Кружки, как выбрать, сколько и зачем?

Кружки, как выбрать, сколько и зачем 2 Воспитание

Современные дети должны уметь все, читать и писать – еще до школы, «драмкружок, кружок по фото», рисование и спортивные секции, шахматы и иностранные языки… Сейчас нам доступно очень многое, но чем действительно стоит заниматься и как выбрать кружки для своего ребенка, поможет разобраться психолог благотворительного фонда «Дети наши», Кристина Якусевич.

Самое первое, о чем стоит задуматься родителю: зачем? Зачем вы хотите отдать ребенка в тот или иной кружок (или кружки)? Вариантов может быть много:

Лучшее в телеграм: посмотреть

  • надоело, что он постоянно сидит дома/в телефоне;
  • я мечтал в детстве петь/играть в хоккей и т.д., пусть ребенок осуществит мою мечту;
  • учитель сказал, что нужно отдать в спортивную секцию, чтобы на уроках лучше концентрировался / в математический кружок, чтобы догнать класс;
  • чтобы ребенок посвятил свою жизнь футболу/шахматам/рисованию и т.д.

Любой из этих вариантов имеет право на существование, но только в одном случае, — если учитываются потребности и желания ребенка, которые, стоит заметить, могут меняться на протяжении времени.

Кружки, как выбрать, сколько и зачем 2И еще один очень важный момент – посмотрите на себя, на свой образ жизни. Вы находите время для хобби / спорта? Если у ребенка перед глазами не будет живого родительского примера, заставлять его куда-то ходить, скорее всего, — бесполезно.

Это совсем не значит, что, отдавая ребенка в художественную студию, нужно рисовать вместе с ним. Но поддерживать его увлеченность, рассказывать, что в его возрасте у вас тоже было хобби или вы посещали кружки, — укрепит его мотивацию. Если же в вашей семье принято, например, ходить в походы, то ребенку будет трудно не приобщиться к семейным ценностям.

Рассказывать, как важно заниматься саморазвитием, демонстрируя при этом полную противоположность собственным примером, контрпродуктивно.
Выбирая кружок, помните, что существует три направления развития: творчество, интеллект и физическое развитие. Если выбираете больше одного кружка, лучше всего комбинировать разные направления, например, футбол и шахматы или гимнастика и рисование.

Важно помнить, что, кроме кружков, перед ребенком стоит много важных задач развития. Поэтому лучше не ставить больше трех кружков в неделю, если, конечно, ваш малыш не занимается чем-то одним профессионально.

Кружки, как выбрать, сколько и зачем 4

Также при выборе кружков важно учитывать возрастные особенности и задачи, которые стоят перед ребенком в определенные периоды его жизни. Например, к основным психологическим потребностям ребенка дошкольного возраста можно отнести:

  • до 3 лет – общение, эмоциональные связи с другими людьми, потребность в познании. В этот период именно эмоции играют важную роль в развитии ребенка. Ласковое и уважительное обращение к маленькому человеку вселяют в него уверенность, и он с удовольствием радует родителей победами. Излишняя строгость приводит к замкнутости и нежеланию заниматься любимым делом.
  • с 3 до 7 лет – уважение, независимость. В этот период рамки жизни ребенка сильно расширяются: от квартиры до улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя целый мир и, конечно же, хочет стать его частью. Он начинает стремиться к самостоятельности и требует к себе соответствующего отношения. Хотя в большей степени это все еще игра, в которой ребенок старается копировать поведение взрослых.
    Основные потребности детей младшего школьного возраста – признание, самоактуализация. В школе ребенок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус, полностью меняются его интересы и ценности, уклад жизни.
  • В возрасте 7-8 лет формируется любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность высокий уровень активности. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что ему нравиться и что вызывает интерес.
  • В 9- 11 лет дети легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.
  • В подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. В этом жизненном отрезке подростку важно принадлежать к группе, ощущать независимость и иметь некоторую самостоятельность.

На каждом возрастном этапе важно поддерживать авторство ребенка, давать поддержку в его выборе, действиях и решениях. Давать возможность ошибаться и возможность иметь выбор, каким путем идти. И очень много разговаривать про него и о нем и об окружающем его мире. Что может помочь без болезненно выбрать для ребенка направления развития.

Многие задумываются о возрасте, с которого ребенка можно отдавать на кружки. Тут, как и во многих вопросах воспитания и развития нет однозначного ответа и к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Все зависит от самого ребенка, его способностей и потребностей.

Но точно можно сказать: не стоит начинать новый кружок во время других важных перемен в жизни, например, идти в новую секцию одновременно с поступлением в первый класс. Это сильно усложнит процесс адаптации к новым условиям, коллективу, задачам. Подождите хотя бы пару месяцев, чтобы ребенок встроился в новый режим.

Никто лучше родителя не знает ребенка. Посмотрите, чем он любит заниматься, какие игры выбирает, и, исходя из этого, ищите подходящие кружки. Если их цель – помочь ребенку развить важные и нужные качества, нет ничего страшного, если с возрастом кружки будут меняться. Не факт, что в одиннадцать ребенку будет нравиться то же, что и в шесть. И это нормально.

Прислушивайтесь к мнению ребенка. Попробуйте сходить на пробные занятия в несколько разных кружков, а потом поговорите с малышом, где ему больше понравилось и почему.Кружки, как выбрать, сколько и зачем 5

Если вы с толкнулись с тем, что ребенок решил бросить занятия, не стоит переживать. Узнайте причину, в чем дело: пришел новый тренер или друг, с которым он больше всего общался, перестал заниматься, слишком много времени тратится на дорогу или очень большая нагрузка в школе? Возможно, ему действительно перестало нравиться то, что раньше было важно и интересно или это временная прихоть, плохое настроение. Важно найти решение, исходя из интересов ребенка.

Помните, если мы хотим, чтобы ребенок вырос благополучной личностью: способным понимать себя, уметь выбирать, чувствовать собственные желания и потребности, стрессоустойчивым, лабильным в разных ситуациях, — важно прислушиваться к потребностям и интересам ребенка с самого раннего детства, давать возможность выбора. Кружки – самая лучшая тренировка перед входом во взрослую самостоятельную жизнь.

Это возможность получения нового опыта коммуникаций, вне детсадовской или школьной активности, расширение круга друзей и получение новых эмоций. Занятия в кружках и секциях помогают ребенку лучше социализироваться, познавать себя, свои желания и потребности, учиться их удовлетворять, способствуют формированию ответственности и самостоятельности. Это большой опыт, как успеха, когда ребенок понимает, что на многое способен, не боится пробовать новое, так и неудач, когда ему приходится искать способы улучшать свои результаты.

В дополнительном развитии можно найти много плюсов, но главное, важно всегда быть рядом с ребенком, уметь его услышать, понять, угадать и поддержать.

Автор: Якусевич Кристина

Якусевич КристинаЯ психолог благотворительного фонда «Дети наши».

Закончила Смоленский Гуманитарный Университет и Интегративный Институт Психотерапии детей и подростков «Генезис».

Более 8 лет работаю в сфере социального сиротства, основным направлением работы является восстановление кровнородственных отношений детей, проживающих в детских домах, с родителями, лишенными родительских прав, и кровными родственниками. Я работаю с кровной историей ребенка, с эмоциональными, коммуникативными и поведенческими особенностями и сложностями.

Верю, что семья для ребенка – это надёжный трамплин для благополучной самостоятельной жизни и развития. Именно в семье ребенок становится личностью, и жизненный путь каждого человека строится на его кровной истории. В детских домах с детьми мы учимся принимать свою историю и находить внутренние опоры для уверенного поведения. Учимся создавать свою собственную благополучную историю.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!