Летние игры для детей на свежем воздухе всегда были очень важны. Особую актуальность и смысл они приобрели в настоящее время, так как современные дети всех возрастов не очень-то и любят бегать, прыгать, а норовят большую часть времени провести в неподвижности, уткнувшись в монитор компьютера или в гаджет. А это – плохо. Дети должны больше двигаться. И лето – самая подходящая для этого пора.
- Почему детям нужно больше играть
- Должны ли взрослые помогать детям играть
- Кто самый меткий?
- Водим хороводы
- «Передай другому!»
- «Море волнуется»
- Преодолеваем полосу препятствий
- «Казаки-разбойники»
- «Зайчики» и «волк»
- Прятки
- «Войнушки»
- Из круга вышибала
- Жмурки
- Навскидку о других детских летних играх на свежем воздухе
- Игры на улице для детей видео
Почему детям нужно больше играть
Ответ на этот вопрос прост. Игра имеет для детей особый смысл, с ее помощью они приобретают множество необходимых навыков:
Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть
- учатся быть частью коллектива или команды;
- формируют в себе лидерские качества;
- общаются и находят компромисс;
- учатся переживать неудачи (ведь в каждой игре есть победитель и побежденный);
- воспитывают в себе силу воли, смекалку;
- оттачивают ловкость и силу, приобретают выносливость. Подвижные игры очень хороши для детского здоровья.
Да и вообще это известный факт: дети постигают жизнь во всех ее смыслах и проявлениях именно с помощью игр. Кто-то скажет, что и всяческие компьютерные «стрелялки» и «танчики» тоже игры. Так-то оно так, да только они (и это тоже общеизвестный факт) по разным причинам приносят гораздо больше вреда ребенку, чем пользы. В отличие от тех же старых и добрых подвижных игр.
Поэтому дети должны как можно больше играть и двигаться. Это – золотое житейское правило.
Должны ли взрослые помогать детям играть
А это смотря какие дети. Десятилетним и более старшим детям помощь взрослых в этом деле не нужна, она будет им только мешать. В этом возрасте детвора и сама прекрасно справится и с играми, и с их правилами, сама же выстроит отношения с соперниками и партнерами по играм.
Другое дело – 5-8-летние малыши. Тут участие взрослых обязательно пригодится. В частности, в этом случае взрослые помогут:
- собрать детей для игры;
- распределить их по командам;
- разъяснить правила;
- быть в игре судьями;
- наблюдать за процессом игры в целях соблюдения детьми правил безопасности.
Ну а теперь – подробнее о самих играх. Их за все века придумано неисчислимое множество, поэтому обо всех подвижных детских забавах в одной статье рассказать невозможно. Расскажем лишь о некоторых, самых увлекательных и полезных летних детских подвижных играх.
Кто самый меткий?
Такие игры нравятся и мальчишкам, и девчонкам разных возрастов. Организовать соревнования юных «Робин Гудов» просто. Для этого нужно всего две вещи – мишень и метательный снаряд.
Мишенью может быть все, что угодно: подвешенные воздушные шарики или какие-нибудь другие безопасные предметы, составленные друг на друга пластиковые стаканчики или кубики, нарисованные и прикрепленные к стенке фигурки или настоящая мишень с кругами и «яблочком». В общем, все, что подскажет фантазия – лишь бы это было детям интересно и безопасно для них.
С метательными снарядами также все понятно. Мячик, дротики, водяной пистолетик или пистолетик, заряженный краской, отлично подойдут для выявления самого меткого метателя или стрелка.
Азартные и веселые соревнования обеспечены! А если, к тому же, победителям (а заодно и проигравшим, чтобы они не чувствовали себя обделенными) в конце соревнований будут вручены призы, то и вовсе замечательно.
Водим хороводы
Малыши любят такую игру испокон веков. Особенно девочки, но и мальчики тоже.
Суть ее проста. Кто-то из взрослых (а без него хоровод не получится) строит малышей друг дружке в затылок. При этом дети должны взяться за руки. Взрослый становится во главу колонны, и начинает движение. Получается нечто вроде «змейки», где взрослый – это «голова», а дети – «хвост». Ведущий движется по разным траекториям, а малыши, держась за руки, стараются двигаться вслед. «Змейка» заплетается, поворачивается во все стороны, сворачивается в кольцо – в общем, траектория может быть любая. Чем замысловатее, тем веселее. А если при этом будет звучать веселая музыка, то детскому восторгу не будет предела.
«Передай другому!»
Это – также известная игра. Для нее нужны несколько команд (хотя бы две) с равным количеством участников. Игроки встают один за другим. Суть игры – передать друг дружке какой-то предмет по сигналу судьи. Кто передаст его быстрее участнику, стоящим последним, тот и победитель.
Передаваемым предметом может быть какая угодно безопасная вещь: мячик, игрушка, палочка. Чтобы усложнить игру и сделать ее веселее, передавать предмет можно не руками, а как-нибудь иначе: зажав его коленками, взяв в зубы, поддерживая лишь двумя пальцами и т. д.
«Море волнуется»
Эта игра особенно любима малышами. Играют в нее так. Один игрок назначается водящим, все остальные – это «фигуры». Водящий произносит считалочку: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – морская фигура замри!» При этом все «фигуры» должны замереть в самых разнообразных позах. Чем поза сложнее и причудливее, тем веселее.
Ведущий начинает обходить все «фигуры» по очереди, стараясь их рассмешить. Какая «фигура» не выдержала и рассмеялась и, тем самым, изменила позу, та и считается проигравшей. Она назначается водящей, и игра начинается заново.
Преодолеваем полосу препятствий
Преодоление полосы препятствий – очень полезная игра. Она вырабатывает у детей ловкость, силу и смекалку. А еще – это очень весело.
Такую полосу можно строить из чего угодно – в зависимости от местности и имеющихся под рукой предметов. Единственное непременное условие – это должно быть для детей безопасно. Поэтому участие взрослых в качестве наблюдателей, а заодно и судей необходимо.
Полосу препятствий преодолевают на время. Кто быстрее преодолел и при этом не нарушил правил, тот и победитель. Можно устраивать и индивидуальные, и командные соревнования. Будет одинаково забавно, шумно, весело.
«Казаки-разбойники»
Ах, какой же веселой была эта игра в прежние времена! Сейчас она изрядно подзабыта, но почему ее не вспомнить и не увлечь ею современных детей?
Тем более что играть в нее просто. Причем, без разницы – мальчишки это или девчонки. Одна группа играющих – это «казаки», а другая – «разбойники». Цель «казаков» – найти или догнать «разбойников». Цель «разбойников», соответственно, спрятаться или убежать. Если «казак» нашел или догнал «разбойника» и «запятнал» его, то «разбойник» садится в «тюрьму». Причем, по правилам он может из «тюрьмы» убежать, а задача «казака» – не позволить этого.
Игра вырабатывает ловкость, выносливость, смекалку. Раньше в нее детвора играла с утра до полуночи. Причем, ночные «казаки-разбойники», когда спрятаться было проще, а найти – труднее были у детей в особой чести. Нередко бывало, что «казаками» поневоле становились родители, пытавшиеся отыскать своих детей и отправить их домой – ужинать, мыться и спать.
«Зайчики» и «волк»
В этой игре «волк» бывает один, а «зайчиков» – сколько угодно. «Волк» чертит на земле или на асфальте круг. Это – его «логово». Задача «волка» – поймать «зайчика» и посадить его в свое «логово». В идеале «волк» должен поймать всех «зайчиков».
Выйти из круга пойманный «зайчик» не имеет права. Вернее, он может покинуть круг лишь в случае, если кто-нибудь из свободных «зайчиков» забежит в «логово» и дотронется до него рукой. Задача «волка» – не позволить этого сделать. То есть, если «волк» запятнал спасителя, то такой «зайчик» также становится пленным.
Игра заканчивается, когда «волк» переловит всей «зайчиков». Тогда один из «зайчиков» становится «волком», а «волк», соответственно, превращается в «зайчика», и игра начинается заново.
Прятки
В былые времена это также была очень популярная игра. Причем, в нее можно было играть и на открытом воздухе, и в помещении.
Суть ее проста. Один игрок выбирается ведущим, а все другие – это «тайники». Ведущий закрывает глаза и начинает считать до десяти, или двадцати, или тридцати (по уговору). За это время все «тайники» должны надежно спрятаться.
Закончив считать, ведущий произносит заключительную считалку: «Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать! Кто не спрятался – я не виноват!» И – начинает искать спрятавшихся. Кого находит и «застукивает», тот считается временно выбывшим из игры.
Задача ведущего – найти и «застукать» всех спрятавшихся. В этом случае ведущий оставляет свою «позорную» роль, и превращается в благородного «тайника». А ведущим становится последний обнаруженный «тайник».
Но не все так просто. Любой не обнаруженный «тайник» имеет право неожиданно выскочить из своего укрытия, стремглав добежать до заранее условленного места и «застукать» сам себя. Это – особая доблесть. Такой «тайник» не может считаться «застуканным» и, соответственно, не может исполнять в игре позорную роль ведущего.
Это – лишь один из вариантов игры в прятки, а их раньше было множество – буквально-таки в каждом дворе свои.
«Войнушки»
Раньше эта игра была до такой степени массовой среди детей разных возрастов, что родители и педагоги полушутя-полусерьезно называли ее «эпидемией». Но, тем не менее, она приносила немало пользы: вырабатывала у детворы ловкость, сообразительность, находчивость, физическую выносливость, командный дух, учила коммуникабельности и взаимовыручке, развивала творческую фантазию. Причем, увлекались ею и мальчишки, и девчонки в равной мере.
Играть в нее можно «один на один» и «отряд на отряд». Суть же игры проста беспредельно. Противники – хоть двое играющих, хоть два отряда – делились на «врагов», и каждый выбирал свою позицию для «боя» на некотором расстоянии друг от друга. Никакого оружия в игре не нужно, таким «оружием» был обычный палец, игравший роль пистолета.
Произносилась взаимная команда «Огонь!», и игра начиналась. Каждый из противников старался ловко и незаметно подкрасться к другому, и «выстрелить» в него. «Выстреливший» считался победителем, а противник, соответственно, «убитым».
Если игра шла «отряд на отряд» (в каждом «отряде» было равное количество участников), то победителем считался «отряд», в котором оставался «жив» хотя бы один участник. В общем, все просто, но как же увлекательно!
По сути, это те же самые «стрелялки», но подвижные, веселые, увлекательные, в которых дети общаются друг с другом. А, значит, пользы от них куда как больше, чем от компьютерного аналога.
Из круга вышибала
В эту игру, кстати, дети играют и по сию пору. Особенно в деревнях. Игра учит ловкости, меткости, координации движений, воспитывает командный дух, да и просто увлекает.
Для игры выбирается ровная площадка. Играющие делятся на две команды с равным количеством участников. Одна команда делится на две части и становится по разным краям площадки. Другая в полном составе становится в центр площадки. Задача первой команды – попасть мячом в кого-то из игроков второй команды. Соответственно задача вторых – всяческими способами увернуться от мяча. Если это не удалось, игрок считается «выбитым», и выходит из игры.
Игра продолжается, пока «выбитым» не окажется последний игрок. В этом случае команды меняются местами. При этом считается, что «выбивать» – занятие малопочтенное и позорное, тогда как уворачиваться от мяча – дело доблестное.
Жмурки
Пожалуй, все, так или иначе, знакомы с этой древней игрой. Кто понаслышке, кто видел ее в кино, а кто играл в нее и сам.
Играют в нее так. Заранее определяется территория (за ее пределы выходить нельзя). Одному из играющих завязывают глаза, чтобы он ничего не видел. В таком состоянии он должен попытаться дотронуться до кого-то из «зрячих» игроков.
«Зрячие» же должны всяческими способами увернуться от ведущего и не позволить себя «запятнать». Если кому-то из них это не удалось, то уже ему завязывают глаза, и он сам должен «запятнать» кого-то из «зрячих».
Навскидку о других детских летних играх на свежем воздухе
Повторимся: обо всех подвижных детских играх в одной статье рассказать невозможно. Поэтому упомянем о них лишь в самых общих чертах:
- различные игры с мячом: футбол, волейбол, баскетбол, пионербол, бадминтон, теннис (большой и настольный);
- разнообразные эстафеты;
- классики;
- резиночки;
- догоняшки.
Ну, и так далее. Любой взрослый с легкостью вспомнит пару-тройку подвижных игр из своего детства, и при желании научит играть в них современных детей. Это обязательно нужно делать. Не все же современным детям сидеть, горбатиться, слепнуть и чахнуть за мониторами.