На вопрос, что значит самостоятельный ребенок, многие родители ответят, что это тот малыш, который умеет сам одеваться, умываться, кушать, выходить один на прогулку во двор… В общем, тот, который умеет самостоятельно ухаживать за собой и владеет определенными навыками. А как насчет того, чтобы еще и уметь самостоятельно себя развлечь? Почему-то этот пункт всегда забывается родителями. А ведь без него ребенка ну никак нельзя назвать самостоятельным!
Давайте поговорим на тему того, как можно приучить малыша развлекать себя самому и для чего это вообще нужно.
Лучшее в телеграм: посмотреть
Для чего нужна самостоятельность в играх и занятиях
Дети очень быстро всему учатся. И прививать ребенку навыки самостоятельности нужно с самого раннего возраста. Чем раньше родители начнут учить ребенка кушать ложкой, засыпать без посторонней помощи и одеваться, тем естественней и быстрее будет проходить процесс приучения его к самостоятельности. В садик деток отдают сейчас рано – еще до трех лет, и к этому времени желательно, чтобы малыш уже многое умел делать. Все родители это понимают, и поэтому акцент в обучении самостоятельности делается именно на том, чтобы приучить ребенка к навыкам самообслуживания. И на этом – все…
А что потом? Ну, умеет он кушать ложкой и надевать носочки и штанишки. После этого он ходит как неприкаянное привидение по дому, выдумывает разные опасные для своего здоровья и жизни занятия или же вообще сидит и смотрит целыми днями мультики. В чем тут самостоятельность? А в садике? Там, конечно, есть воспитатель, который обязан организовывать с детьми занятия и игры. Но ведь не все восемь-девять часов подряд! В детском саду предусмотрены и часы для самостоятельных игр и занятий. Дети в это время развлекают себя сами – кто во что горазд.
И вот тут-то и случаются разные казусы. Дети, которые не очень любят коллективные игры (а происходит это по разным причинам), начинают бездельно слоняться по группе или по детсадовскому участку во время прогулки. Вот тогда-то в их детских головках и возникают разные идеи о побегах домой или как помешать играть другим детям. В общем, ребенок начинает, что называется, «маяться дурью». А все почему? А потому, что он не умеет себя занять ничем полезным, не умеет развлечь себя самостоятельно.
А ведь впереди – школа с ее занятиями, уроками, заданиями, которые ребенок должен будет выполнять сам, без помощи взрослых и без поддержки друзей. И вообще самостоятельность – это не только умение себя обслужить, это еще и творческое мышление, творческая работа по саморазвитию и самообразованию. Не научи ребенка этому навыку – и все! Не получится из него личности. Будет лишь безвольный винтик, готовый выполнять четкие инструкции и указания. Ведь если все станут работать только по указке, то не будет никакого прогресса в развитии человечества. Разве не это мы сегодня наблюдаем? Большинство чиновников на местах не умеют мыслить критически, не способны организовывать работу в ведомствах и проявлять самостоятельную инициативу. Ждут указаний сверху. Ребенок, которого не научили в свое время самостоятельно принимать решения и выполнять задуманное, обречен стать вот таким, зависимым от мнения и указки других взрослым.
Ну да Бог с ними, с чиновниками. Наши дети сейчас в большинстве своем инфантильны не столько из-за гаджетов, сколько потому, что не умеют мыслить и творить самостоятельно. Именно в такой последовательности – сначала мыслить, то есть, что-то придумать интересное, а потом уже творить – создавать что-то своими руками. Вот и маются детки от своего неумения, потому и сидят бездумно в планшетах и айфонах.
Как приучить ребенка самому развлекать себя
Кстати, хочу еще добавить – не просто развлекать, а с пользой. С тем, чтобы развивать навык самостоятельного творчества, видеть в нем потенциал и уметь извлечь из своего развлечения выгоду. Нет, не материальную выгоду. Какие уж тут финансы – в самостоятельной игре?! А выгоду для развития интеллекта и своих способностей.
С какого возраста начать приучать ребенка к самостоятельным играм? Я бы посоветовала начать с полугода. В это время связь малыша с мамой еще очень сильная, но в то же время ребенок начинает проявлять интерес к другим людям и к окружающим его предметам. Вот тут-то маме и нужно начать приучать малыша к своему отсутствию. Мы ведь понимаем, что рано или поздно нам, мамам, придется приучить малыша к дистанции. Поэтому лучше начать этот процесс пораньше. Дайте возможность ребенку понять, что свет на маме клином не сошелся, и в мире есть много других очень интересных и занимательных вещей. Каким образом поступать, и какие шаги предпринять для приучения малыша к самостоятельным играм?
- Если мама видит, что малыш заинтересовался какой-то игрушкой или предметом, то ей лучше всего оставить ребенка на какое-то время в покое и отойти от него на несколько шагов. Не стоит сразу пропадать со всех «радаров» (и визуальных, и слуховых) ребенка. Вполне достаточно на первых порах просто уйти из зоны его видимости. Когда ребенку надоест играть одному, он позовет мамочку.
- Но, опять же, есть ли смысл бежать к чаду по первому его зову? Может, он просто проверяет, далеко ли от него мама. Не спешите появляться возле малыша сразу. Просто откликнитесь на его зов и успокойте, дав понять, что вы рядом, даже если он вас не видит. Если малыш продолжит игру, то тем более нет смысла быть рядом с ним в этот момент.
- Постепенное приучение малыша к мысли, что он находится в безопасности и может изучать мир вокруг себя спокойно и без страха, что мама его покинет, к годовалому возрасту станет естественным для ребенка. Он уже будет уверен, что такое мамино поведение нормально, и не будет настаивать на ее постоянном присутствии возле него. Да и мама вполне спокойно сможет заниматься домашними делами.
- К двум годам малыш должен уметь не просто играть самостоятельно, но и придумывать что-то свое. Для этого нужны определенные условия. То есть, мама должна создать для малыша не только безопасную зону на время самостоятельных игр, но и обеспечить его определенным материалом – развивающими играми и игрушками, бумагой и карандашами, книжками. Конечно же, не стоит оставлять ребенка одного с играми, предполагающими мелкие предметы, с красками или пластилином.
- Никогда не давайте малышу сразу много разных игрушек. Он просто не сможет их объединить в единое целое во время игры и только раскидает. Но вот если давать ребенку каждый раз что-то новое и интересное для него (можно дать и уже подзабытое старое), то он будет с удовольствием играть и придумывать для игр новые сюжеты. А это значит, что детки в самостоятельных играх будут развивать воображение, моторику, память.
Постепенно увеличивайте время самостоятельных игр. Если в полгода малыша оставляли одного буквально на 5-10 минут, то к двум годам ребенка запросто можно оставлять одного в комнате и на 30-35 минут.
Как вести себя родителям на период приучения ребенка к самостоятельности
- Главное – не придавайте всему больше значения, чем должно. Некоторые мамы очень уж волнуются, когда приходит время оставлять своих чад одних в комнате. Не зачем так переживать? Ведь вы же рядом! И кстати, дети очень даже чувствуют состояние мамы в такие моменты. Ага, думают они, если мамочка так волнуется и боится за меня, значит, мне грозит какая-то опасность и значит, мне не стоит отпускать ее дальше, чем на три шага от себя. И что в итоге? Мама выходит, извините, в туалет, а ребенок устраивает такую истерику! Так что будьте спокойны на всех этапах приучения и все у вас получится.
- Дайте малышу больше свободы. Не стоит подглядывать за ним каждые три минуты и проверять, чем он там занят. Ребенок обязательно это заметит и воспримет ваши подсматривания как беспокойство за него. А раз так, то… Смотрите пункт первый. Лучше всего будет просто заранее обеспечить ему безопасное место для игр и проинструктировать его, что не нужно делать во время игры и каковы будут последствия непослушания.
- Обратите внимание на интересы своего ребенка. Если он будет развлекать себя тем, что ему по-настоящему интересно, а не тем, что ему навязали, то мамочка и сама будет спокойна. Она точно будет знать, что ее дитя увлеченно игрой или занятием и не станет безобразничать.
- Дети очень любят подражать взрослым. Лучшего предлога для новой игры не найти. Если мама занимается каким-то делом по хозяйству, то пусть она привлечет к нему и ребенка. Практически все малыши любят помогать маме и вытирать пыль, мыть пол, складывать белье в машинку для стирки. Вот и воспользуйтесь ситуацией – приучите малыша к новым играм.
- Развивайте воображение ребенка, и когда бываете с ним рядом, постоянно рассказывайте что-нибудь интересное и познавательное, читайте ему книги. Придет время для самостоятельных игр и малыш вспомнит все, что ему рассказывали, и захочет применить эти фантазии в своих играх.
И еще – поощряйте малыша за самостоятельность в играх и занятиях. Это не значит, что ребенку нужно каждую неделю покупать новую игрушку. Поощрение может быть разным. Например, пойти с чадом в игровой центр или вместе посмотреть новый мультфильм. Главное – быть всегда рядом с ребенком. Рядом в смысле не расстояния, а внутреннего контакта и взаимопонимания.