Как научить детей не общаться с незнакомцами: 12 правил

Как научить детей не общаться с незнакомцами Воспитание

В статье «Куда пропадают дети» я уже затрагивала тему правил, которые помогут родителям научить детей не общаться с незнакомцами и вообще вести себя осторожно в опасных местах. Что это за опасные места? Сегодня это не только брошенные новостройки или темные подъезды и подворотни (хотя и они тоже), которых осталось не так уж и много.

Опасными являются даже обычные автостоянки, детские площадки, торговые центры и парки отдыха. Любое пространство, где взрослые оставляют ребенка одного, сегодня может представлять для него опасность. Поэтому научить детей правильно реагировать на чужих людей не повредит ни малышам, ни подросткам.

Лучшее поделки и идеи в телеграм: посмотреть

Реалии наших дней

Знаете, дело даже не в том, что раньше – десять, двадцать, пятьдесят лет назад на улицах и в квартирах детям было намного безопасней, чем сегодня. Маньяки и шизофренические личности были всегда и в любом обществе. Но вот отношение простых людей к некоторым ситуациям сильно изменилась. Ребенка могут уводить в самых многолюдных и самых общественных местах, под самым носом у десятка взрослых, и никто не отреагирует на это. Вот что странно и страшно – равнодушие окружающих. Собственническое «не моего ведь ребенка» и «родители сами виноваты, что оставили без присмотра», сегодня являются не просто самооправданием своего бездействия, а попустительством, равнодушием и даже пособничеством такого явления как киднепинг.

Взрослым впору задуматься над проблемой и представить, что на месте чужого пропавшего ребенка может когда-нибудь оказаться его чадо, но… Редки те случаи, когда даже мужчины вмешиваются в подозрительные ситуации, возникающие и на детских площадках и возле супермаркетов.

Детей спокойно уводят и из квартир, и из машин, и прямо со двора, а взрослые предпочитают закрывать глаза. Поэтому родителям есть смысл научить ребенка правильно общаться с чужими людьми. Не пугать их некой фантомной личностью, которая крадет малышей, уводя их посулами подарить котенка или покатать на машине, а правильно реагировать на подобные ситуации. Страх не поможет ребенку трезвомысляще оценить всю опасность, страх сковывает мышление. А вот адекватная оценка чужих и своих действий поможет ему избежать опасности.

Когда нужно начинать говорить о «своих-чужих»

Уже в младенчестве ребенок четко знает, что самыми близкими для него взрослыми являются родители, братья и сестры, дедушки и бабушки. Со временем круг «своих» расширяется до дядь и теть, кузенов и кузин, соседей, друзей семьи и так далее. В три года малыш уже знаком со многими людьми. Сюда входят и его друзья по двору и детскому саду с родителями, и воспитатели-преподаватели-руководители кружков, тренер в бассейне… В общем, люди, которых он встречает и с которыми общается практически каждый день. Кто они – свои или все-таки чужие? С одной стороны – «свои», ведь ребенок их знает, но с другой стороны – «чужие», ведь они не относятся к членам его семьи.

Как научить детей не общаться с незнакомцами 2Хотя все дети знают, что взрослых нужно слушаться и делать то, что они требуют, это правило работает не всегда. Если кто-то незнакомый (или даже знакомый, но не входящий в семью) будет просить сделать малыша что-то вне привычного общения и в отсутствии мамы или папы, то ребенку следует отказаться и постараться отойти подальше от этого человека. Вот это и должны, прежде всего, разъяснить крохе родители.

Как дети должны вести себя с незнакомцами

Уроки безопасности не должны быть назидательными, они должны быть естественными, как чтение сказок или прививание определенных навыков. Ребенок только тогда поймет, как вести себя правильно с незнакомыми или малознакомыми людьми, когда ему это внушат на уровне правил поведения в обществе. Это как научить пользоваться вилкой и ножом или объяснить правила дорожного движения. Малыш должен знать, что от того, как он будет себя вести, зависит его безопасность и спокойствие родителей. Чтобы быть последовательным в своих запретах, родителям нужно внимательно следить за поведением ребенка и за своими действиями и словами.

  1. Когда мама или папа будут запрещать малознакомым тетям или дядям угощать малыша до 2-3 лет конфетами и требовать, чтобы дитя всякий раз спрашивало у них позволения принять сладости, то кроха четко усвоит одно – что-то брать у чужих нужно только с разрешения родителей.
  2. Если ребенку внушили в свое время, что уходить со двора одному или с кем-либо еще ни в коем случае нельзя без дозволения родителей, то он будет принимать это как данность. Научите малыша твердо говорить «нет» на просьбу пойти куда-нибудь с незнакомым или малознакомым человеком без разрешения родителей. Устраивайте крохе «экзамены» и на наглядных примерах показывайте ему, что нужно делать, чтобы не подвергать себя опасности.
  3. Когда родители видят, что ребенок разговаривает с незнакомым взрослым, они обязательно должны подозвать его к себе и поинтересоваться, почему он не спросил у них разрешения на этот разговор.
  4. Только родители устанавливают уровень безопасности для своего ребенка и говорят ему, с кем можно разговаривать, а с кем нет. Если малышу нужна помощь, он вправе сам обратиться к взрослому – если это работник охраны, полицейский, продавец, врач, родитель с ребенком. Но он должен избегать всяческих разговоров, если взрослый сам подошел к нему и начал с ним беседу или высказал какую-то просьбу. Это относится не только к незнакомым (малознакомым) мужчинам, но и к женщинам, старикам и детям.Как научить детей не общаться с незнакомцами 2
  5. Необходимо внушить ребенку, что уходить из детского сада, с детской площадки или откуда-либо еще с кем-то, кроме мамы или папы, если это не оговорено заранее, ни в коем случае нельзя. Даже если некто называет себя другом семьи или дальним родственником, даже если незнакомцу известно имя ребенка и имена мамы и папы.
  6. Разговаривать с чужими дядями и тетями нельзя, но если и говорить, то не подпускать незнакомца к себе на расстояние вытянутой руки. Если к ребенку делают шаг, он должен отступить, если настойчиво приближаются, то развернуться и убежать. В такой ситуации ребенку нужно найти взглядом человека, к которому можно подойти и попросить помощи. Это могут быть женщины с коляской, беременные, пожилые люди или папы с маленькими детьми.
  7. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенку разрешается кричать и звать на помощь, всячески отбрыкиваться от незнакомца, падать на землю, если тот тянет его за руку. Не все, конечно же, смогут закричать, но есть еще один способ привлечь внимание – это вцепиться во что-нибудь свободной рукой (пусть даже в ручку дверцы чужого авто). Главное – чтобы малыш не растерялся и совершал действия, которые покажут другим, что его уводят насильно.
  8. Малышам нужно четко внушить две вещи – родители никогда не пошлют к нему незнакомого человека, и обычный взрослый никогда просто так не станет просить помощи у ребенка.
  9. Если ребенок – школьник и у него есть сотовый для связи с родителями, он обязательно должен отзваниваться им и спрашивать разрешения на любое свое передвижение или докладывать, где он находится в данный момент. Попросите ребенка делать это обязательно, объяснив чаду, что так нужно не потому, что не доверяете ему, а чтобы не волноваться за его безопасность.
  10. Где бы ребенок не находился, он должен знать, куда ему следует вернуться в случае опасности. Если он вышел из дома, чтобы следовать в школу, на тренировку или магазин и не успел уйти далеко, он должен вернуться домой. Если он зашел в подъезд, а следом вошел незнакомец, то следует развернуться и выйти обратно на улицу и позвонить по сотовому родителям или соседям, чтобы вышли и встретили.
  11. У ребенка в телефоне всегда должны быть кнопки быстрого набора одного из родителей, скорой помощи, полиции и 911, чтобы он в случае опасности мог быстро связаться с нужными службами или с кем-то из родных.
  12. В случае с подростками требование спросить разрешения на какие-то действия смените на просьбу предупредить родителей о том, куда ребенок хочет направиться. Подростки не всегда предсказуемы в своих действиях и планах, поэтому лучше всего научить детей этого возраста не забывать сообщать, где они находятся и с кем проводят время.

Детей не нужно запугивать разными страшилками и делать из них шарахающихся от любого чужака неврастеников. Их нужно просто научить правильно общаться с незнакомцами. А это значит держать дистанцию, спрашивать разрешения на свои действия у родителей, уходить от опасности в любое безопасное (многолюдное) место и адекватно оценивать ситуацию.

Поделиться с друзьями

Я – журналистка и писательница (в то числе сказок и стихов для детей). Долгие годы работала частной няней. Кроме того, я сама мама троих детей. Хотелось бы поделиться с читателями и читательницами размышлениями и впечатлениями от общения с мальчишками и девчонками. Что-то вроде размышлений и наблюдений в духе «няни Мэри Поппинс». Буду рада, если они вызовут отклик в ваших сердцах.

Оцените автора
Мама может всё!