Многие мамы почему-то думают, что все дети должны любить рисовать. Вот так прямо дал им пальчиковые краски месяцев этак в восемь-девять и ребенок сразу же влюбился в это творчество с первого раза. Но нет, не тут-то было! Очень многие мальчики, например, любят конструировать из кубиков или играть на чем-то, что громко гремит, стучит, барабанит. Многим девочкам нравится возиться с тестом и крупами или просто рассматривать картинки в книжках и чтобы им взрослые все объясняли и рассказывали, что нарисовано и написано.
А все потому, что рисовать нравится в основном визуалам, лепить и конструировать – кинестетикам, а слушать сказки и громко стучать – аудиалам. О типах восприятия я уже рассказывала в одной из первых статей, а о мелкой моторике и пользе чтения книг у нас разговор еще впереди. Сегодня же поговорим о художественном творчестве.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
О пользе рисования
Но какой бы тип восприятия ни был у малыша, рисовать с ним нужно. А надо это не только для мелкой моторики или чтобы легче было изучать цвета, а чисто из психологических причин. Дело в том, что цвета и сам процесс рисования не просто развивают эстетику у ребенка, они еще и благотворно влияют на его нервную систему. В психологии существует множество тестов, которые по детскому рисунку и даже по цветовым предпочтениям ребенка могут определить его:
- жизненную активность;
- внутренние переживания;
- стрессовое состояние;
- общий уровень развития;
- умственные способности;
- внутреннюю агрессию;
- нестандартность мышления;
- робость в общении и неуверенность в себе;
- эмоциональную сферу;
- интеллектуальный уровень развития.
Рисовать с малышом обязательно нужно хотя бы понемногу (если ему не очень нравится это занятие), чтобы наблюдать его внутреннее состояние и следить за всеми изменениями в психике и мышлении.
Вообще рисование, как и другие виды творчества, положительно влияют на развитие ребенка. Арт-терапия показана детям всех возрастов. Давно уже замечено, что любящие рисовать малыши быстрее развиваются, дошкольники становятся любознательней, а школьники, посещающие художественные школы, учатся лучше.
Рисуем с года
Конечно же, начинать приучать деток к рисованию лучше еще до года. В этот период жизни крохе интересно все, и яркие пальчиковые краски, несомненно, привлекут его внимание. Я не буду рассказывать, как заниматься с детками до года, сейчас это знает каждый родитель и много чего на эту тему есть в интернете. Я расскажу, как мы начинали рисовать после года. Именно рисовать, а не чертить разные кружочки, палочки и непонятные зигзаги.
Мой сын не любил рисовать, но зато старшая из двух дочерей просто не могла оторваться от этого занятия! Она рисовала всем (и на всем), что попадалось под руку и всем, что оставляло хоть какой-то след: карандашами, фломастерами, маркером, красками, мелками, пластилином, даже умудрялась творить маминой помадой, тушью и непонятно где раздобытыми угольками и известью. Жили мы в деревне, а воздух там и просторы вольные, так что дети у меня там росли самостоятельные. Обоев в доме не было. Просто беленые стены, и потому все художества дочки всегда были на виду. В конце концов я решила, что если уж ребенок просто жить не может без этого творчества, то пусть рисует хотя бы что-то реальное, а не «каляки-маляки». А было нам на тот момент уже два года.
Как же так, скажут родители, а где же обещанные «рисуем с года»? А вот то, как мы с ней начали рисовать с двух лет, я и стала потом применять к деткам с года, когда пошла в семьи няней с обучением. И ничего, все сработало!
Как мы стали рисовать картины
Ватман в дни моей молодости и тем более в деревне – дело дефицитное, поэтому мы рисовали на обычных альбомных и тетрадных листках. Я попросила дочь не чиркать на них и объяснила, что мы будем учиться рисовать по-взрослому. Это ее вдохновило. Потом я взяла руку дочери с вложенным в нее красным карандашиком (лучше выбирать толстые и граненые, они удобнее в руке и не скользят) и отчертила в верхнем уголке полукруг. «Это солнце», – сказала я, и детской же рукой нарисовала лучи, идущие от уголка. Почему солнце в углу? Да потому, что детям проще выделять угол, чем рисовать сразу же круг. Круг – это второй этап после полукруга. Как только ребенок научится рисовать полукруг в уголке (или посредине листа) самостоятельно, переходите к «целому» солнышку.
Линии и ломаные линии у детей получаются легче волнистых. Поэтому нужно начинать рисовать именно с них. Никогда не задумывались, почему мы рисуем детям квадратные примитивные домики и деревья-елки? Просто мы когда-то сами так их рисовали в своем детстве. Так нам было проще их изображать, и наши дети – не исключение, им тоже проще начинать с линий. Научившись рисовать солнышко и домик с елками (не забудьте про забор, дорогу и летящих птиц в виде галочек), следуйте дальше.
Второй этап – волны, кочки и месяц. Правда ведь, что половинка луны рисуется проще полной? Теперь, когда уже научились рисовать овал и полукруг, начинайте рисовать настоящие деревья с листьями. Каждый листочек – две скобочки, направленные друг на друга, и растут они на линиях-веточках. Все легко. А ваша рука поверх маленькой ручки ребенка придаст ей не только твердость, но и уверенность.
Мой совет – не торопитесь начинать рисовать кистями. Во-первых, они не удобны для совсем маленькой ручки, а во-вторых – краски нужно вводить постепенно. Детям всегда хочется их попробовать, а они в отличие от пальчиковых красок, не все безопасны для малышей.
Думаете, что человечка так просто нарисовать? А вот и нет. Круглая голова всегда плохо получается у детей. Но это если сразу требовать от них нарисовать круг. А если он рисуется из двух полукругов – то получается просто. Рисование кустов уже на подходе. Прямые палочки из одной точки и сверху волнистая линия – крона. Внутри кроны, на ветках – листочки. А вскоре у нас в травке стали появляться и первые цветочки. Дочка старалась, и даже не забывала язычок от старания высунуть.
Нужно ли учить ребенка сразу правильно рисовать
Все наши домики и человечки – старания не одного дня, но занятия того стоят. Каждый день рисования по чуть-чуть вместе с мамой, а потом детки уже и сами будут стараться закрепить свои навыки. Главное – это их направить в нужное русло. Есть, конечно же, дети, с которыми надо сидеть постоянно и которые не любят рисовать в одиночестве. Но тут маме не обязательно все время вмешиваться в процесс.
Ребенку нужно какое-то время, чтобы осознать, как ему будет интереснее рисовать – когда взрослые не понимают его абстракционизма, или когда хвалят за реализм. Некоторые родители, правда, и абстракции рады, ведь главное – не отбить желание творить, но если неясные рисунки и непонятные очертания слишком долго сопутствуют творчеству – пора и насторожиться. Если ребенок в 3-5 лет не способен нарисовать элементарно солнышка и домика – это говорит об отклонениях в психике. Так что реальность в творчестве все же должна присутствовать.
Нужно ли приучать ребенка сразу правильно держать карандаш
Кажется, ну для чего это нужно – держать в руках что-то как положено, ведь малыш в год еще только-только научился владеть своими пальчиками, а мы уже хотим, чтобы он как взрослый держал карандаш или фломастер. Не знаю, кто и как, а я всегда старалась дать правильное направление пальцам крохи и научить их держать инструмент для рисования «по-взрослому». Многим родителям все равно, как их малыш держит карандаш и в пять лет. Но потом бороться с каракулями в тетради (а именно они получаются, если ручку держишь неправильно) будет сложно. Это напоминает навык держать ложку во время еды как принято – чем раньше научишь, тем естественней ребенок будет это воспринимать.
В общем, думаю, что я понятно все разъяснила и у родителей не будет вопросов, почему надо заниматься (а не пускать весь процесс на самотек) с детьми рисованием, начиная с года.