Ребенок стесняется: что делать родителям?

Ребенок стесняется что делать 4 года Дети

«Мой ребенок стесняется. Что мне делать?» — таким вопросом задаются некоторые мамы. Им кажется, что чрезмерная детская стеснительность – это беда, и потому ребенку надо обязательно помочь от нее избавиться.

В самом деле: малыш с трудом заводит отношения со сверстниками, не хочет общаться со взрослыми, ни тебе стишок рассказать, ни песенку спеть… Смотрит на всех исподлобья, или прячется. Даже в глаза другим людям не хочет смотреть. Не ребенок, а какая-то бука! А когда мама пытается его расшевелить, он начинает пугаться и плакать. Но ведь это же – ненормально! Как он будет жить с таким характером? Ведь известно, что успеха в первую очередь добиваются именно общительные люди, а стеснительные – они всегда остаются на обочине. Что делать, чтобы ребенка «расшевелить»?








Стеснительность – это однозначно плохо?

Ребенок в 5 лет стесняется что делатьЧто такое стеснительность, известно, пожалуй, всем, а потому подробно останавливаться на этом необходимости нет. Скажем лишь, что стеснительный ребенок довольно-таки резко отличается в плане своего поведения от общепринятой нормы. Он:

  • предпочитает больше молчать, а не разговаривать;
  • в разговоре отделывается робкими, короткими ответами;
  • старается не приближаться к другим людям;
  • обычно не смотрит собеседнику в глаза;
  • пытается не отходить от мамы или прячется за нее;
  • начинает плакать, если собеседник слишком настойчив;
  • мало и неохотно общается со сверстниками, предпочитая уединение.

Так вот: плохо это или «пускай оно так и будет»? На этот вопрос однозначного ответа до сих пор нет. Его не могут дать ни родители стеснительных детей, ни педагоги, ни детские психологи. Стеснительность – это во многом явление нравственного порядка, а, как известно, представление о нравственности у каждого свое. Кроме того, стеснительность – это черта характера, а потому кто-то будет считать ее недостатком, а кто-то – несомненным достоинством. Опять же, однозначного критерия здесь быть не может.

Ну и потом: какой ребенок не стесняется? В той или иной мере этому подвержены все дети.

Психологи утверждают: более 80% всех детей в разные моменты своей жизни чего-то или кого-то стеснялись. То же самое можно сказать и о взрослых. По заверениям тех же психологов, около 35% всех женщин и около 25% всех мужчин считают себя стеснительными людьми.

Медики делят стеснительность на два вида. В первом случае это явление психического порядка, которое затрагивает человека целиком и формирует его характер. И тут хоть как старайся, но ничего поделать нельзя. Человек до конца жизни будет кого-то или чего-то стесняться и, соответственно, выстраивать свою жизнь в соответствии с особенностями своего характера. Во втором случае стеснительность – это всего лишь переходный этап в формировании личности, и со временем она исчезнет или отойдет на дальний план.

Понятно, что в первом случае поделать что-либо очень трудно. Как говорится, характер не изменишь. А вот во втором случае помочь ребенку можно и нужно. Но для этого необходимо углубиться в такой тонкий предмет как детская стеснительность.

Главные причины детской стеснительности

Ребенок в 6 лет стесняется что делатьУ детской стеснительности могут быть разные источники и причины. Главные из них таковы.

Особенность возраста. В этом случае стеснительность обычно связана со становлением личности ребенка:

  • часто малыш не знает, как взрослые оценят его поступок. Такое незнание порождает неуверенность, а она – стеснительность;
  • ребенок не знает, как вести себя в новом для него окружении. Например, в садике или школе. Он опасается, что сделает что-то неправильно, его станут ругать, он этого опасается, а потому стесняется что-то делать вообще;
  • у ребенка – переходной возраст. Часто детям в этом случае кажется, что за ними внимательно наблюдают, оценивают все их поступки с единственной целью – чтобы насмеяться над их ошибками. В результате у подростков возникает нерешительность, а это то же самое, что и стеснительность.

В большинстве случаев, освоившись в новой обстановке и убедившись в доброжелательности окружающих, дети перестают стесняться.

Неумение общаться. Часто его путают с застенчивостью. На самом же деле ребенок просто не умеет вступать в отношения с другими людьми. Родители его этому не научили. Как здесь быть? Элементарно – научить ребенка общаться. И тогда все будет в порядке.

Черта характера. Здесь все несколько сложнее. Характер – это врожденное, и «переделать» человека невозможно. Если ребенок родился робким, нерешительным и стеснительным, то эти качества в нем будут присутствовать всю жизнь. Конечно, в той или иной мене их можно научиться контролировать и скрывать, но не более того. Однако как лучше определить, что это – именно черта характера? По некоторым типичным признакам. Итак, у ребенка врожденная стеснительность, если:

  • он слишком мнительный, тревожный, впечатлительный, много и часто переживает по поводу и без повода, боится что-то сделать или сказать;
  • не любит шума и больших компаний, старается быть в одиночестве, сторонится незнакомых людей;
  • не слишком общительный – даже с самыми близкими людьми;
  • тяжело переживает неудачи, долго отходит от обид и душевных потрясений;
  • слишком эмоционально реагирует на всяческие трудности и неудачи. Часто в таких ситуациях у него начинает болеть живот, болит и кружится голова, возникают спазмы, он начинает заикаться или плакать;
  • не любит громких звуков и яркого света;
  • тяжело переносит разлуку с близкими людьми.

Если эти черты в ребенке присутствуют (а их нельзя не заметить), то, значит, у него – врожденная стеснительность.

Выработанная застенчивость. Ее еще называют приобретенной. Обычно она бывает у детей, которые «не такие, как все». Например, ребенок заикается, плохо видит или слышит, он не слишком ловок физически, чем-то болеет, у него какие-то дефекты внешности или он тугодум. Во всех этих случаях малыш начинает стесняться сам себя. В самом деле: все – бегают быстро, а он – медленно, другие – стройные, а он – толстяк. Ну и так далее. А вторая причина приобретенной застенчивости – боязнь оценки (чаще всего она насмешливая и негативная), которую дают такому ребенку окружающие.

Безусловно, стеснительным детям нужно помогать. Даже – если они такими родились и кажется, что ничего поделать нельзя. Действительно, на все сто процентов характер ребенка не исправишь, но скорректировать некоторые его черты – дело вполне возможное. Нужно лишь знать, как это делается.

Застенчивый ребенок: чем и как ему помочь

ребенок стесняется отвечать на уроке, что делатьРодителям, равно как и педагогам, следует знать и понимать, что к застенчивым детям нужен особый подход. Это – дети «сами в себе» или, если можно так выразиться, «дети с двойным дном». Обычно они понимают и чувствуют гораздо больше, чем другие малыши, но из-за стеснительности и нерешительности не могут этого выразить. Но в чем же особенность подхода к таким деткам?

  1. Они слишком ранимы, и поэтому относиться к ним необходимо как можно более мягко и бережно. Не надо повышать на них голос, понукать, а, тем более, наказывать. Из-за этого они, опасаясь совершить ошибку, замкнутся в себе – надолго и основательно, так что потом их не дозовешься. Или даже – заболеют. Застенчивые дети обычно слишком стыдливы и совестливы, поэтому они наказывают себя сами, переживая в душе за свои ошибки. А родители и педагоги, наоборот, должны подбадривать таких детей и вселять в них уверенность. Понятно, что криками и наказаниями этого не добьешься.
  2. В то же время педагогам и родителям не следует впадать в другую крайность – чрезмерно опекать застенчивых малышей и стараться все делать за них. Пусть ребенок пытается все делать самостоятельно: ухаживать за собой, знакомиться с другими детьми, общаться, выполнять какие-то поручения. Это обязательно вселит в него уверенность в своих возможностях, и он хотя бы чуть-чуть, но все же станет смелее и решительнее.

А отсюда вытекают правила, которыми взрослые должны руководствоваться, общаясь со стеснительным ребенком и стараясь скорректировать его характер:

  • не надо отвергать стеснительного ребенка из-за особенностей его характера, окружать его строгими и жесткими приказами и запретами;
  • наоборот, необходимо общаться с ним деликатно и бережно, чтобы ни в коем случае не высказать разочарованность и недовольство ребенком и его нерешительными поступками;
  • стеснительный ребенок, как никакой другой, постоянно должен ощущать свою защищенность со стороны взрослых;
  • необходимо всячески стараться повышать самооценку такого ребенка: отмечать его успехи – даже самые незначительные, хвалить, делать комплименты;
  • стеснительного ребенка необходимо учить разумно и обдуманно рисковать, а если случилась неудача, не опускать руки и не расстраиваться. А для этого он должен уметь совершать разнообразные самостоятельные действия: делать покупки в магазине, вынести мусор, сказать «спасибо» незнакомому человеку и т. д. Только не нужно заставлять его делать это через силу – иначе неминуем нервный срыв. Все самостоятельные действия ребенок должен выполнять по собственной воле и своему желанию;
  • поскольку стеснительному малышу очень трудно даются навыки общения, следует учить его таким навыкам;
  • контролирование эмоций и умение правильно их выражать – также очень важно для нерешительных детей, поэтому их нужно учить и этим психологическим навыкам;
  • зачастую нерешительные дети из-за своей стеснительности не умеют правильно строить фразы в разговоре. Соответственно их нужно учить и такому умению;
  • ни в коем случае нельзя сравнивать внешность и поведение стеснительного ребенка с поведением и внешностью других детей. Особенно в плане «тот мальчик лучше, чем ты». В этом случае, помимо стеснительности, в ребенке может развиться комплекс неполноценности. Стеснительность явится как бы толчком к развитию этого опасного комплекса;
  • ну и, конечно же, нельзя подшучивать над стеснительным ребенком, высмеивая его нерешительность. В этом случае также почти наверняка в нем рано или поздно возникнет упомянутый комплекс неполноценности;
  • стеснительные дети часто бывают физически напряжены, поэтому их надо учить снимать физическое напряжение и расслабляться;
  • то же самое касается и всяческих тревожных мыслей и страхов, которые непременно в том или ином количестве и виде имеются у стеснительных детей. Если ребенка научить их контролировать и избавляться от них, то взамен обязательно придет уверенность в себе.


В общем, много получается всяческих правил, условий и родительских обязанностей. Но с другой стороны – куда деваться? Ведь надо или не надо приучать стеснительного ребенка к выживанию в этом мире, который, если вдуматься, совсем для него не приспособлен? Разумеется, надо.

Вот только делать это нужно не наскоком и не нахрапом, а по чуть-чуть, маленькими шажками. А иначе – не получится.

Не надо стыдиться своего стеснительного ребенка

стеснительный ребенок что делать родителямА ведь нередко так и бывает. «Ах, мой ребенок – не такой, как все! Он и неловкий, и нерешительный, и необщительный, и растяпа! Просто стыдно перед людьми!» Знакомая фраза, не так ли?

А между тем – чего здесь стесняться? Наоборот, таким ребенком нужно гордиться.

  1. Стеснительные дети (о чем уже упоминалось) всегда совестливы и стыдливы. Разве стыд и совесть – это недостаток? Это – редкое человеческое достоинство! На совестливого и стыдливого человека всегда можно положиться, он всегда придет на помощь и никогда не предаст.
  2. Стеснительные люди – это всегда люди-созерцатели, люди-творцы. А способность и умение творить – это самое высшее и самое ценное, что только может быть в человеке. А потому – разве можно стыдиться, если ребенок – потенциальный творец? Это же повод для родительской радости и родительского счастья!
  3. Часто можно слышать, что стеснительным людям трудно добиться успеха в жизни. Ну, это как сказать. Есть такие сферы человеческой деятельности, где бойким людям делать совершенно нечего, а вот для людей стеснительных – это самое то. Например, большинство ученых, писателей, художников и прочих представителей творческих профессий и ремесел – люди, безусловно, стеснительные и совестливые. Иначе им ни за что не создать шедевров.
  4. К тому же, скромность и стеснительность всегда украшают человека. Разве красота – это плохо?
Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!
Добавить комментарий

  1. Татьяна

    По моему — ребенок копирует поведение родителей и их общение с социумом… Мало учить ребенка жизни на словах — важно показывать наглядные примеры своего поведения!