаге две горизонтальные параллельные линии;
- между ними рисуем дуги на одинаковом расстоянии. Располагаться они должны вертикально;
- проводим еще параллельные линии, и рисуем между ними на одинаковом расстоянии волнистые линии;
- рисуем еще пару параллельных линий. Рисуем между ними дуги и волнистые линии на разном расстоянии одна от другой;
- рисуем на бумаге несколько изогнутых линий, похожих на букву S;
- рисуем квадрат и делим его на четверти, одинаковые по размеру;
- от центральной части квадрата проводим прямые линии в разных направлениях;
- рисуем еще один аналогичный квадрат, разделенный на четыре равные части. Проводим от его центра во все стороны изогнутые линии.
Рисуем чешую, кольца, фонари, камни
Начнем с колец. Нарисовать их несложно. Вначале проводим на бумаге две параллельные линии, а между ними – круги. При этом круги должны быть разного размера и расположенные по отношению друг к другу на разных расстояниях.
Рисуем чешую. Она рисуется в виде полудуг. Чтобы сделать чешуйку шире, необходимо с помощью карандаша наложить на нее тень. Здесь следует попрактиковаться в изображении теней разной степени насыщенности. Для насыщенной тени на карандаш нужно давить сильнее, для слабой – лишь слегка.
Рисуем фонарь. Так называется фигурка, похожая на столб с приделанными к нему несколькими полудугами. Все вместе отчасти напоминает уличный фонарь – отсюда и название. Такая фигура является частью многих узоров, так что уметь ее рисовать нужно обязательно.
Лучше всего попрактиковаться в нарисовании фонаря в обычной школьной тетрадке в клеточку. От одного края клеточки к другому ее краю проводим дуговые линии, которые затем совмещаем. В результате образуется фигурка, называемая фонарем. Внутренние участки фонаря заштриховываем, чтобы придать изображению объемность.
Теперь о рисовании камней. Конечно же, это условное название определенной фигуры с округлой, неровной формой. Поскольку форма у них неровная, то прилегать вплотную друг к другу на будущем рисунке они не смогут. Для этого пространство между ними обычно заштриховывается.
Это – лишь одна серия советов, рассказывающая, с чего начинать творить в технике зентангл, а есть и множество других. Ниже – еще один подробный фото-мастер-класс на эту же тему.
Для начала нарисуйте два квадрата со сторонами 8 см.
Начните рисовать первый зентангл с волнистых линий.
На одной из волнистых линий нарисуйте дуги.
На остальных волнистых линиях нарисуйте такие же дуги.
Теперь закрасьте расстояние между первой и второй дугой на одной волне. Также украсьте каждую внешнюю дугу волнистой линией.
На второй волнистой линии сделайте штриховку внутри первой дуги и между второй и третьей.
Закрасьте аналогично все остальные дуги.
Закрасьте пространство вокруг дуг под первой дугой и между второй и третьей. Первый простой зентангл готов.
Приступим ко второму рисунку. Он будет сложнее и интересней. Рисуем веер.
Закрашиваем один сегмент веера узором.
Закрашиваем второй сегмент другим узором.
На третьем сегменте делаем свой узор.
Добавляем контраста первому и второму сегменту.
Заполняем последний сегмент веера узором.
Добавляем вееру окантовку.
Заполняем пространство вокруг веера узорами.
Практическое применение изображений в технике зентангл
В чем же смысл и суть такого вида творчества?
- Главный его смысл (о чем отчасти уже упоминалось) – это польза для самого художника. Творя в подобном стиле, художник расслабляется, успокаивается, его мысли начинают течь по созидательному руслу, он никому не желает зла и вообще начинает смотреть на мир по-иному.
- Такими рисунками в настоящее время украшают одежду – причем и молодежь, и люди в возрасте.
- Картины, выполненные в технике зентангл, замечательно украшают интерьер.
- Кроме того, они часто являются основой для вышивки.
Зентангл для начинающих: идеи для срисовки