«Емеля» или как двинуть с места «недвижимость» (инструкция по мотивации диванного мужика)

Архетипы в русских сказка Книги

Проект «Мама может всё!» предлагает прочесть отрывок из книги Елены Журек «Архетипы в русских сказках» и взглянуть на русскую народную сказку «По щучьему велению» по-новому.

Архетипы в русских сказка 2

Лучшее в телеграм: посмотреть

***

Как же это сладко и по-нашему: мечтать о том, что все само, о том, что есть волшебные заклинания, кнопка, ну или хотя бы таблетка! А ты сидишь себе… нет, лучше лежишь на горизонтальном да мягком и тянешь свое: «А мне неохота!»…

Неохота думать, неохота делать, неохота решать, неохота БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Может, отсюда и народная любовь к лотереям, азартным играм?

Тут же секрет успеха «МММ» и подобных историй, и за всем этим стоит нескончаемый парад мошенников на разные лады: «Прикинься нужной щукой, и везде тебе почет, отовсюду тебе деньги на блюдечке принесут!».

Похоже на правду, но только отчасти. И только «похоже». Давайте по классике — копнем глубже.

Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля.
Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Перед нами снова семья. Спокойная, работящая, пра- вильная такая! Один изъян у них в хозяйстве — дурак Емеля.

Из трех братьев не удался один. Может, у родителей сил не хватило на младшего?

И снова отчасти! Но «соль» тут немного в другом.

Первые два, старшие, еще с молоком матери впитали правила игры: функционируй, исполняй строго определенную роль и не отсвечивай. В итоге перед нами безэмоциональные исполнители с чувством долга длиннее деревни… классические такие дигиталы.

Дигитал — человек с преобладанием дигитального типа восприятия мира. Это когда контакт с миром происходит через когнитивный мозг, не задействуя лимбическую системы (собственные ощущения и чувства) — то есть исключительно через сознание.

Как следствие, такие люди не знают, что чувствуют, что им нравится, чего они хотят и что вообще есть опция «чего-то хотеть» и, соответственно, не получают удовольствия от жизни.

Ну а младшенький совсем не такой: не сдюжил он несгибаемых рамок, не потянул нагрузки! По хозяйству он слишком мягкий, по дому нерешительный, думающий много, долго… и вообще… творческий, что ли…

А семья не сдавалась! Выбивали из него эту «дурь» как могли, не оставляя попытки «сделать из него человека»: школу за Емелю закончили, диплом купили, на работу устроили… «Ну живи ты как все! Хватит в облаках витать!» — но нет. Попытки жить вот такую «обычную» жизнь привели Емелю к депрессии и вернули к мамочке под бочок — на печку греться.

Печь — материнский символ. Это образ материнского тепла, где есть и еда, и обогрев, и пристанище.

Лежал бы себе так и лежал наш герой, но то ли кризис возрастной постучался, то ли очередной ретроградный меркурий голову взбодрил — а в сказке
неотвратимо приближается время спасительного волшебного пинка.

Волшебный пендель — мотивационно-заряженное воздействие на индивида, запускающее его в направлении Успешного Успеха.

«Емеля-Емеля, ну сходи хотя бы за водой!» — и понеслось.

Сходи, Емеля, за водой. А он им с печки:

Неохота…

Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Ну, ладно.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

Вот уха будет сладка!

Щука!

А парень-то наш не прост!

Взять и поймать хищную и, на секундочку, далеко не мелкую рыбешку ГОЛЫМИ РУКАМИ!

Не такой уж и безнадежный оказался, не правда ли? Что же есть Щука?

А это пока еще неотесанный, недопонятый и почти уже забытый ТАЛАНТ. Вспомнил, осознал, ПОЙМАЛ!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеется:

На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:

Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась…

Щука ему говорит:

Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только:

«По щучьему веленью, по моему хотенью».

Талант — выдающиеся природные способности в какой-либо сфере деятельности человека. То, что дается легко и с высоким, потенциально гениальным, результатом.

И вот оно! Осознание «Я могу все!».

Емеля и говорит:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — ступайте, ведра, сами домой…

Только сказал — ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.

Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается… Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.

…только что же делать с этим, дальше непонятно…

Много ли, мало ли времени прошло — невестки опять говорят:

Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби. А он им с печки:

Да вы-то на что?

Как — мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?

Мне неохота…

Ну, не будет тебе подарков.

Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел во двор и сел в сани:

Бабы, отворяйте ворота! Невестки ему говорят:

Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?

Не надо мне лошади.

Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:

По щучьему веленью, по моему хотенью — ступайте, сани, в лес…

Сани сами и поехали в ворота, да так быстро — на лошади не догнать.

А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: «Держи его! Лови его!» А он, знай, сани погоняет. Приехал в лес:

По щучьему веленью, по моему хотенью — топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь…

Топор начал рубить, колоть сухие дрова, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку — такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:

По щучьему веленью, по моему хотенью — поезжайте, сани, домой…

Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.

Видит он, что плохо дело, и потихоньку:

— По щучьему веленью, по моему хотенью — ну-ка, дубинка, обломай им бока…

Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.

Долго ли, коротко ли — услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера — его найти и привезти во дворец.

Наставника, единомышленника, учителя рядом по сюжету не предвиделось, поэтому оставался только метод самостоятельных проб и ошибок, а это совсем НЕ про экологичность и безопасность — вот и наломал Емеля дров, шишек набил, народ понасшибал, но останавливаться в своем развитии явно не собирался.

Емеля — символ ищущей, реализовывающейся личности. А среди народа он этим своим развитием, неординарностью аки тряпка красная — раздражает и мешает жутко. Вот и семья уже привычно не поняла, обесценила, попыталась вразумить да на печку вернуть; соседи с горожанами испугались и осудили, вельможи возмутились наглости, ну а царь и вовсе решил избавиться…ну его, небезопасно для трона это как-то.

И тут ОНА! Царевна!

В это время в окно на него глядела царская дочь — Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:

По щучьему веленью, по моему хотенью — пускай царская дочь меня полюбит…

И сказал еще:

Ступай, печь, домой…

Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.
А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Еме- ле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж.

Словно единственная, она видит в Емеле и суть, и уникальность, и перспективу!

Быть понятым, узнанным — лучший рецепт для реализации талантливого человека. Вот и Емеля к тому моменту уже хорошо прокаченным эмоциональным интеллектом безошибочно «узнал» ее.

Эмоциональный интеллект — это умение осознавать и управлять своим эмоциональным состоянием и с определенного уровня развития понимать, распознавать и оказывать влияние на чувства других.

Судьба предрешена. Муза и Художник встретились — жди изменений в мироздании.

Бочка? Так сломай ее!

Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.

Долго ли, коротко ли — проснулся Емеля, видит — темно, тесно:

—Где же это я? А ему отвечают:

Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.

—А ты кто?

Я — Марья-царевна. Емеля говорит:

По щучьему веленью, по моему хотенью — ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок…

Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.

Бочка здесь как символ принятых обществом рамок и правил поведения, образ того, каким должен быть гражданин, и как полагается — ни шагу в сторону.

После того, как Емеля с Царевной выбрались из бочки, талант завершил свое становление, личность Емели окончательно покинула рамки общепринятого, произошла инициация Емели (а сей процесс особенно любим нашими сказками). Рядом прекрасная спутница, дело, которым
«горишь» — самое время и замок построить и новых подданных заводить. Чем наша пара с успехом и занимается. А тут и сепарация подоспела: Царь признал могущество Емели и отчалил к себе с миром…

А в ту пору царь ехал на охоту и видит — стоит дворец, где раньше ничего не было.

— Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?

И послал узнать-спросить: «Кто такие?» Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.

Емеля им отвечает:

— Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.

Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:

— Кто же ты такой, добрый молодец?

— А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — все твое царство пожгу и разорю.

Царь сильно испугался, стал прощенья просить:

—  Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!

Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.

Мораль для девушек (записываем, не стесняемся). Есть две большие разницы:

В общении с партнером «врубить мамочку» и заставить мужчину следовать инструкциям и общепринятым меркам — оно же «делай как люди и не выпендривайся — засмеют!».

Или же увидеть, рассмотреть, поддержать талант партнера, помочь в его реализации и… смотреть как строится ВАШ дворец.

…вот вам и «женская энергия» — сказка ложь, да в ней намек.

Поделиться с друзьями

Эксперт в области декоративно-прикладного творчества, художник, многодетная мама.

Оцените автора
Мама может всё!