Советы по антистрессовой терапии от эксперта Детского радио

Советы по антистрессовой терапии от эксперта Детского радио 3 Воспитание

Детское радио провело для родителей специальные эфиры с доктором психологии и экспертом в области развития эмоционального интеллекта Викторией Шиманской. В разговоре с ведущей программы «Каждый родитель желает знать» Еленой Самойловой психолог объяснила, как защитить детей от негативной информации, стоит ли им знать о том, что сейчас происходит в мире, а также как говорить с подростком, если его мнение противоположно вашему.

Психологическая практика «МИР» на все времена

Самое дорогое что у нас есть – это дети, как и любой человек, они по-разному воспринимают сложившуюся сейчас ситуацию. Конечно, взрослым важно защитить ребенка от того, что происходит вокруг в эмоциональном плане, и порой даже от того, как на это реагируют сами родители. Но есть и еще один важный момент.

Лучшее в телеграм: посмотреть

— Эта тема не должна быть табуированной, — отмечает доктор психологии. — Дети лучше взрослых чувствуют ложь и неискренность, и либо они эту позицию услышат от нас, либо от других, и как это будет преподнесено, мы знать не можем. Если возникает вопрос, то тем более об этом нужно поговорить с ребенком. Это не значит, что нужно сгущать краски. Просто разговор должен быть очень искренний.

Виктория Шиманская поделилась своей практикой «МИР». Ее механика позволяет психологически правильно структурировать наш разговор с ребенком, а контекст уже подбирается в зависимости от его возраста.

«М» – «мне важно». «И» — искренность. «Р» — решение.

Если нам локально необходимо вывести ребенка из тревожного состояния, то мы с ним садимся и говорим «мне важно, что с тобой происходит», «мне важно, что ты рядом со мной и мне это очень приятно». Такое начало необходимо для синхронизации с ребенком, чтобы он понимал, что все его эмоции, чувства, переживания нам важны, и даже его высказывания, которые со взрослой позиции нам могут казаться правильными или неправильными.

Далее важна искренность, «я тоже чувствую тревогу и вижу твою тревогу, мне сейчас неспокойно, но когда мы вместе, когда мы рядом, действительно все по-другому». Это про честное умение высказывать свою эмоцию, объяснить, что сейчас непростая ситуация и действительно многим людям трудно.

И в итоге должно быть решение. «Давай мы сейчас вместе с тобой пойдем и приготовим завтрак всем членам семьи». «Да, мы сейчас вместе пойдем гулять», «Да, мы вместе соберемся в школу».

— Как происходит психологический момент в коммуникации? Мы присоединяемся, мы показываем ребенку, что его мысли, эмоции и чувства, сопереживания важны. Дальше он понимает, что мы его не обманываем. Мы искренне, кратко и с учетом возраста ребенка ведем разговор и предлагаем решение, — объясняет психолог.

Иными словами, с ребятками постарше интонации должны быть другими, но принцип останется тот же. «Да, мне важно, что у тебя позиция, что ты общаешься сейчас с ребятами, вы с ними играете в компьютерные игры, у вас там в школе переживания и я вижу твою тревогу». И уже совсем иным будет объяснение, например, про то, что сейчас наступит сложная экономическая ситуация, придется перестроить уклад семьи. И далее решение «Давай вместе посмотрим, от каких затрат нам сейчас можно отказаться» и вдруг выяснится, что есть вещи не первой необходимости. В такой разговор спокойно вовлекаются не только подростки, но и дети 10-11 лет.

Как правильно говорить с подростком-оппонентом с противоположным мнением

Между собой мы имеем право не вступать в коммуникацию, даже если нас на нее провоцируют. Просто сказать: «У тебя есть позиция, у меня есть позиция, я не хочу сейчас на эту тему говорить». И это нормально. Но при общении с подростком так ни в коем случае делать не надо!

Первый важный момент. Если все мы в напряжении, в стрессе, как только захочется сказать: «Ты не прав, как ты можешь так думать…», мы выдыхаем в прямом смысле этого слова.

— Просто необходимо снять чисто физиологическую реакцию агрессии и вспомнить, что перед вами не оппонент с определенными политическими взглядами, а ваш ребенок. Вспомните то время, когда он еще был маленьким кулёчком, помещался на ваших ладонях, лежал у вас на груди… Постарайтесь увидеть в этом практически взрослом мужчине или девушке того маленького мальчика или девочку, — советует психолог.

Советы по антистрессовой терапии от эксперта Детского радио 4Как только вы это осознаете, все слова агрессии уйдут автоматически. Замалчивать свою позицию, конечно, нельзя. Но важно увидеть перед собой не какого-то политического оппонента, а ребенка, и сказать «мне интересно твое мнение». Представьте, что вы обсуждаете ситуацию 19-го или начала 20-го века, ведь на разных исторических этапах всегда существовали разные взгляды. Тогда беседа перестанет быть политическим выяснением. Дайте по правилам дискуссии высказаться подростку: узнайте его ли эта позиция, как она возникла. Здесь тоже могут быть разные ситуации. Подростки часто находятся в ситуации внешней манипуляции. Но вполне возможно, что это действительно его личная позиция – в этом случае полезно будет узнать, как она сформировалась, понять в целом как формируется его мышление, откуда он черпает информацию. Самое время посмотреть на всю ситуацию с точки зрения критического мышления.

— Чтобы не уйти в перепалку, возьмите лист бумаги и фиксируйте на ней обе позиции, сопоставьте источники информации, — рекомендует психолог. — Сейчас, к сожалению, действительно очень много фейков по всем позициям. Здесь мы уже понимаем, что мы не в политическом диспуте, а на «уроке» по критическому мышлению. Возьмите эту ситуацию, чтобы помочь и ребенку, и себе сформировать критическое мышление. Перепроверьте те источники информации, на которые ориентируетесь вы и он. Дайте себе и ему несколько источников, сопоставьте, сделайте выводы и потом разрисуйте это все как карту в учебнике истории. И главное, необходимо все это привести к самой важной ценности «Мы – Семья», и наш мир начинается с Семьи. Могут быть любые взгляды. Кому-то нравится Чайковский, кому-то Моцарт, но это не повод для нашего несогласия.

Важно четко письменно зафиксировать, в чем мы вместе соглашаемся: мы любим друг друга, у нас есть определенные домашние задачи, совместные ценности, традиции семьи. В текущей ситуации лучше делать это раз в два дня в формате небольшой научной дискуссии, после которой ребенок не чувствовал бы внутреннюю и не уходил бы в дополнительную оппозицию.

Эти и другие советы экспертов Детского радио можно прослушать в подкастах на платформе «Яндекс.Музыка» и на странице программы «Каждый родитель желает знать» на сайте Детского радио.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!