Как воспитывали детей в Древней Спарте: основные принципы

Как воспитывали детей в Древней Спарте Воспитание

Как воспитывали детей в Древней Спарте – об этом судачат и поныне. Причем, что только не говорят! За многие века правда и вымыслы на эту тему переплелись так тесно, что одно от другого порой уже и не отличишь. Что еще поразительно – так называемое спартанское воспитание в историческом аспекте существовало очень недолго – всего-то с девятого по седьмой век до нашей эры. Но, невзирая на столь непродолжительный период, спартанская педагогическая система навсегда вписалась в историю человечества. И все из-за ее уникальных и, скажем прямо, бесчеловечных особенностей.








Основные принципы спартанского воспитания

основы спартанского воспитания детейТаких принципов было немного.

  1. Воспитание главным образом касалось мальчиков.
  2. Главная цель воспитания – сделать из мальчика воина. Ни о каком гармоничном развитии речи не велось. Мальчиков учили азам письменности и счета (не более того), но ни о каких достижениях культуры, астрономии, философии и т. п. они понятия не имели. Не обучали их и никаким ремеслам. Считалось, что воину все это не нужно.
  3. Отдать ребенка в спартанскую школу считалось большой честью для его родителей. Всякий полноправный гражданин Спарты обязан был сделать это. Лица, не являвшиеся гражданами Спарты, также стремились пристроить своих сыновей в спартанскую школу. Если ребенок ее успешно заканчивал и становился воином, он тем самым он приобретал право на спартанское гражданство. Кроме того, всякий родитель, чей сын обучался в спартанской школе, получал от государства разнообразные привилегии: земельный надел, рабов, деньги.
  4. Спартанская система воспитания имела ясный практический смысл. Никто не рисковал вступать со спартанцами в бой. Воины Спарты считались непобедимыми. Мало того, что они были обучены всем тонкостям военного мастерства, так они еще абсолютно не боялись смерти. С самых ранних лет им внушалось, что умереть в бою – это особая честь для спартанца. Собственно к тому их и готовили. По сути, спартанские воины были смертниками. Тех, кто дожил до старости и не погиб, никто не уважал, несмотря ни на какие заслуги. Зато погибшие удостаивались особой чести – отдельной могилы с пышным надгробьем.

Подробнее о спартанской системе воспитания

Как воспитывали мальчиков в Древней СпартеНо в чем же были особенности спартанского воспитания? Рассмотрим их подробнее.

  1. Каждого новорожденного мальчика его отец обязан был показать старейшинам. Те его внимательно осматривали. Если младенец родился хилым, больным или с какими-то изъянами, старейшины приказывали отцу выбросить дитя в специальную яму. Ослушаться старейшин отец не имел права, да, в общем, никому это не приходило в голову. Таковы были спартанские законы, и таковы были сами спартанцы. Много ли новорожденных мальчиков отбраковывалось таким образом? Да, много. Исторические источники утверждают, что больше половины.
  2. Те, кому было даровано право на жизнь, с самого раннего детства жили в исключительно суровых условиях. Никаких мягких постелей и материнских ласк! Ребенок спал на жестком ложе, а мать нужна была лишь для того, чтобы младенца покормить. Когда мальчик подрастал, мать в его воспитании не участвовала вообще.
  3. Когда мальчику исполнялось 7 лет, его забирали из семьи и отдавали в спартанскую школу. По сути, такие школы были воинскими казармами. Жизнь там была исключительно трудной:
  • ранние подъемы, поздние отбои, муштра, тяжелые физические упражнения, владение всеми видами оружия – все это являлось непременными условиями обучения;
  • мальчики обязаны были постоянно между собой драться – правда, голыми руками, без применения оружия. Отказаться от драки было невозможно – отказавшегося жестоко избивали кнутом. Равно как и проигравшего в драке;
  • спорить с воспитателями (они же надзиратели) было немыслимо. Любого спорщика надзиратель жестоко избивал, а затем его избивал еще и отец;
  • получивших увечья в драке никто не лечил, поэтому многие ученики умирали от ран;
  • одевали учеников исключительно скудно – лишь в тонкий плащ. Никакой обуви не было, дети все время ходили босыми.
  1. Как воспитывали мальчиков и девочек в Древней СпартеКормили в спартанских школах просто ужасно. По свидетельству современников, основным блюдом мальчишек-спартанцев была похлебка, сваренная с добавлением крови животных, уксуса и соли. Мяса в ней почти не было. Если ученик не наедался (а так оно постоянно и было), то он:
  • мог пойти на охоту и добыть дичь. Добытое мясо делилось на всех, но сам охотник получал дополнительную порцию;
  • другим способом добычи еды было воровство – причем, спартанские педагоги это всячески поощряли. Но – при этом ребенок не должен был попадаться. Если он попадался, надзиратели его избивали и на несколько дней лишали какой бы то ни было пищи вообще;
  • распространенный спартанский педагогический прием – битва мальчиков за еду. В центре круга клали кусок сыра, и каждый из воспитанников должен был стараться добраться до него первым – любыми способами. Отказаться от участия в таком «уроке» было нельзя – отказников избивали. Подгоняли плетьми и тех, кто не проявлял особого усердия в сражении за сыр. Для взрослых спартанцев это было веселым зрелищем, на него обыкновенно собирались целые толпы.
  1. Теоретическое обучение в спартанских школах также было своеобразным:
  • читать и писать учеников учили по минимуму – о чем, собственно, уже говорилось;
  • начиная с 15 лет, подростков учили пению и танцам. Песни были военными и строевыми, а танцы – ритуальными, помогающим настроиться на сражение с врагом.
  1. что такое спартанское воспитаниеТипичный урок в спартанской школе заключался в следующем. Надзиратель рассаживал детей и задавал им всяческие каверзные вопросы. Естественно, не о науках, а на различные житейские темы. Ученик должен был отвечать быстро, четко, коротко и правильно – как и подобает воину. Если надзирателю не нравился ответ, он бил ученика палкой по пальцам. А вот если начальнику надзирателя (директору спартанской школы) не нравилось, как надзиратель ведет урок, то уже сам надзиратель получал палок по своим пальцам.
  2. А еще – юных спартанцев с ранних лет учили убивать. Если ученики убивали друг друга, это считалось чем-то вроде непроизводительных затрат (хотя, конечно, нередко случалось и такое). Поэтому спартанские «школяры» тренировались на рабах (их в Спарте называли илотами). К рабам отношение у спартанцев было исключительно бесчеловечным и жестоким. Так вот: юным воинам-спартанцам выдавались кинжалы и оглашалось задание – убить столько-то илотов. За невыполнение задания следовало жестокое наказание. Разумеется, несчастных рабов убивали – любыми способами и во множестве. Это в Спарте считалось в порядке вещей: воин должен уметь убивать, а чтобы научиться такому умению, необходима практика.


Понятно, что в результате такого обучения из спартанских мальчишек вырастали воины – жестокие, не рассуждающие, не боящиеся боли и смерти, похожие больше на фантастических киборгов, чем на людей.

Кстати: им разрешали жениться, но исключительно затем, чтобы произвести потомство. Ни о какой нормальной семейной жизни не могло быть и речи.

Как воспитывали в Спарте девочек

Об этом история почти ничего не упоминает. Известно лишь, что они до замужества жили дома. Спартанские девочки также должны были заниматься всяческими физическими упражнениями, чтобы быть здоровыми и в положенное время родить воина (а лучше – нескольких воинов). Отбраковывали ли новорожденных девочек, как мальчиков? Скорее всего, нет. Учили ли девочек грамоте, ремеслам и умению вести хозяйство? Да. Если спартанская женщина умирала во время родов, ее хоронили с особыми почестями – как павшего в бою воина-мужчину. То есть, никакого угнетения по половому признаку в Древней Спарте, похоже, не было. Как говорится, и на том спасибо.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!
Добавить комментарий

  1. Татьяна

    Да, помню еще со школы все это почти… но, — «…с девятого по седьмой век до нашей эры…» По последним исследованиям наших альтернативных историков — греческая цивилизация совокупно со Спартой, существовали намного позже… Я вот тоже в раздумьях… столько подробностей, больше даже чем о жизни Христа, который, в свою очередь, жил горазда позже населения Спарты… Есть над чем подумать…