Как быстро выучить стихотворение ребенку – такой вопрос рано или поздно возникает у всех родителей. Чей-то малыш готовится к утреннику в детском саду, кому то надо приготовить домашнее задание… На этот счет имеется немало разработанных педагогами, детскими психологами и выстраданных самими родителями способов. Поговорим о них подробнее.
Для начала – выбираем стихотворение
Лучшее в телеграм: посмотреть
Конечно, так бывает не всегда. Например, если ребенку дано задание выучить какое-то конкретное стихотворение, то ничего не поделаешь – надо учить именно его. Во всех других случаях к выбору стихов необходимо подходить творчески и с учетом особенностей самого малыша. Особенности эти таковы:
- следует учитывать возраст ребенка. Чем он меньше, тем стихотворение должно быть проще;
- необходимо брать в расчет и индивидуальные особенности малыша: его интеллект, усидчивость, общительность. Для ребенка со спокойным характером лучше подобрать стихотворение с плавным ритмом, а непоседе, наоборот, лучше подойдет такой стишок, где ритм более энергичный;
- не надо забывать об особенностях детского мышления и мировосприятия. Дети мыслят конкретно, для них еще не доступно отвлеченное и образное мышление. Следовательно, выбирать нужно такой стишок, в котором много конкретики и действуют понятные ребенку персонажи. Так ему будет понятнее, о чем стихотворение, и он сможет его быстрее выучить;
- в любом случае следует подбирать стихи, содержащие много глаголов и имен существительных, то есть, динамичных. Их малыши запоминают легче;
- стихотворение должно быть рифмованным и небольшим по размеру. Это, опять же, поможет ребенку быстрее его выучить.
Как лучше и быстрее выучить стишок
Выбрав стихотворение, начинаем вместе с малышом его учить. Чтобы процесс происходил быстрее и закончился успешно, необходимо знать и помнить некоторые правила.
- Если малыш сам горит желанием выучить стишок, это замечательно. В любом другом случае для начала ребенку нужно объяснить, почему он должен выучить стихотворение, и какой он будет молодец и умница, если выучит.
- Затем следует приступить к самим стихам. Для начала взрослый должен лично прочитать их ребенку, причем, с выражением, чтобы малыш проникся красотой поэтических строк и образов. После этого нужно спросить, понимает ли он стихотворение, а если не понимает, то объяснить ему непонятные слова, строки и выражения.
- Попытайтесь с ребенком вообразить содержание произведения. Стихи, которые дети «видят», запоминаются ими гораздо успешнее.
- С этой же целью полезно будет нарисовать стихотворение: можно – одним рисунком, но лучше – изобразить каждый куплет отдельно.
- Полезно также «поиграть в театр», то есть, родителям вместе с малышом вообразить себя персонажами стихотворения и разыграть описанные в нем сцены. К примеру, пускай папа будет Дедом Морозом, мама – зеленой елочкой, а сынишка – трусишкой зайкой сереньким.
- Не надо стараться выучить все стихотворение целиком за один раз: для ребенка это тяжелый труд. Лучше разбить его на части. Сегодня – один куплет, завтра – другой и так далее.
- Очень важно использовать в процессе запоминания стихов эмоции самого ребенка. Пускай он радуется за героев, сопереживает им, даже плачет – все это пойдем ему на пользу. Так он научится любить окружающий мир, разовьет свою фантазию ну и, заодно, быстрее выучит стихотворение. Кстати: читать его наизусть малыш также должен как можно более эмоционально – по указанным выше причинам.
- Хороший прием – записать стихотворение на диктофон и периодически прокручивать запись в присутствии малыша. Вольно или невольно он станет повторять услышанные строки и, таким образом, незаметно выучит все стихотворение.
- Следует помнить, что повторение – мать учения, а поэтому периодически повторять с ребенком выученные куплеты.
- Полезно в этом случае самой маме (или папе) повторять куплет-другой или все произведение целиком, когда они будут купать ребенка или гулять с ним. Или, как вариант, рассказывать стихотворение, укладывая малыша спать.
- При заучивании необходимо делать перерывы на день-два, чтобы ребенок мог отдохнуть и отвлечься.
- Не надо откладывать изучение стихотворения на последний момент, а потом в спешке пытаться его выучить. Это будет нервировать и ребенка, и родителей. В итоге, скорее всего, стихотворение так и останется не выученным.
- Не следует заставлять малыша учить стихи насильно, когда он сам этого не хочет. Кроме детской истерики, ничего больше родители здесь не добьются. Учеба должна быть добровольной и охотной.
Зная и применяя на практике эти советы (а у каждого могут быть на этот счет и свои собственные правила), родители помогут своему ребенку выучить стихотворение, понять его и прочувствовать. В результате малыш станет развитие и умнее – на радость родителям и на пользу самому себе.