Гаджеты в классе: в одном шаге от науки

Гаджеты в классе в одном шаге от науки 20 Новости

Казалось бы, современных детей сложно чем-то удивить в техническом плане. А уж сыграть в школе на эффекте удивления с помощью гаджетов – это высший пилотаж. Какие возможности могут дать образованию некоторые устройства для школы, несложные в управлении и доступные по цене, расскажем на примере работы с цифровым микроскопом, документ-камерой и интерактивным проектором. Родителям тоже будет интересно – ведь они могут помочь учителям обзавестись инструментами привлечения внимания учеников.

Цифровой микроскоп

Все, кто хоть раз имел дело в школе с микроскопом обычным, помнят, что настройка его занимала довольно много времени, да и весил он прилично. Цифровые «мелкоскопы», как говорил Левша, сегодня мобильнее, легче, проще и дают более яркую картинку – до 1200 микрон, обычный микроскоп – не более 800.

Лучшее в телеграм: посмотреть

Микроскоп обычно появлялся на школьных уроках классе в шестом-седьмом. Сегодня простота конструкции позволяет использовать его уже с 1 класса. С портативным цифровым микроскопом (Levenhuk) можно выйти и за пределы кабинета, скажем, для «полевых» исследований. С точки зрения метапредметности, которую так хотят видеть ФГОСы – изучения биологии на стыке с экологией, физикой, химией, географией, геологией – это незаменимая вещь.

На экскурсии в парк дети могут зафиксировать некоторые объекты под его камерой (объектива в нем нет): крыло бабочки, перо птицы, лист с дерева, каплю речной воды, гриб, фрагменты почвы и так далее. Все это можно «заснять» на микроскоп как в режиме видео, так и фото. А теперь представьте, что тот же лист с дерева они принесли в школу и посмотрели на него в цифровой микроскоп уже через некоторое время и опять зафиксировали увиденное (а там уже все будет по-другому, процессы будут иные, ведь листик начал умирать) – вот материал для целого проекта по предмету «Окружающий мир» в начальной школе.

Гаджеты в классе в одном шаге от науки 3

В таких микроскопах есть кнопки фотографирования, зумирования и реле, регулирующее уровень подсветки. Все изображения затем можно вывести на компьютер, экран или даже на телефон (ESPADA), и работать с ними в интерактивном режиме: добавлять текст, например – для этого специальные простые приложения. И вот, пожалуйста, готов сериал «Из жизни дерева», сделанный своими руками. Или книжка – ведь изображения можно распечатать и собрать под одной обложкой.

Можно купить и набор готовых препаратов (Микромед, Konus, SAGA) для изучения под микроскопом: там будут различные минералы, спинной мозг млекопитающего в поперечном сечении, кровь лягушки (не стоит их все же резать прямо на уроках), чешуя рыбы, кристалл соли, нейлоновое волокно, пыльца и многое-многое другое. Есть наборы и с реагентами для опытов, но это уже подойдет школьникам постарше. Все эксперименты под цифровым микроскопом можно записывать на видео (для этого включается специальный режим) и выводить потом на большие экраны, чтобы весь класс мог увидеть «макробиологическое» кино.

Несколько цифровых микроскопов в одном классе позволяют выполнять разноуровневые задачи одновременно, наблюдать процессы под увеличением в динамике, сравнивать исследуемые объекты: вы смотрите на большой экран и видите, как в одном «окне» клетка реагирует на один реагент, а во втором – на другой… Да, это еще не наука, но это первые шаги к практической научной деятельности и к самостоятельным выводам.

Есть цифровые микроскопы и с собственным дисплеем (Andonstar), но они больше годятся для индивидуальных работ, например для пайки на уроке технологии для мальчиков в 8 классе.

Гаджеты в классе в одном шаге от науки 5

Очень важен опыт «смотрения» в цифровой микроскоп для подготовки к ЕГЭ: в контрольно-измерительных материалах на экзамене введены изображения, полученные с помощью микроскопа, и, если ученик ранее уже работал с ним, ему будет гораздо легче выполнить эти задания. Понятно, что у всех школ финансовые возможности разные, но приобрести несколько цифровых микроскопов на класс вполне возможно, цены на них начинаются от двух тысяч рублей.

Конечно, можно использовать и бумажные плакаты с изображениеми, скажем, клетки, или, как их раньше называли, наглядные пособия. Можно, но тогда не будет того замечательного эффекта восторга от процесса познания, который так замечательно описал Виктор Драгунский в одном из «Денискиных рассказов». Мальчик, наблюдая за светлячком в маленькой коробочке, восклицает: «Он живой и светится!».

Документ-камера

Внешне гаджет похож на современную настольную лампу: это камера на подвижном штативе (RIXET). С помощью этого цифрового устройства можно за секунду-полторы выводить на экран (экран монитора или экран на стене) изображение как плоских, так и объемных объектов.

Документ-камера значительно расширяет возможности создания наглядных пособий. Любое письменное задание, положенное под камеру, может быть спроецировано на доску сразу же, то есть учитель экономит массу времени, а заодно и бережет свое здоровье. Раньше перед уроком (чтобы не тратить драгоценные минуты на уроке) учитель писал задания на доске во время перемены, то есть отдыха у него толком не было. А дежурный по классу должен был помыть доску после урока, стереть все с нее. Теперь можно «писать» на доске, не вставая из-за стола: камера снимает и передает на экран то, что вы пишете или рисуете, а профессиональная болезнь учителя – варикоз вен на ногах от постоянного стояния у доски – отменяется.

Удобно использовать документ-камеру и для анализа письменных работ, особенно на дистанционном обучении, так как на слух многие дети не очень хорошо воспринимают информацию, а выведенная на экран страница чьей-то тетради сразу дает наглядность. С помощью «шторки» можно вывести на экран только ту часть изображения, которая нужна для работы сейчас: например, только часть решения или правильный ответ.

Еще одно преимущество документ-камеры – это возможность демонстрации мелких объектов (Avervision) большому количеству зрителей одновременно: мелкие иллюстрации или карты, наглядные пособия и т.д. Их даже можно подключать к микроскопу. Очень поможет документ-камера на уроке изо: как показать только что законченную работу всему классу, ведь краска может потечь? Под документ-камерой рисунок лежит горизонтально и безопасно для самолюбия автора. Закончился урок рисования – дети унесут рисунки с собой, показать родителям. Но можно с помощью документ-камеры сфотографировать то, что они нарисовали, скажем к 8 марта, и показать всем родителям на ближайшем родительском собрании.

На уроках технологии в младшей школе документ-камера помогает показать сразу и крупным планом всему классу, как делать аппликацию, как складывать оригами, как обращаться со сложными деталями конструктора. Все это можно записать и на видео через документ-камеру, а потом пустить на экран повторами: если кто-то не успел, он увидит это на экране еще раз и еще, можно пустить видео даже в замедленном режиме, и учителю не придется подходить к каждому ребенку и объяснять. Так ученик приучается еще и к самостоятельности, к концентрации внимания на экране: он смотрит на «видеоинструкцию» и пытается повторить сам.

Гаджеты в классе в одном шаге от науки 8

Документ-камера повышает динамичность учебного процесса, делая его более наглядным, а значит, и более эффективным. Нет нужды создавать презентации, можно просто подобрать несколько книг, иллюстрации из которых, например, вы хотите продемонстрировать на уроке, и поместить их под объектив камеры, она сама настроит резкость, а на доске их крупным планом увидит весь класс… Но для следующего урока в параллельном классе по этой же теме уже можно воспользоваться сохранившимися изображениями (по умолчанию картинка сохраняется с наилучшим качеством), а несложная программа позволяет делать подписи к изображениям, рисовать по ним и т.д. Время на подготовку к занятию у педагога уйдет в разы меньше.

Незаменима документ-камера и во внеурочной деятельности. У вас есть кружок анимации в школе? С помощью документ-камеры просто делать мультфильмы.

Из рисунков или комбинаций пластилиновых фигурок создается видеоряд (их легко двигать), озвучивается с помощью специальных несложных приложений, монтируется – и вот ребенок уже аниматор, его первый мультфильм отправляется на школьный конкурс.

Интерактивный проектор

Проекторами в образовательных учреждениях уже никого не удивишь, многие школы оснащены проекционным оборудованием (Acer, BenQ, Epson, Viewsonic). Обычно проекторы соединены с компьютерами, но и документ-камера, и цифровой микроскоп также могут выводить изображения на экран на стене или вообще просто на стену с помощью проектора. А вот то, что проекторы могут быть еще и интерактивными, знают пока немногие.

Гаджеты в классе в одном шаге от науки 8

Современные мультимедийные интерактивные проекторы позволяют превращать, скажем, презентации из неподвижных картинок в материал для активной работы (Epson) здесь и сейчас. Теперь можно прямо на изображении с помощью стилуса или даже пальца делать пометки, рисовать схемы, вставлять другие картинки и тексты.

Причем работать таким образом с изображением может до 15 учащихся одновременно – оно не даст лишней тени: короткофокусный проектор вешается прямо над стеной, куда будет проецироваться картинка. А если у вас он еще и с тремя матрицами, (технология 3LCD, разработанная Epson), то не будет и «эффекта радуги», присущего одноматричным моделям. Красивое словосочетание, на самом деле, означает дефект картинки: его можно заметить на быстродвижущихся изображениях или даже на статичном изображении – если вы будете перемещать взгляд по экрану, то на краях объектов будет возникать тонкий цветовой шлейф. В принципе, конечно, это не очень критично и не все этот эффект замечают, но может отвлекать. Три матрицы – это еще и яркость в три раза выше, чем в одноматричных проекторах.

Гаджеты в классе в одном шаге от науки 11 Гаджеты в классе в одном шаге от науки 12

При слове «яркость» сразу возникает вопрос о вреде для глаз ребенка: все знают, что чем ярче изображение на мониторе компьютера или в смартфоне, тем быстрее устают глаза. Но и эту проблему, как оказалось, решила именно технология 3LDC. По результатам исследований НИИ медицины труда РАМН, механизм получения изображения 3LCD-проекторами более естественен для глаз человека, потому что DLP-проекторы (одноматричные) синтезируют изображения менее естественным образом.
Источники света в проекторах бывают двух видов: ламповые и лазерные. Лазерные работают в три-четыре раза дольше. Для установки проектора, как ни странно, источник света тоже важен: лазерные проекторы обеспечивают возможность проекции под любым углом, то есть у вас есть выбор, где разместить проектор в классе, в то время как в ламповых проекторах есть ограничения – 30–35° относительно горизонта. Есть варианты проекторов и для работы на столе:

Гаджеты в классе в одном шаге от науки 14

Проекторы, кстати, дают целый ряд новых возможностей для образования не только в школах, но и в детских учебных центрах, тенхопарках например. Так, в Менделеев-центре при РХТУ с помощью интерактивных проекторов Epson на стену выведена периодическая таблица химических элементов, и при касании рукой (да, прямо на стене) одного из элементов тут же всплывает новое окно, рассказывающее о нем подробно. Но это не все: с помощью проектора можно также познакомиться с «живым» Дмитрием Ивановичем Менделеевым и даже сделать с ним селфи на память.

Гаджеты в классе в одном шаге от науки 15 Гаджеты в классе в одном шаге от науки 17

Цифровые микроскопы, документ-камеры и интерактивные проекторы не только многофункциональны, удобны, но и могут работать в связке друг с другом, что дает замечательный образовательный эффект: детей воодушевляет простота использования гаджета и наглядность изучаемого материала. Учебный процесс оживает, и школьники активнее включаются в него, а значит, и результаты будут выше.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!