Как научить детей не общаться с незнакомцами: 12 правил

Как научить детей не общаться с незнакомцами Воспитание

В статье «Куда пропадают дети» я уже затрагивала тему правил, которые помогут родителям научить детей не общаться с незнакомцами и вообще вести себя осторожно в опасных местах. Что это за опасные места? Сегодня это не только брошенные новостройки или темные подъезды и подворотни (хотя и они тоже), которых осталось не так уж и много.

Опасными являются даже обычные автостоянки, детские площадки, торговые центры и парки отдыха. Любое пространство, где взрослые оставляют ребенка одного, сегодня может представлять для него опасность. Поэтому научить детей правильно реагировать на чужих людей не повредит ни малышам, ни подросткам.

Лучшее в телеграм: посмотреть

Реалии наших дней

Знаете, дело даже не в том, что раньше – десять, двадцать, пятьдесят лет назад на улицах и в квартирах детям было намного безопасней, чем сегодня. Маньяки и шизофренические личности были всегда и в любом обществе. Но вот отношение простых людей к некоторым ситуациям сильно изменилась. Ребенка могут уводить в самых многолюдных и самых общественных местах, под самым носом у десятка взрослых, и никто не отреагирует на это. Вот что странно и страшно – равнодушие окружающих. Собственническое «не моего ведь ребенка» и «родители сами виноваты, что оставили без присмотра», сегодня являются не просто самооправданием своего бездействия, а попустительством, равнодушием и даже пособничеством такого явления как киднепинг.

Взрослым впору задуматься над проблемой и представить, что на месте чужого пропавшего ребенка может когда-нибудь оказаться его чадо, но… Редки те случаи, когда даже мужчины вмешиваются в подозрительные ситуации, возникающие и на детских площадках и возле супермаркетов.

Детей спокойно уводят и из квартир, и из машин, и прямо со двора, а взрослые предпочитают закрывать глаза. Поэтому родителям есть смысл научить ребенка правильно общаться с чужими людьми. Не пугать их некой фантомной личностью, которая крадет малышей, уводя их посулами подарить котенка или покатать на машине, а правильно реагировать на подобные ситуации. Страх не поможет ребенку трезвомысляще оценить всю опасность, страх сковывает мышление. А вот адекватная оценка чужих и своих действий поможет ему избежать опасности.

Когда нужно начинать говорить о «своих-чужих»

Уже в младенчестве ребенок четко знает, что самыми близкими для него взрослыми являются родители, братья и сестры, дедушки и бабушки. Со временем круг «своих» расширяется до дядь и теть, кузенов и кузин, соседей, друзей семьи и так далее. В три года малыш уже знаком со многими людьми. Сюда входят и его друзья по двору и детскому саду с родителями, и воспитатели-преподаватели-руководители кружков, тренер в бассейне… В общем, люди, которых он встречает и с которыми общается практически каждый день. Кто они – свои или все-таки чужие? С одной стороны – «свои», ведь ребенок их знает, но с другой стороны – «чужие», ведь они не относятся к членам его семьи.

Как научить детей не общаться с незнакомцами 2Хотя все дети знают, что взрослых нужно слушаться и делать то, что они требуют, это правило работает не всегда. Если кто-то незнакомый (или даже знакомый, но не входящий в семью) будет просить сделать малыша что-то вне привычного общения и в отсутствии мамы или папы, то ребенку следует отказаться и постараться отойти подальше от этого человека. Вот это и должны, прежде всего, разъяснить крохе родители.

Как дети должны вести себя с незнакомцами

Уроки безопасности не должны быть назидательными, они должны быть естественными, как чтение сказок или прививание определенных навыков. Ребенок только тогда поймет, как вести себя правильно с незнакомыми или малознакомыми людьми, когда ему это внушат на уровне правил поведения в обществе. Это как научить пользоваться вилкой и ножом или объяснить правила дорожного движения. Малыш должен знать, что от того, как он будет себя вести, зависит его безопасность и спокойствие родителей. Чтобы быть последовательным в своих запретах, родителям нужно внимательно следить за поведением ребенка и за своими действиями и словами.

  1. Когда мама или папа будут запрещать малознакомым тетям или дядям угощать малыша до 2-3 лет конфетами и требовать, чтобы дитя всякий раз спрашивало у них позволения принять сладости, то кроха четко усвоит одно – что-то брать у чужих нужно только с разрешения родителей.
  2. Если ребенку внушили в свое время, что уходить со двора одному или с кем-либо еще ни в коем случае нельзя без дозволения родителей, то он будет принимать это как данность. Научите малыша твердо говорить «нет» на просьбу пойти куда-нибудь с незнакомым или малознакомым человеком без разрешения родителей. Устраивайте крохе «экзамены» и на наглядных примерах показывайте ему, что нужно делать, чтобы не подвергать себя опасности.
  3. Когда родители видят, что ребенок разговаривает с незнакомым взрослым, они обязательно должны подозвать его к себе и поинтересоваться, почему он не спросил у них разрешения на этот разговор.
  4. Только родители устанавливают уровень безопасности для своего ребенка и говорят ему, с кем можно разговаривать, а с кем нет. Если малышу нужна помощь, он вправе сам обратиться к взрослому – если это работник охраны, полицейский, продавец, врач, родитель с ребенком. Но он должен избегать всяческих разговоров, если взрослый сам подошел к нему и начал с ним беседу или высказал какую-то просьбу. Это относится не только к незнакомым (малознакомым) мужчинам, но и к женщинам, старикам и детям.Как научить детей не общаться с незнакомцами 2
  5. Необходимо внушить ребенку, что уходить из детского сада, с детской площадки или откуда-либо еще с кем-то, кроме мамы или папы, если это не оговорено заранее, ни в коем случае нельзя. Даже если некто называет себя другом семьи или дальним родственником, даже если незнакомцу известно имя ребенка и имена мамы и папы.
  6. Разговаривать с чужими дядями и тетями нельзя, но если и говорить, то не подпускать незнакомца к себе на расстояние вытянутой руки. Если к ребенку делают шаг, он должен отступить, если настойчиво приближаются, то развернуться и убежать. В такой ситуации ребенку нужно найти взглядом человека, к которому можно подойти и попросить помощи. Это могут быть женщины с коляской, беременные, пожилые люди или папы с маленькими детьми.
  7. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенку разрешается кричать и звать на помощь, всячески отбрыкиваться от незнакомца, падать на землю, если тот тянет его за руку. Не все, конечно же, смогут закричать, но есть еще один способ привлечь внимание – это вцепиться во что-нибудь свободной рукой (пусть даже в ручку дверцы чужого авто). Главное – чтобы малыш не растерялся и совершал действия, которые покажут другим, что его уводят насильно.
  8. Малышам нужно четко внушить две вещи – родители никогда не пошлют к нему незнакомого человека, и обычный взрослый никогда просто так не станет просить помощи у ребенка.
  9. Если ребенок – школьник и у него есть сотовый для связи с родителями, он обязательно должен отзваниваться им и спрашивать разрешения на любое свое передвижение или докладывать, где он находится в данный момент. Попросите ребенка делать это обязательно, объяснив чаду, что так нужно не потому, что не доверяете ему, а чтобы не волноваться за его безопасность.
  10. Где бы ребенок не находился, он должен знать, куда ему следует вернуться в случае опасности. Если он вышел из дома, чтобы следовать в школу, на тренировку или магазин и не успел уйти далеко, он должен вернуться домой. Если он зашел в подъезд, а следом вошел незнакомец, то следует развернуться и выйти обратно на улицу и позвонить по сотовому родителям или соседям, чтобы вышли и встретили.
  11. У ребенка в телефоне всегда должны быть кнопки быстрого набора одного из родителей, скорой помощи, полиции и 911, чтобы он в случае опасности мог быстро связаться с нужными службами или с кем-то из родных.
  12. В случае с подростками требование спросить разрешения на какие-то действия смените на просьбу предупредить родителей о том, куда ребенок хочет направиться. Подростки не всегда предсказуемы в своих действиях и планах, поэтому лучше всего научить детей этого возраста не забывать сообщать, где они находятся и с кем проводят время.

Детей не нужно запугивать разными страшилками и делать из них шарахающихся от любого чужака неврастеников. Их нужно просто научить правильно общаться с незнакомцами. А это значит держать дистанцию, спрашивать разрешения на свои действия у родителей, уходить от опасности в любое безопасное (многолюдное) место и адекватно оценивать ситуацию.

Поделиться с друзьями

Я – журналистка и писательница (в то числе сказок и стихов для детей). Долгие годы работала частной няней. Кроме того, я сама мама троих детей. Хотелось бы поделиться с читателями и читательницами размышлениями и впечатлениями от общения с мальчишками и девчонками. Что-то вроде размышлений и наблюдений в духе «няни Мэри Поппинс». Буду рада, если они вызовут отклик в ваших сердцах.

Оцените автора
Мама может всё!