Как научить ребенка сочинять стихи

Как научить ребенка сочинять стихи 1 Воспитание

В сегодняшней статье поговорим о том, как научить ребенка сочинять стихи. Разумеется, затронем также вопрос, нужно это детям, а если нужно, то зачем. Скажем также, какую пользу поэтические упражнения приносят ребенку.

Поэзия в жизни человека

Можно сказать, что человек и поэзия неразрывно связаны между собой. Так было всегда, во все века. В каких бы трудных условиях ни жил человек, он всегда стремился осознать окружающий мир с помощью поэзии. Поэзия – это особый, образный взгляд на окружающую действительность: на природу и природные явления, на себя и на другого человека, на свои и чужие чувства. Это если говорить в общем. А вот из каких частностей и моментов складывается поэзия?

Лучшее в телеграм: посмотреть

  1. Если человек говорит в рифму, или даже не в рифму, а строит свои фразы особым ритмичным способом – это, безусловно, можно считать поэзией. Даже если при этом рифмованные слова и строки нигде не записываются. Записывать – не главное. Любой филолог скажет, что большая часть поэзии – от самых древних времен и до нынешней поры – это устная поэзия.
  2. Образцы устной поэзии знает каждый. Это народные песни, поговорки, частушки, прибаутки и т. д. Это сейчас они все записаны и занесены в анналы, чтобы их не забыть, а до этого долгие века они ходили по миру исключительно в устном виде и передавались из уст в уста и от поколения к поколению.
  3. Если человек пытается мыслить образно, сравнивая одни предмет с другим и одно чувство или явление с другим чувством и явлением – это тоже поэзия. Возьмем, к примеру, такое известное выражение: «Ветерок к нам летит на крыльях». Всем известно, что у ветра нет никаких крыльев, и он не летит, а дует – а все равно это выражение всем понятно. Вот это и есть образность мышления. Таких примеров каждый человек может вспомнить или придумать самостоятельно сколько угодно. Из чего следует вывод, что все мы мыслим поэтическим образом, сами того не замечая.Как научить ребенка сочинять стихи 2
  4. Человек старается заглянуть в свою душу или в душу другого человека. И – сообщить, что он там увидел. А как это можно сообщить? Только с помощью поэзии, то есть посредством каких-то особых, образных выражений. Больше – никак.
  5. Человек хочет выразить свое отношение к миру, в котором он живет. Опять же, никак иначе, как с помощью сравнений и эпитетов, это выразить невозможно. Простейший пример. Ребенок говорит: «Моя мама – лучше всех». Это – поэзия, потому что здесь присутствует и сравнение, и эпитет, и отношение одного человека к другому человеку, и выводы, и эмоции.
  6. Кстати, об эмоциях. Человек не может выражать свои чувства и мысли без эмоций. Эмоции – это тоже поэзия. Даже если человек устал, он чем-то расстроен и говорит: «Сегодня по мне будто танк проехал!» Если разобраться, то и такое выражение – сплошь поэзия. В нем присутствует и образность, и эмоциональность, и попытка заглянуть в собственную душу, и сделать выводы.

Все это говорит о том, что без поэзии человек просто не смог бы существовать, что человек – существо поэтическое, что хочет того человек или не хочет, а все равно в течение всей жизни он изъясняется и мыслит стихами. Так он устроен.

Зачем нужна поэзия ребенку

Частично мы уже ответили на этот вопрос выше. Остается лишь внести дополнительные штрихи. Итак, что дает поэзия маленькому человечку?

  1. Каждый ребенок рождается на свет с поэтическим даром в душе. Именно это свойство помогает ребенку понять мир, в который он пришел, и понять себя в этом мире.
  2. С помощью поэзии малыш учится мыслить. «Теплое солнышко», «днем светло», «ночью темно», «добрая мама», «пушистый котенок» и неисчислимое множество других явлений и предметов, окружающих малыша с самого рождения – все это никак невозможно осмыслить без помощи поэзии. Ведь во всех приведенных выше элементарных выражениях в той или иной мере присутствует поэзия: и в «доброй маме», и в «пушистом котенке», и т. д.
  3. Поэзия помогает ребенку мыслить отвлеченно и образно. Между понятием «просто мыслить» и «мыслить образно» есть немалая разница. Мыслить просто – это мыслить конкретными категориями типа «я встал», «камень упал», «машина поехала» и т. д. Мыслить отвлеченно и образно – это совершенно другое. Возьмем, к примеру, классический образец поэзии – детскую считалочку «Сорока-ворона деткам кашку варила…» Знаете такую? Нет, пожалуй, такого ребенка, который бы не повторял ее с удовольствием и не считал бы на своих пальчиках, кому мама-сорока дала кашки, а кому не дала. А почему все дети ее так любят? А потому, что это поэтическое произведение помогает ребенку взглянуть на ситуацию со стороны, оценить поступки героев сюжета, и, кроме того, почувствовать красоту слова и впервые прикоснуться к такому поэтическому понятию как образность выражений. По сути, этот незатейливый стишок – маленькая поэтическая пьеска, в которой ребенок и участник, и режиссер, и зритель, и ценитель. Вот это и есть отвлеченность и образность мышления. Или, иначе говоря, творчество.Как научить ребенка сочинять стихи 3
  4. Кстати, о творчестве. Поэзия всегда развивает в человеке творческое начало. Причем – только поэзия, и ничего более. Даже – если человек занимается далекими от поэзии вещами. Например, решает алгебраические уравнения. Есть такое устойчивое выражение «поэзия цифр». То есть, в первую очередь здесь поэзия, а уже потом – цифры и формулы. Немало и других похожих образных выражений, которые слышал каждый человек: «поэзия труда», «поэзия природы», «поэзия чувств» и т. д. Везде сплошь поэзия! Причем – на первом месте!
  5. Поэзия – это красота. Это красота отдельного слова, красота фразы, красота сравнения, красота образа, красота чувства. Чтобы расти полноценным, ребенок должен понимать и чувствовать красоту. И, конечно, ее творить. Как это можно сделать без поэзии, если все сплошь в мире – поэзия?

Как приобщить ребенка к поэзии

Уточним: речь здесь идет вовсе не о том, чтобы непременно научить ребенка сочинять стихи в том виде, в котором все мы привыкли их видеть и читать. Вопрос здесь надо ставить шире – как приобщить ребенка к поэзии, чтобы он мог ее видеть, слышать, чувствовать, мыслить поэтическими образами, понимать красоту во всех смыслах этого понятия. А стихи – что? Если захочет – то пускай сочиняет. А не захочет – и не надо. Главное – поэзия внутри человека, а не снаружи.

Конечно, кто-то возразит в том смысле, что для чего, мол, приобщать ребенка к поэзии, если выше говорилось, что он уже рождается с поэтическим даром? Так-то оно так, да только этот дар, если его не развивать, очень скоро зачахнет в ребенке, и тогда из него вырастет… в общем, и без пояснений понятно, во что превратится ребенок. Развивать же поэтический дар и поэтическое видение мира умеет каждый нормальный родитель – буквально-таки на инстинктивном и интуитивном уровне. Приведем несколько примеров таких родительских усилий.

  1. С самых первых дней с малышом время от времени нужно общаться с помощью стихов. Примеров такой поэзии – превеликое множество. Это и колыбельные песенки, и считалочки, и поговорки, и просто рифмованные слова. Конечно, кроха, пока не подрастет, не будет понимать смысла песенок, считалочек и рифм, но этого и не надо. Зато – он будет ощущать их ритм, а ритм – это важнейшая и незаменимая составная часть поэзии.
  2. Когда ребенок подрастет и станет понимать смысл слов, ему надо читать простые детские стишки. А лучше – читать и показывать соответствующие картинки. Когда малыш слышит и одновременно видит то, что слышит, у него вырабатывается образность мышления.
  3. Читать стихи нужно не всякие, а такие, которые ребенок сможет понять. То есть, стихи с сюжетом, а не с отвлеченными рассуждениями. Сюжет должен быть простенький.
  4. Еще одно очень важное требование к сюжету – он должен вызывать у ребенка эмоции и чувства. Конечно, не страх, не разочарование и не злость, а сострадание, доброту, любовь. Так что, уважаемые родители, следите за репертуаром.
  5. Играйте с ребенком в поэзию. Суть игры очень проста, но пользы от нее – не счесть. Гуляя с малышом, придумывайте совместно рифмы к увиденным предметам или явлениям. Например: «кот – живот», «ветка – сетка», «ворона – корона» и т. д. Это очень увлекательное занятие, и многие малыши играют в такую игру с удовольствием. Кроме удовольствия, малыш таким образом научится понимать красоту и гармонию слова.
  6. С детьми старшего возраста, помимо рифм, можно поиграть в другую поэтическую игру. Например, придумать сравнение к увиденному предмету, погодному явлению или поступку встречного человека или животного. Например: «солнце круглое, как мячик», «ветер тихий и добрый», «собака тявкает как заводная» и т. д. Таким способом ребенок научится мыслить образно и творчески.
  7. Когда ребенок станет уже совсем большим, подбирайте ему поэтический репертуар. Только не надо заставлять сына или дочь читать стихи насильно. Настоящую радость от поэзии человек получает лишь тогда, когда читает или декламирует, или слушает стихи по собственному желанию.

В общем, изо всех сил старайтесь привить ребенку любовь к поэзии. Конечно, для этого ее нужно любить самим. Но это уже отдельный разговор.

Поделиться с друзьями

Я – журналистка и писательница (в то числе сказок и стихов для детей). Долгие годы работала частной няней. Кроме того, я сама мама троих детей. Хотелось бы поделиться с читателями и читательницами размышлениями и впечатлениями от общения с мальчишками и девчонками. Что-то вроде размышлений и наблюдений в духе «няни Мэри Поппинс». Буду рада, если они вызовут отклик в ваших сердцах.

Оцените автора
Мама может всё!