Для большинства школьников и их родителей выполнение домашнего задания не приносит удовольствия, а, наоборот, становится настоящим испытанием. Когда появляются первые трудности, ребенок полностью меняет свое мнение и начинает относиться к школе с неприязнью. Родителям ничего не остается делать, как просить помощи и совета у профессионалов.
«Не хочуууу». Сколько раз в день родители слышат эту фразу, отправляя ребенка в школу или спрашивая, выучил ли он уроки. Почему так происходит, что даже выбрав самую лучшую школу с высокими рейтингами и квалифицированными учителями, родители часто не видят заинтересованности ребенка в учебе? Виновата ли в этом школа — и что нужно делать родителям в такой ситуации?
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Екатерина Вторая говорила: «Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна». И правда, образование дает не только радужные перспективы для карьеры, но также делает человека более сообразительным, начитанным и даже уверенным в себе, то есть личностью, способной поддержать разговор и найти способ решения многих проблем. Понимание этого приходит поздно: по окончании школы или даже высшего учебного заведения. Как же тогда показать ребенку, что обучение очень важно, и что делать, если все-таки он не хочет учиться?
В чём причина такого поведения?
Многие психологи схожи во мнении, что нежелание учиться для ребенка вполне обычное явление, но оно не возникает безосновательно и часто имеет под собой довольно весомую причину.
Татьяна Сычева, психолог Британской Международной Школы в Москве, уверена, что нежелание учиться нормально и встречается в любом возрасте. Оно может быть сигналом о физической усталости ребенка или о перегрузке информацией, или о том, что он очень эмоционально переживает какое-то событие в своей жизни. «Проще говоря, что-то произошло, и на учебу сил уже не остается. Важно быть на стороне ребенка и разобраться, что конкретно его тревожит».
С ней согласна психолог Эльмира Давыдова: «Все дети разные, и причины их полного безразличия к процессу получения новых знаний тоже различаются. Если объединить наиболее распространенные из них в группы, то можно получить следующую классификацию: сложности в учебе, проблемы в отношениях со сверстниками или учителями, высокий уровень подготовки, недостаток или переизбыток внимания родителей, смена ценностей и даже проблемы со здоровьем».
Трудности подросткового возраста
Все эти факторы свойственны детям любого возраста, но все же в определенные годы своей жизни ребенок особенно подвержен нежеланию учиться.
По мнению Татьяны Сычевой, психолога Британской Международной Школы в Москве, именно в подростковом периоде, особенно с 10 до 14 лет, это проявляется в большей мере. Ребятам становится важнее занять свое место в группе сверстников, а также справиться с перепадами настроения.
Справедливо отметить, что подростковый возраст, когда у ребенка происходит процесс отрицания практически всего, что предлагает школа и родители, — самый сложный. В это время важно не просто поддерживать контакт с ребенком, но еще и попытаться донести важную информацию, в частности, по поводу связи учебы в школе и карьеры в будущем.
Здесь крайне важна роль родителей и, по мнению Татьяны, если ребенок не хочет учиться, родителям важно в первую очередь не обвинять ребенка и себя самих. Взрослые могут составить для себя ясную картину того, есть ли особые обстоятельства в семье, которые могли усугубить ситуацию — переезд, рождение младших детей, конфликты, потеря кого-то из родственников. Если их нет, то нужно расспросить школьника о причинах его нежелания учиться, обсудить с ним положение дел, спросить, что он чувствует, построить план действий и придерживаться его.
А что же школа, где ребенок проводит половину своего дня? Как построить учебный процесс, который сам будет мотивировать на получение знаний? По мнению психолога Британской международной школы, хорошо бы использовать необычные подходы в образовании — любые элементы театральности, а также использование информационных технологий, формат дебатов и творческие занятия. Все это помогает детям и учителям иначе взглянуть на привычный материал. Приятное разнообразие для учеников — это работа в парах или по группам, элементы соревнования друг с другом.
С ней согласен Дэниел Джеймс Келли, ведущий директор Британской международной школы в Москве, в которой уже более 28 лет благодаря индивидуальному подходу к каждому ученику успешно интегрируются в новую учебную среду и получают дополнительный заряд мотивации, что помогает им успешно сдавать экзамены и поступать в лучшие учебные заведения мира. «Вот уже 27 лет мы, в том числе, обучаем детей, которые на момент поступления совсем не владеют английским. Мы оказываем им особую поддержку: поначалу они учатся в небольших группах по индивидуальной учебной программе для новичков, которая позволяет им быстро получить прочные базовые знания. Когда они достигают достаточного уровня, ученики переходят в следующую языковую группу, чтобы там получать соответствующую поддержку. Таким образом, мы поощряем ребят уверенно двигаться к прогрессу».
Как утверждает психолог Эльмира Давыдова: «Для успешного обучения мотивация является одним из самых важных условий. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы — познавательные (стремление больше знать, стать эрудированным), коммуникативные (расширение круга общения через повышение интеллектуального уровня и новых знакомств), эмоциональные, саморазвитие (раскрытие своих способностей и талантов), достижения, поощрения, наказания».
Нежелание учиться у ребенка не бывает безосновательным. Как родителям, так и учителям нужно пристально следить за каждым учеником, вовремя замечая перепады настроения или изменения в поведении, в то же время объясняя ребенку важность обучения, саморазвития,самодисциплины и не забывая говорить слова поддержки и мотивации.
«Мозг человека формируется первые 25 лет жизни, и от того, каким количеством впечатлений мы его напитаем, зависит потом разносторонность личности человека. Каждому важно в своей жизни иметь как опыт поддержки, так и опыт дисциплины. Я за разумный баланс», — резюмирует психолог Британской Международной Школы, тем самым выводя формулу мотивации ребенка на учебу: баланс между поддержкой и дисциплиной как в школе, так и в семье.
Следовательно не только роль преподавателя, но и родителя важна в обучении. Без мотивации и заботы со стороны близкого человека у ребенка пропадает понимание важности знаний и желание продолжать учиться. Мы хотим пожелать вам и вашим детям оставаться целеустремленными в этом сложном и многогранном процессе обучения.