В мире, где развитие новых технологий идёт семимильными шагами, ребёнок должен обладать способностью к быстрому усвоению новых знаний, гибкостью мышления, умением быстро принимать решения и отличными коммуникативными навыками. Поэтому современное образование и меняется соответственно потребностям участников образовательного процесса. Если раньше, лет 20-30 назад ещё можно было всех детей равнять под одинаковый темп обучения и освоения материала, то сегодня необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Современное образование и воспитание должны сместить свой акцент в сторону развития творческих и интеллектуальных способностей обучающегося. Традиционные методы воспитания и обучения вытесняют современные, направленные на познавательное развитие, интерес и подачу материала.
Лучшее в телеграм: посмотреть
Инновационные технологии — это совокупность способов, методов и приёмов воспитательных средств и обучения, направленных на положительные результаты в личностном развитии ребёнка в современных социальных и культурных условиях. Как правило, инновационные технологии сочетают в себе как и отработанные годами эффективные стереотипные методы, так и креативные, новые, прогрессивные методики.
Педагогическое инновации обязаны совершенствовать или изменять процессы воспитания и обучения.
Причины появления инноваций
- Меняется не только социокультурная среда вокруг нас, но и сами дети.
- Научные исследования.
- Творческий подход педагогов, интерес к своему делу.
- Заинтересованность родителей в развитии и личностном росте ребёнка.
Что же на деле используется нового и креативного в образовательном и воспитательном процессе?
Конечно же, позиция воспитателя и учителя несколько изменилась по сравнению с прошлым веком.
Теперь они участники образовательного процесса, творческие наставники, которые стараются понять и учесть особенности каждого ребёнка. Теперь педагог не отдаёт приказы и не стоит выше ученика, он с ним наравне, рядом. Его задача, например, в дошкольном учреждении помочь малышу стать самоценной личностью. В школе задача учителя помочь ребёнку освоить учебный материал, заинтересовать его в учебном процессе.
- Ребёнок теперь субъект образования, при этом он самоценная личность.
- Воспитательный и учебный процесс строятся с учётом различных современных способов и техник подачи материала и удобства усвоения.
- Индивидуальный подход к воспитанию и обучению. Сегодня практически каждый педагог и воспитатель понимает, что при подаче материала необходимо учитывать особенности восприятия информации у каждого ребёнка.
- В современном образовании возможно обучение разными способами. Это могут быть онлайн технологии, обучение в малых группах, индивидуальное обучение или обучение на дому. Причём обучение на дому и индивидуальное все больше выбирают не по причине состояния здоровья. Таково желание родителей.
- Образование стало инклюзивным. Различные категории детей (аутисты, сложные дети, одарённые и самые обычные) учатся взаимодействовать друг с другом. Теперь каждый ребёнок может чувствовать себя таким как все, но в то же время и особенным.
Современные образовательные технологии
- Поддержание и укрепление идеи здорового образа жизни и заботы о своём здоровье (подразумевается не только физическое здоровье, но и психологическое, энергетическое информационное). Целью в данном случае ставится сохранение здоровья ребёнка и развитие необходимых навыков и умений для ведения здорового образа жизни.
- Интерактивное обучение. За счёт вовлечения ребёнка в образовательный процесс и благодаря возможности межличностного взаимодействия у них появляется социальный опыт. Сюда можно отнести проведение опытов, беседы, наблюдения и все то, куда вовлечен непосредственно ребёнок.
- Введение в образовательный процесс электронных средств передачи информации и возможность использовать блага информационно — коммуникационного прогресса. Электронная доска, возможность подачи материала в виде презентации, компьютер, планшет.
- Образовательный и воспитательных процессы, как говорилось выше, стали личностно-ориентированными. В центре системы образования ставится ребёнок, его личность. И задача образовательного учреждения обеспечить безопасное и неконфликтное развитие и полную реализацию природного потенциала каждого ребёнка.
- Обучение и развитие с помощью игры. Образовательный процесс необходимо строить в форме диалога учитель — ученик. Педагог регулирует и организует процесс общения, формулирует темы и вопросы для обсуждения, консультирует и контролирует порядок выполнения заданий.
Вот примеры некоторых интерактивных технологий, которые помогут дошкольнику научиться выражать себя, свои мысли, в то же время не получая оценки своих действий:
- «хорошо» или «плохо». Сидящий и слушающий ребёнок может не услышать. А учавствующий прекрасно освоит необходимый материал и включится в работу;
- игра «дебаты». Дети высказываются на заданную тему. При этом каждый участник может высказать свое мнение по поводу того, что сказал другой. Конечно же, в форме конструктивного диалога;
- Коллективное мышление или одна голова хорошо две-лучше. Дети объединяются в небольшие группы и выполняют определённое задание. Одно на группу. Таким образом они учатся взаимодействовать, слышать других и считаться с их мнением.
Какие же инновации используются в области здоровья в широком понимании этого слова
- Физическая составляющая здоровья развивается и укрепляется при формировании потребности в активности за счёт спортивных достижений.
- Всё больше проводится физкульт минуток, все больше секций появляется в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
- Практически в каждом детском саду есть соляная комната, бассейн, сухой бассейн с шарами. Также не редки инфракрасные сауны.
Все эти и другие мероприятия направлены на сохранение здоровья, интереса к образовательному процессу и, конечно же, на полноценное развитие личности ребёнка.
Современные учебные заведения делают все возможное для комфортного пребывания ребёнка в их стенах.