Нужны ли детям «страшилки»?

нужны ли детям страшные истории Воспитание

Нужны ли детям «страшилки», то есть всяческие истории с жуткими сюжетами и такими же ужасными героями? Есть ли от них малышам польза? Почему дети всех стран и времен всегда были так падки на всяческие «ужастики»? Правы ли некоторые современные психологи и мамаши, утверждающие, что никаких историй, будоражащих воображение и щекочущих нервы, детям не нужно, так как от них – сплошной вред детской психике?

Поговорим на тему детских «страшилок» подробнее.



«Расскажи мне что-нибудь страшненькое…»

Работая няней, с такой просьбой я сталкивалась бессчетное количество раз. Да и мои собственные дети постоянно просили меня о том же самом. Уверена, что и дети читательниц-мам также просят их рассказать «что-нибудь страшненькое». Особенно – на ночь глядя, когда на улице уже темно, и за окном мелькают страшные, таинственные тени и слышатся непонятные звуки. А вспомним наше собственное детство! Разве нам в ту пору не хотелось услышать что-нибудь «этакое»? Разве мы не донимали просьбами мам или бабушек рассказать или почитать книжку о Бабе Яге, привидениях, Черной Руке? Разве мы сами, в своей детской компании, не пересказывали друг дружке простенькие и страшненькие сюжеты? Ах, как же они нам нравились – несмотря на все те страхи, которые они вызывали!почему дети любят страшные истории

Так было всегда, во все времена и со всеми детьми. Так оно есть и сейчас. Только того и разницы, что современным детям больше нравятся всяческие жуткие роботы и злобные пришельцы, а не патриархальные Баба Яга и Кощей Бессмертный. Ну да это, разумеется, всего лишь нюансы. А так – дети остаются детьми. Им по-прежнему нравятся разнообразные «страшилки» и «ужастики», и они все так же донимают мам, бабушек и нянь соответствующими просьбами.

Почему детям нравятся страшные истории?

Этот вопрос, при всей кажущейся его простоте, давно уже является предметом серьезных научных исследований, споров и дискуссий. Так или иначе, в них участвуют все: детские психологи, педагоги, врачи, родители. И, соответственно, давно уже выработан целый внушительный перечень ответов.

  1. Такова детская психология. Подрастая, дети познают окружающий их мир. А как они должные его познать, не имея реального житейского опыта? Только через фантазии – красочные, примитивные, четко очерченные на «черное и белое». Вот – зло, которого следует опасаться, а вот – добро, к которому следует стремиться. Невозможно научить ребенка познавать мир с помощью, предположим, законов Ньютона. Всему свое время. А через сказки со всеми их лубочно-ужасными персонажами это получается легко и естественно.
  2. А теперь скажем о детской физиологии. Для полноценного развития человеку необходим адреналин. Не будем говорить о его многогранном значении, речь сейчас не об этом. Речь о другом. Это у взрослых есть множество способов получить заряд адреналина. А у детей таких возможностей гораздо меньше. По сути, лишь одна – те самые «страшилки». Послушал малыш жуткую историю о Кикиморе или Зеленых Пальцах – и вот он, адреналин. То есть, чтобы нормально развиваться, ребенку необходимо время от времени слушать всякие «ужастики». Кстати, именно по этой причине дети сами в своем кругу рассказывают друг дружке жуткие истории. Все ради адреналина, то есть – ради нормального физиологического развития.

папа рассказыает страшные истории детямИтак, детская психология и детская физиология – две основные причины, по которым дети всегда стремились слушать и рассказывать друг дружке всевозможные напичканные страшными сюжетами и образами истории. И если, предположим, у детей это отнять – то как они будут расти, развиваться, умнеть и становиться мудрее? Неужто слушая пресную и скучную историю об умном мальчике, который всегда переходит улицу на зеленый свет светофора, и потому его ни разу не сбила машина? Некоторые психологи пробовали заменить Бабу Ягу и страшного Буку этим самым мальчиком, да только успеха не добились. Детям благоразумный мальчик был неинтересен. А вот когда мальчика заменили бесшабашным домовым (то есть, существом по определению таинственным, а потому и страшным) – совсем другое дело! Дети такую историю слушали с удовольствием, состраданием и сопереживанием, ну и, конечно, побаивались. Потому что домового полагается бояться, так как он страшный.

О пользе «страшилок» для детей

Выше мы уже начали говорить на эту тему, но продолжим разговор, так как здесь есть, что сказать.

  • Сказки и прочие страшные истории учат ребенка (в первую очередь – мальчика) делать однозначный выбор между добром и злом. Кощей – это воплощенное зло, и с ним надо сражаться. Отвоевать похищенную царевну у Кощея, разрушить все его чары – это добро.
  • Жертвовать собою ради добра и ради спасения чьей-то жизни – это величайший, буквально-таки библейского уровня постулат. Это еще один урок, который ребенок извлекает из «страшилок».
  • Оказавшись в царстве Кощея, не поддаться на его льстивые уговоры и на его сокровища, по-прежнему помнить о своей Родине и все так же любить своего Иванушку – разве это не житейский урок, который должны выносить девочки из «страшилки» о Кощеевом царстве?
  • Что хорошего, если ты будешь ходить одна по темному лесу (который есть синоним нашей жизни), и легкомысленно вступать в отношения с первым встречным, который запросто может оказаться Серым Волком? И – съесть если не тебя, то твою любимую бабушку? Разве эта страшная история не учит великой жизненной мудрости?
  • Не открывайте двери посторонним, когда мамы нет дома! А то в дом ворвется все тот же Серый Волк! Со всеми ужасными последствиями.

почему страшилки полезны для детейНу и так далее. Всех назидательных моментов, которые имеются в страшилках, не перечислить. Это что касается страшных сказок для самых маленьких. Но и многие фильмы-«ужастики», которые так любят смотреть дети постарше, также несут в себе назидательный заряд. Вот, навскидку, лишь несколько примеров.

  1. Не разговаривай по телефону с незнакомцем – неизвестно, кто он и с какой целью затеял с тобой разговор.
  2. Не отпирай никому двери, если ты один дома. В дом может ворваться чудовище. Хотя бы даже и в человеческом образе – от этого не легче.
  3. Не касайся каких-то тайн, если ты не имеешь понятия, что за ними кроется. Любая непознанная тайна – это тот самый кокон, из которого запросто может вылезти страшный паук (известный персонаж множества фильмов-«ужастиков»).

Итак, «страшилки», в каком бы виде они ребенку ни преподносились, учат его следующим умениям и навыкам:

  • фантазировать и думать;
  • быть мужественным и сострадательным;
  • ориентироваться в трудных жизненных ситуациях;
  • радоваться, огорчаться, сопереживать;
  • нормально развиваться в физическом плане.

И вообще психологи говорят, что ребенок для нормального развития должен хотя бы изредка чуть-чуть бояться. Это – его естественная потребность. Для любого человека чувство страха является средством самозащиты. То есть, чтобы выжить, необходимо бояться. Ну и где же ребенок сызмальства должен учиться этому полезному чувству, как не по «страшилкам»?
Конечно, замечательно, если такое обучение проходит в присутствии родителей (а так и должно быть). В «страшилках» много всяческих нюансов, условностей и иносказаний, которые и должны малышу объяснять родители.

О вреде «страшилок»

почему страшилки полезны для детей 3Разумеется, всякие страшные истории могут причинить ребенку и вред.

  • Даже самый стойкий малыш «съедет с катушек», если его пичкать «страшилками» слишком часто. Ведь дети не умеют отличать правду от вымысла, для них любая история – правда. Поэтому здесь необходимо помнить о чувстве меры и наблюдать за реакцией ребенка.
  • Каждый ребенок по-своему воспринимает рассказанную или показанную ему «страшилку». Если малыш слишком впечатлительный, то ему нужно рассказывать что-нибудь попроще, без всякого людоедства и чудовищ, таящихся под кроватью. И если ребенок просит ничего такого ему не рассказывать, так как он очень боится, то нужно так и сделать.

«Моему ребенку это не надо!..»

Так говорят некоторые современные мамочки, наслушавшись современных психологов. Дескать, ребенку исключительно вредно слушать и смотреть всяческие ужасы, так как это обязательно подействует на его нервную систему. Поэтому малыш с раннего детства должен приобщаться исключительно к благостным и «сиропным» историям. Вот тогда-то из него вырастет нормальный человек, а не неврастеник.

Конечно, всяк вправе иметь свое мнение. Но, с другой стороны, как тогда ребенок будет учиться вышеназванным необходимым житейским качествам? Как и на чем воспитывать характер? На современных так называемых мультиках? А как быть с детской психологией? Куда ее денешь? Вот то-то и оно.

Есть два вида помидор – выращенные в теплице и под солнцем. Любому известно, чем они отличаются один от другого. Так вот. Ребенок, которого старательно оберегают от «ужастиков» – это и есть тепличный помидор. И наоборот: малыш, у которого удовлетворена природная тяга к «страшилкам» – это помидор, выращенный под открытым небом. Такое вот сравнение…

Поделиться с друзьями

Я – журналистка и писательница (в то числе сказок и стихов для детей). Долгие годы работала частной няней. Кроме того, я сама мама троих детей. Хотелось бы поделиться с читателями и читательницами размышлениями и впечатлениями от общения с мальчишками и девчонками. Что-то вроде размышлений и наблюдений в духе «няни Мэри Поппинс». Буду рада, если они вызовут отклик в ваших сердцах.

Оцените автора
Мама может всё!
Добавить комментарий