В этой статье на сайте «Мама может все!» мы поговорим о развитие памяти и внимания у детей. Пару десятилетий назад «наблюдение» было главным подходом к развитию ребенка. Сейчас же уже в раннем возрасте он него требуют много. Поэтому развитие памяти и внимания важно с самого раннего возраста, без него ребенку будет сложно адаптироваться к интеллектуальным нагрузкам в детском саду и школе.
Как развивается внимание у ребенка?
- Когда малыши еще совсем маленькие, они не могут концентрироваться на чем-либо очень долго. Помните как малыш изучал взятую в руки погремушку? Он тряс ей и гремел, кидал и стучал. А вот рассматривал совсем не долго.
- В возрасте 3-4 лет дети уже способны концентрировать свое внимание на том, что им интересно непроизвольно, но не дольше 7 минут.
- В 4-5 лет ребенок уже может удерживать внимание до 20 минут.
- В 5-6 лет дети уже могут сосредотачивать свое внимание на нескольких предметах сразу.
- В возрасте 6-7 лет дети идут в школу и это не случайно. Именно в этом возрасте они уже способны концентрироваться на чем-либо долго и выдерживать урок, внимательно слушая учителя 20-25 мин.
Дети совсем недавно пришли в наш мир, поэтому предметов, способных отвлечь ребенка великое множество. Именно поэтому задача родителей помочь ребенку развить в себе внимательность, научить сосредотачиваться на конкретных вещах. Все возможные конструкторы, пазлы, головоломки помогут вам в этом. Кроме них существует еще множество специальных игр на развитие памяти.
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
Игры для развития внимания у детей
Заниматься с ребенком необходимо с рождения, но серьезные игры необходимо начинать не раньше чем в 2-3 года. Именно в этом возрасте внимание развить легче всего. Постепенно игры усложняются и видоизменяются. Ниже приведены основные игры на развитие внимания для детей дошкольного возраста.
-
- «Много – мало», «выше – ниже», «меньше – больше», «шире – уже». Сравнивайте предметы по размеру, количеству, задавайте вопросы: «Какой кубик больше?». Детки могут выстраивать предметы в порядке убывания, строить пирамидки из кубиков разного размера.
- Найди пару. Эта игра — хорошая тренировка внимания у детей. Малышам в 2-3 года довольно сложно найти парный предмет, но при этом эта игра занимает их на долго. Детей в этом возрасте поражает, то что предметы бывают одинаковыми. Если у вас в доме мало одинаковых предметов, поиграйте с носками, найдите каждому пару. Еще одним вариантом этой игры будет лото. В него можно начинать играть с 1,5-2 лет. Просто по началу берите одну большую карточку и вместе подбирайте к ней маленькие. Детям постарше понравится игра с карточками. Каждая карточка имеет свою пару, карточки раскладываются на столе рубашками в верх. По очереди переворачивайте пару карточек и ищите одинаковые.
- Найди лишний предмет. Дайте ребенку коробку с предметами и попросите найти лишний. Сделайте это например так: сложите в коробку ложки и одну вилку. Изучите их свойства, а затем спросите, какой предмет лишний и почему. Когда малыш сможет легко определять лишний предмет из одинаковых предметов, усложняйте задачу. Пусть в коробки будет несколько предметов одинакового назначения, например столовые и чайные ложки, вилки и один отличного — карандаш.
- «Жарко-холодно». Эта игра прекрасно развивает внимание у детей. Начинать играть в нее можно с 3-4 лет. Спрячьте в комнате любой предмет, например мишку или любимую машинку ребенка. А теперь пусть малыш попытаться найти его. Давайте ему подсказки «холоднее-теплее». После поменяйтесь местами.
- Найди предмет по описанию. Загадайте предмет, находящийся в комнате, и опишите его ребенку. Например мяч: он большой, круглый, желтый. Когда ребенок станет старше, измените игру, загадывайте предметы, не находящиеся в поле зрения ребенка. Играйте в эту игру в транспорте, на прогулке или в очереди в магазине.
- Что в мешочке? Вам понадобится мешочек и 5-7 игрушек, разной формы и размера, для этой задачи подойдут пластмассовые животные. Рассмотрите их вместе с ребенком. Затем сложите в непрозрачный мешок. Попросите ребенка засунуть руку в мешок и взять игрушку, а затем на ощупь определить кто это. Игра развивает не только внимательность, но и моторику рук.
- Что пропало? Возьмите 5 разных игрушек и разложите их перед ребенком. Теперь пусть малыш закроет глаза, а вы уберите одну из них. После открывает и угадывает, какой игрушки нет. Для детей 4-5 лет вместо игрушек можно использовать карточки с изображениями, постепенно увеличивая их количество до 10.
- Поиск клада. Нарисуйте схему комнаты ребенка и обозначьте место клада. Рассмотрите с ребенком схему, покажите где нарисована кровать, а где шкаф. Помогите малышу найти клад.
- Поиск отличий. Дайте ребенку две картинки с отличиями, помогите ему найти отличия. По началу задавайте наводящие вопросы: «посмотри сколько здесь пуговиц?», «а здесь?». Такие картинки можно найти в книжных магазинах или скачать с интернета.
- Строительство по образцу. Для этой цели подойдут любые блоки простой конструкции: прямоугольники, круги, квадраты, треугольники, например блоки Дьенеша. Нарисуйте простую схему, состоящую из этих блоков и помогите построить аналогичную ребенку. Схемы для примера:
Развитие детской памяти
Хорошая память необходима все. Без нее не возможно учиться в школе и институте, играть в игры и общаться.
Выделяют следующие виды памяти:
- слуховую,
- зрительную,
- тактильную,
- двигательную.
Память бывает разных свойств:
- долговременной и кратковременной;
- произвольной и не произвольной;
- логической и механической.
Некоторые люди легко запоминают лица и даты, кто-то хорошо помнит звуки и слова. Для успешного обучения ребенка, необходимо развивать все виды памяти. Многочисленные игры и приемы помогут вам в этом.
Игры для развития памяти
Вспоминайте вечером все события произошедшие за день. Начинайте сами. Скажите: «Какой хороший сегодня был день. Мы сегодня ходили в парк и видели там смешную собачку. Помнишь какого цвета на ней был комбинезон?». Пусть ребенок сам расскажет и вспомнит, то что ему запомнилось больше всего.
«Наперстки». Эта любимая игра шулеров, но она будет интересна и детям. Возьмите три непрозрачных стаканчика и шарик. Спрячьте шарик, и переместите стаканчики. Теперь пусть малыш найдет его. В начале стаканчики могут быть не одинаковыми или даже совершенно разными вещами: ведерко и две формочки для песка. Но в 4-5 лет уже стоит брать одинаковые.
Стихи. Разучивайте стихи со своими детьми. Начинайте с произведений Агнии Барто и других детских поэтов. Рассказывайте их кому только можно: папе, бабушке, дедушке, деду морозу, тете и т.д. Стихи прекрасно развивают память и легко запоминаются благодаря рифме.
- Песни. Пойте вместе с ребенком всевозможные песенки, даже если у вас нет слуха и голоса. Главное это процесс.
- Чтение. Читайте малышу сказки, рассказы, сочиняйте истории. Во время чтения активно работают отделы мозга отвечающие за воображение. А оно необходимо для хорошей памяти. Вместе с ребенком вспоминайте истории, которые вы прочитали, пытайтесь пересказать их.
- «Магазин» — игра для малышей от 3-х лет. Ребенок выступает в роли покупателя, а вы даете ему задание, пойди в магазин и купи… (мяч, кубик, кружку..). Чем больше правильных покупок он совершит тем лучше.
- Игра «Опиши игрушку». Предложите ребенку описать любимую игрушку. Например, кукла: она большая, с длинными волосами, голубыми глазами, одета в красное платье…
Видео по теме:
https://www.youtube.com/watch?v=td8CP5XIGE8