Не ждите до пяти лет, если ребенок не говорит

Не ждите до пяти лет, если ребенок не говорит Дети

Почему нельзя воспринимать как норму задержку развития речи у ребенка рассказала Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель клиники «Прогноз», профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена.

Ожидания по поводу качества речи детей в последние десять лет значительно снизились. Это связано с нескольким причинами.
Во-первых, объективно стало больше детей с нарушениями речевого развития. Чем больше таких детей становится, тем больше шансов, что скоро обществом это будет расцениваться как норма. Примерно так, как с умением управлять лошадью: когда-то умели многие, но постепенно таких людей становится все меньше.

Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть

Во-вторых, родители в качестве экспертов все чаще выбирают гуру из социальных сетей, потому что такими гуру чаще всего тоже являются родители. Появился лозунг «Мой ребенок никому ничего не должен». Это касается и речи:

— Кто сказал, что говорить 10 слов в один год — это норма?

Мамы-гуру обычно делают выводы на основе истории развития своих детей:

— Вот мой не говорил до 5 лет, а в итоге так разговорился, что теперь никак не можем уговорить помолчать.

В-третьих, педиатры тоже стали говорить родителям, что до пяти лет не стоит думать о речи ребенка. Почему? Возможно, это связано с тем, что когда-то давно, лет 40 назад, логопеды принципиально не занимались с детьми младше пяти лет. Но сейчас все изменилось.

Не ждите до пяти лет 2

Давайте разберемся, почему не стоит вдохновляться историей «Наш папа не говорил до 5 лет, а потом получил два высших образования и стал бизнесменом».

Раннее развитие ребенка направляется тремя составляющими:

  • генетическая программа;
  • воздействие окружающей среды, частью которой являются родители;
  • индивидуальные процессы, которые связаны исключительно с развитием конкретного ребенка..

Спор между учеными о том, что больше влияет на развитие речи ребенка: гены или воспитание так пока и не завершен. Однако даже на бытовом уровне все замечают, что во многих случаях окружающие, казалось бы, не прикладывают никаких усилий, а ребенок сам начинает к году говорить первые слова.

Так может быть гены? С этой точки зрения папа, заговоривший к пяти годам, должен быть генетическим гарантом того, что и все его дети заговорят. К сожалению, нет. Хотя в 1990-х был описан ген FOXP2, который некоторое время был кандидатом на «ген речи», со временем оказалось, что этот ген поддерживает вокальное поведение китов, летучих мышей, а еще и является онкомаркером. Кроме того, в семьях, где несколько детей, встречаются дети как с типичным речевым развитием, так и с тяжелыми нарушениями речи. Почему так, ведь у них одинаковые родительские гены? Безусловно, определенная генетическая база в процессе изучения ребенком речи есть, но этот процесс не ограничивается генетической программой. Более того, гены могут претерпевать изменения в процессе жизни. Речь идет не только о генетических мутациях, когда у детей находят гены, которых нет у родителей (мутации de novo). Существует еще процесс эпигенетических изменений – «включения – выключения» определенных генов. Этот процесс еще не до конца изучен, но известно, что на него влияет не только биологическая программа, но и среда, в которой развивается ребенок.

Теперь о среде. Можно подумать, что развивающая среда – это игрушки, которые родители покупают ребенку. Но если мы говорим о развитии речи, то влияют в большей степени не игрушки, а сами родители.

Чтобы ребенок заговорил нужно несколько условий: его мозг должен научиться обрабатывать и понимать речь. Этот процесс начинается внутриутробно, когда ребенок слышит голос мамы. Дальше мозг учится понимать смысл услышанного. Когда младенец начинает спонтанно произносить какие-то звуки, его мозг проводит сложную вычислительную работу, сравнивая то, что слышит с ребенок, с тем, что он произносит. Где могут возникнуть проблемы на этом пути?

Внутриутробно не успевают функционально созреть те области мозга, которые отвечают на обработку речи. Этот процесс активно продолжается до 40-й недели внутриутробной жизни. Если ребенок родился значительно раньше или была гипоксия (недостаток кислорода во время внутриутробной жизни или родов) – риск возникновения нарушений речи повышается. Без специальных тренингов эта функциональная незрелость может не компенсироваться. Исследования с использованием функциональной томографии показывают, что в начальной школе слуховая кора мозга у детей, которые заговорили после 3-х лет, активируется иначе, чем у детей которые заговорили в 1,5 года.

Нарушения слуха. Мы слушаем не ушами, а мозгом, но, чтобы информация о звуках поступила в мозг для обработки, сначала звуки должны зарегистрировать уши. Иногда родители не замечают, что у ребенка снижен слух, ждут до 5 лет появление речи. Все это время мозг ребенка не получает необходимой для развития стимуляции из-за того, что ребенок просто плохо слышит. Это не такая уж редкая ситуация. Не всегда слух снижен от рождения, иногда это результат отитов или вирусных заболеваний. Если ребенок не произносит к году свои первые слова, обязательно нужно провести проверку слуха с помощью приборов.

Родители не разговаривают с ребенком. Раньше от родительской депривации (недостаток общения с родителями) страдали только дети-сироты. Сейчас это происходит и в тех благополучных семьях, где у ребенка есть мама и папа. Потому что общение с ребенком делегируют гаджетам. Более 70% детей во всем мире в первые полгода жизни уже знакомятся с цифровым миром. Что в этом плохого? В плане развития речи видео или аудио не могут заменить человека. Научные исследования показали, что использование цифровых устройств ребенком до 2-х лет существенно увеличивает риск возникновения когнитивных и речевых нарушений. И дело не в том, что экран как-то воздействует на ребенка. Пока ребенок смотрит мультики, родители тоже заняты своими гаджетами – нет необходимости общаться с ребенком. Сокращение экранного времени ребенка автоматически приводит к сокращению экранного времени родителей – ребенок начинает требовать внимания взрослых. И именно такой надоедливый ребенок имеет шанс на нормальное речевое развитие, в отличие от тихого и удобного малыша с планшетом.Не ждите до пяти лет

Нарушения в развитии ребенка, которые могут приводить к измененному речевому развитию. Здесь могут быть генетические нарушения, которые не всегда так легко выявляются, как, например, синдром Дауна. Своеобразие речевого развития может быть также связано с аутизмом и интеллектуальными нарушениями. Опять же: у папы, который заговорил в 5 лет, может не быть этих особенностей.

Мозг ребенка – это сложная система, которая только отчасти развивается по генетической программе. Отчасти мы можем повлиять на этот процесс через обучение, воспитание и организацию среды. Но есть процессы в развитии мозга, которые невозможно прогнозировать и на которые сложно влиять. Но это не означает, что нужно сидеть, сложа руки.

Чем младше ребенок, тем больше особенности его развития могут нам сказать о том, как развивается его мозг. Именно поэтому нет смысла ждать до 5 лет, чтобы проверить: заговорит или не заговорит. Особенно, если ребенок находится в группе риска:

  • родился преждевременно;
  • были тяжелые роды или экстренное кесарево сечение;
  • есть родственники, у которых были нарушения речевого развития.

Так что, если папа заговорил в 5 лет – это не повод ждать, что с ребенком будет та же история. Это повод особенно внимательно отнестись к развитию речи ребенка. Адаптационные механизмы мозга папы справились с ситуацией, но у ребенка может и не получиться: другие гены, другая среда, другие неврологические особенности.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!