Графический диктант или рисунки по клеточкам в тетради для дошкольников помогут ребятам подготовиться к школе. Мало того – родители, которые будут заниматься с будущими первоклашками такими упражнениями, смогут увидеть, какие у ребенка есть сложности и проблемы в письме или в счете, а также в моторике и координации.
Что представляет собой графический диктант и какова его польза
Для детей – это, прежде всего, интересная игра, в процессе которой они учатся считать, набивают руку для письма, а заодно и развивают свое воображение. Рисунки, состоящие из вертикальных, горизонтальных и диагональных линий, которые ребенок проводит строго по клеткам в тетради, отлично помогают развивать мелкую моторику.
Лучшее в телеграм: посмотреть
Правильные картинки получатся у малыша только в том случае, если он будет проявлять во время диктанта усидчивость и внимательность. Используют для таких диктантов и совсем простые изображения, и сложные рисунки.
Итак, польза рисунков по клеточкам состоит в том, чтобы развить у ребенка перед началом школьных занятий:
- внимание и память;
- координацию движений и мелкую моторику;
- усидчивость и воображение;
- орфографическую зоркость;
- словарный запас и кругозор.
Правильное выполнение графического задания повышает у ребенка самооценку, что делает его увереннее, а значит и увеличивает желание учиться дальше.
Еще один полезный навык, который развивается у дошкольников с помощью такого математического упражнения – умение самостоятельно ориентироваться в пространстве. Клеточки – это те же шаги, и если ребенок поймет, как работает такая система ориентации, то его легко можно научить рисовать планы местности или незнакомого пространства. А это поможет ему в дальнейшем не растеряться в незнакомом месте.
Как правильно выполнять графический диктант с ребенком: памятка родителям
Прежде чем приступить к выполнению задания, подготовьте ребенка и объясните ему четко и понятно, что от него потребуется. Далее следуйте нижеперечисленным шагам.
- Выдайте малышу листочек в клетку, заранее поставив на листочке точку, с которой он и должен будет начать рисовать изображение. На фото показан пример диктанта для ребенка, который уже знает, как работать с таким заданием, и сможет выполнить его самостоятельно. Но если дошкольник сталкивается с такой работой впервые, то будет правильней, если родители будут диктовать ему весь ход прорисовки картинки.
- Начните с простых заданий, где рисунок просто повторяется и складывается в какой-нибудь узор или занимает небольшое пространство. Лучше пусть будет много маленьких и простых рисунков, чем один и сложный. Ребенок должен, прежде всего, понять, как правильно выполнять такие диктанты.
- Поясните ребенку, что одна клеточка – это один шаг, и если взрослый говорит, что нужно сделать 3 шага вверх, то значит малышу нужно нарисовать линию в три клеточки вверх. Если ребенок выполняет задание не под диктовку, а согласно указаниям в специальной тетради, то объяснить нужно значение стрелочек и цифр.
- Диктант проводят не торопясь, поэтапно диктуя ребенку направление движения линий и количество шагов. Родители могут распечатать задания самостоятельно из интернета, дать ребенку обычный лист бумаги (не забудьте обозначить на нем точку, от которой нужно будет начать рисунок), а сами диктовать прорисовку пошагового изображения с распечатки.
- С дошкольниками лучше всего заниматься графическим диктантом днем, когда дети еще не устали и находятся на пике активности. Но все равно не стоит за одно занятие рисовать больше 2-4 рисунков, чтобы ребенок не устал. Перед занятием проведите пальчиковую зарядку и расскажите малышу о теме рисунков, которые собираетесь ему предложить для прорисовки. Загадайте ребенку загадку или прочитайте стихотворение на тему занятия.
- Расскажите ребенку, чем отличается графическое изображение от обычного рисунка. Объясните, что на обычной картинке у собаки, слона или жирафа будут четыре ноги, а в графическом их изображении будут видны только две. Характерными для слоника будут хобот, для жирафа – длинная шея, а для зайчика – длинные ушки.
Примеры рисунков для графического диктанта с дошкольниками
Давайте попробуем продиктовать ребенку несколько простеньких диктантов.
Домик
От начальной точки отступить 7 шагов вниз, потом:
- отступаем вправо на 9 ш.;
- отступаем вверх на 7 ш.;
- отступаем вправо на 2 ш.;
- отступаем вверх на 1 ш.;
- отступаем влево на 1 ш.;
- отступаем вверх на 1 ш.;
- отступаем влево на 1 ш.;
- отступаем вверх на 1 ш.;
- отступаем влево на 2 ш.;
- отступаем вверх на 1 ш.;
- отступаем влево на 1 ш.;
- отступаем вверх на 1 ш.;
- отступаем влево на 1 ш.;
- отступаем вверх на 1 ш.;
- отступаем влево на 1 ш.;
- отступаем вниз на 1 ш.;
- отступаем влево на 1 ш.;
- отступаем вниз на 1 ш.;
- отступаем влево на 1 ш.;
- отступаем вверх на 3 ш.;
- отступаем влево на 1 ш.;
- отступаем вниз на 4 ш.;
- отступаем влево на 1 ш.;
- отступаем вниз на 1 ш.;
- отступаем влево на 1 ш.;
- отступаем вниз на 1 ш.;
- отступаем влево на 1 ш.;
- отступаем вниз на 1 ш.;
- отступаем вправо на 2 ш.
Возвращаемся к исходной точке и проводим черту от нее вправо на 9 шагов. Получили домик.
Чтобы нарисовать в домике окно, нужно отступить от главной точки вниз два шага и вправо один шаг. Ставим маленькую точку и от нее проводим линию на 2 клеточки вправо, затем 2 клетки вниз, потом 2 клетки влево и 2 клетки вверх.
Для двери отсчитываем от правой нижней стороны домика 2 клетки влево и рисуем линию вверх на 4 шага, потом влево 2 шага и снова вниз 4 шага.
Змея
Котик
Уточка
Человек в шляпе
Кораблик
Кенгуру
Этот рисунок диктуем по следующей схеме:
- от основной точки отступить вправо 3 клетки вправо;
- отступаем вверх на 1 ш.;
- отступаем вправо на 1 ш.;
- отступаем вверх на 1 ш.;
- отступаем вправо на 1ш.;
- отступаем вниз на 1ш.;
- отступаем вправо на 1ш.;
- отступаем вниз на 1ш.;
- отступаем вправо на 4 ш;
- отступаем вверх на 1ш.;
- отступаем влево на 2 ш.;
- отступаем вверх на 1 ш.;
- отступаем вправо на 2 ш.;
- отступаем вверх на 2 ш.;
- отступаем вправо на 1 ш.;
- отступаем вверх на 1 ш;
- отступаем вправо на 1 ш.;
- отступаем вниз на 1 ш.;
- отступаем вправо на 1 ш.;
- отступаем вверх на 2 ш.;
- отступаем влево на 2 ш.;
- отступаем влево на 2 ш.;
- отступаем вправо на 1 ш.;
- отступаем вверх на 1 ш.;
- отступаем влево на 1 ш.;
- отступаем вверх на 1ш.;
- отступаем влево на 1 ш.;
- отступаем вверх на 1 ш.;
- отступаем влево на 1 ш.;
- отступаем вниз на 4 ш.;
- отступаем влево на 1 ш.;
- отступаем вниз на 1 ш.;
- отступаем влево на 2 ш.;
- позиции – 1 клетка вниз +1 клетка влево повторить 4 раза;
- отступаем вниз на 1 ш.;
- отступаем влево на 2 ш.;
- отступаем вниз – 1 клетка к исходной точке.
Ниже на фото посмотрите примеры более сложных графических диктантов. Их лучше всего проводить, когда ребенок уже набьет руку и будет легко справляться с легкими заданиями.
Идеи рисунков по клеточкам в тетради