Игры на сплочение в лагере для детей – это куда как больше чем просто игры. Они предназначены не просто для развлечения и знакомства ребят между собой, а учат взаимодействовать в команде, находить компромиссные решения и общий язык со сверстниками, а также сплачивать ребят в отряде. Предлагаем родителям, вожатым и педагогам познакомиться с целой коллекцией игр на сплочение, которые порадуют ребят и помогут им быть «один за всех и все за одного»!
- Игры для детей младших отрядов (от 7 до 12 лет)
- Командная игра «Башня»
- Игра «Два зеркала»
- Игра на знакомство «Люди, домики, землетрясение»
- Игра для двух младших отрядов «Моргалки»
- Веселая игра «Клоун»
- Две похожие игры – «Фигуры» и «Квадрат, круг, треугольник»
- Игра «Покажи картинку»
- Игра «Ура, меня любят!»
- Игры на сплочение для подростков и детей старших отрядов (от 12 до 16 лет)
- Игра-пантомима «Зеркальное отражение»
- «Лавочки-гляделочки»
- «Имиджмейкеры» – игра для знакомства в отряде
- Веселая игра «Все на борт!»
- Командная игра «Передай предмет другому»
- Игра «Копилочка»
- «Гигантские шашки» – игра для двух отрядов
- Игра на доверие «Поводыри и слепцы»
Игры для детей младших отрядов (от 7 до 12 лет)
В летнем лагере собираются дети разных возрастов. Самым младшим обычно 7-12 лет (а некоторым и 6 лет!) и они входят в отряды младшей группы, для которых игры на сплочение – один из способов адаптации в лагере отдыха. Привык к своему отряду и вожатому, подружился со сверстниками – считай, что смена пройдет весело и интересно. Игр для этого возраста много не бывает, поэтому вожатым важно как можно больше разнообразить досуг своих подопечных. Ведь, как известно, – любая ролевая и командная игра сплачивает.
Лучшее в телеграм: посмотреть
Командная игра «Башня»
Вожатый должен разделить свой отряд на несколько небольших групп и приготовить следующие материалы:
- листы бумаги;
- скотч;
- скрепки;
- по два набора коктейльных соломок.
Количество материала не ограниченно, но для каждой команды одинаково. Задача каждой команды – выстроить из этих подручных материалов устойчивую башню.
Игра «Два зеркала»
Из отряда выбираются (по желанию) два участника, которые будут «зеркалами». Одно из них – немое – будет изъясняться только жестами и мимикой, а второе – эпитетами и ассоциациями. Ведущий становится к «зеркалам» лицом, а у него за спиной встает один из ребят из отряда. Чтобы угадать, кто стоит позади него, ведущий может обратиться за помощью к любому из зеркал. Но только к одному из них. Если игрок угадывает, то тот, кто стоит за ним, сам становится ведущим, а угадывающий встает на место одного из зеркал (по договоренности).
Игра на знакомство «Люди, домики, землетрясение»
В эту игру играют в самом начале лагерного сезона, когда детям в отряде нужно познакомиться друг с другом получше. Вожатый разбивает всех на тройки. Двое – держатся за руки и представляют собой «домики», а третий член маленькой команды – это «люди». Каждая тройка знакомится между собой, представляясь по имени.
Потом вожатый, выступающий в роли ведущего, громко произносит слово «люди». Все, кто находятся в центре «домика», должны поменяться местами и представиться уже в качестве жильца нового «домика». Когда ведущий говорит слово «домики», то быстро меняются местами игроки, представляющие «дом» и тоже представляются друг другу и жильцу. Если звучит команда «землетрясение», то распадаются уже все тройки, которые соединяются самопроизвольно в новые тройки и снова представляются друг другу.
Игра для двух младших отрядов «Моргалки»
Часто отряды в лагерях делятся на «мальчуковые» и «девчачьи». Нередко вожатые проводят совестные игры, чтобы познакомить ребят между собой поближе. «Моргалки» – одна из таких игр. Участников должно быть нечетное количество.
Образовываются два круга – внешний из мальчиков, внутренний – из девочек. Все встают лицом внутрь круга, при этом девочка должна стоять перед мальчишкой. Тот паренек, которому не хватило пары, встает внутрь круга и начинает медленно поворачиваться вокруг себя, глядя на девочек. Его задача – выбрать себе пару и быстро подмигнуть ей. Девочка же должна быстро отреагировать и так же быстро подбежать к стоящему в кругу мальчишке. Ее партнер из внешнего круга должен не дать ей сбежать. Проморгал и упустил девочку – вставай в круг и ищи себе пару.
Веселая игра «Клоун»
Отряд делится на две команды (можно играть в эту игру и двумя отрядами, каждая из которых – команда). Все становятся в ряд, и крайнему с ряда ребенку на нос надевают верхнюю часть спичечного коробка. Руки всех участников игры – за спиной. Задача команды – быстро передавая коробок с носа на нос, переместить его от начала цепочки в ее конец. Коробок упал? Начинайте заново. Выигрывает та команда, кто быстрее таким образом закончит игру.
Две похожие игры – «Фигуры» и «Квадрат, круг, треугольник»
Суть первой игры заключается в том, чтобы все ее участники выполняли команды, и с закрытыми глазами выстраивались в одну большую геометрическую фигуру, названную ведущим.
Во второй игре ребята делятся на несколько команд и сами решают, в какую геометрическую фигуру им выстроиться. Или вожатый говорит им, кем они будут – треугольником, квадратом или кругом. Затем все игроки внимательно слушают быстрые команды ведущего и так же быстро выполняют их.
Команды могут быть следующие:
- «круг» скачет на одной ноге;
- «треугольник» приседает;
- «квадрат» танцует;
- «круг» поет песенку;
- «треугольник» идет направо;
- «квадрат» становится буквой «А».
В общем, вожатый должен заранее определиться с заданиями. Команды должны отдаваться четко и быстро.
Игра «Покажи картинку»
В игре участвуют все ребята из отряда или даже из двух отрядов. Ведущий дает команду показать, например, гусеницу-сороконожку. Все участники игры при этом должны объединенными усилиями изобразить ее. Варианты заданий:
- поезд (электричка);
- любые буквы русского алфавита;
- Китайскую стену;
- диких поросят;
- людей в очереди;
- сказку «Белоснежка и семь гномов»;
- зрителей на футбольном матче.
Задания также должны быть продуманы заранее и записаны на листочке.
Игра «Ура, меня любят!»
Ребята встают в круг, повернувшись друг к другу лицом, и опускают головы вниз. Ведущий считает и на счет «три» или «пять» (как уж договоритесь), все игроки поднимают головы и стараются встретиться с кем-то из своих друзей взглядом. Как только у кого-то получается таким образом «зацепиться», они радостно кричат «Ура, меня любят!» и обнявшись, выходят из круга. Круг уменьшается и игра продолжается, пока не останется всего два человека.
На видео посмотрите еще несколько интересных игр на сплочение в коллективе
Игры на сплочение для подростков и детей старших отрядов (от 12 до 16 лет)
Игра-пантомима «Зеркальное отражение»
Из всех участников игры выбирают «человека», остальные играют роль «зеркал». Ведущий проходит вдоль ряда (или круга) участников, изображающих зеркала и производит определенные действия всем телом, руками, ногами или только мимикой, а тот, рядом с которым он останавливается, должен успеть вместе с ним повторить все его движения. Ведущий сменяется каждые 3-4 минуты. Во время игры каждое «зеркало» должно примерить на себя роль «человека».
«Лавочки-гляделочки»
В эту игру играют обычно две команды: одна – парни, другая – девушки. Задача игры – найти пару. Делается это таким образом:
- девочки загадывают кого-то из мальчишек себе в кавалеры. Каждая – только одного, и этот вопрос распределения решается у них между собой. Чтобы не было так, что две девчонки заняли одного мальчика;
- потом обе команды садятся на лавочки друг против друга и мальчики, глядя на девчат, стараются угадать, какая из них его «приглядела». Девочки, в свою очередь, пытаются сохранить нейтральное выражение лица. Нельзя улыбаться выбранному кавалеру или смотреть только на него;
- если парень определился и решил, что угадал с избранницей, он встает и, подойдя к девушке, топает одной ногой;
- в случае если он угадал, девочка просто хлопает в ладоши, встает, берет мальчика за руку и они уходят в сторону наблюдать за дальнейшей игрой.
Игра закончится, когда все пары найдут друг друга.
«Имиджмейкеры» – игра для знакомства в отряде
Новомодные словечки нынче в моде даже среди детей. Имиджмейкеры – это те, кто создает образ. Коллективная игра означает коллективное создание образа для каждого члена команды. Есть смысл сыграть в эту игру в средних и старших отрядах, для того чтобы ребенок-подросток, для которого важно мнение о нем других членов отряда, мог узнать его и определиться с тем, как себя вести в коллективе.
Ребята по желанию и по очереди выходят и встают перед сидящими членами отряда. Вожатый задает всем вопросы, которые должны отображать внутренний мир, поведение, характер, особенности внешности ребенка, о котором будут высказываться. Вот примеры таких вопросов.
- Какой образ и какие ассоциации у вас появляются, когда вы смотрите на этого человека?
- Какое время года лучше всего соответствует типу этого юноши или девушки?
- В какую эпоху можно поместить данного человека, в которой бы он чувствовал себя комфортно?
- Какой пейзаж лучше всего соответствует этому образу?
- Кем из исторических или литературных героев его можно представить?
- Что можно считать в его образе и характере положительным, а что отрицательным?
Недостатки образа можно обсудить отдельно, а затем коллективно придумать, как улучшить образ героя и сформировать ему положительный имидж.
Веселая игра «Все на борт!»
На улице отряд делится на команды, и ведущий распределяет среди этих команд возвышенности, находящиеся в зоне доступности отряда – скамейки, горки, стулья, пни, бревна и прочее, что можно считать возвышающимся над землей. По команде вожатого «Все на борт!» команды стараются занять отведенную для них возвышенность и любыми способами удержаться на ней. Даже если пень один, а игроков в команде больше трех, то нужно постараться встать так, чтобы всем оказаться на высоте и удержаться на ней хотя бы одну минуту.
Командная игра «Передай предмет другому»
Обычно такое мероприятие проходит веселей, если в игре участвуют смешанные команды из мальчишек и девчонок. Передавать друг другу можно любой предмет – от яблока или апельсина до мягкой игрушки или воздушного шарика. Условия игры – передача предмета без применения рук. В ход могут идти все остальные части тела: зубы, щеки, плечи, колени, животы, спины, но только не руки. Хотя иногда и допускается применение локтей. Побеждает команда, которая передаст предмет по цепочке от начала до конца быстрее и не уронит его.
Игра «Копилочка»
Эта игра помогает детям найти общий язык и научиться взаимодействовать внутри отряда, укрепляет дружбу и сотрудничество. Особенно эта игра нравится девочкам. Задача каждого игрока – собрать у себя как можно больше разных вещей, принадлежащих другому игроку. Выбрав предмет, участник должен убедить его хозяина в необходимости дать ему эту вещь, аргументируя свою просьбу необходимостью или каким-то иным способом. Запрещается отнимать вещи насильно или обманом и хитростью. Все должно быть честно и на добровольных началах.
Побеждает тот, у кого в конце дня будет самая большая коллекция чужих вещей. Вожатый же должен проследить потом, чтобы все вещи (особенно ценные) возвратились к своим хозяевам.
«Гигантские шашки» – игра для двух отрядов
Двое вожатых договариваются друг с другом сыграть в шашки. На асфальте иле земле очерчиваются квадраты «шахматной доски». Желающие быть шашками (12 человек) встают на свои места, а игроки и зрители становятся вокруг поля. Вожатые разыгрывают между собой, чей отряд будет белыми шашками, а чей черными. Затем игроки голосом подают команды «шашкам» на игровом поле куда ходить и кого «рубить», и те выполняют команду. Шашка, ставшая «дамкой», скрещивает руки на груди. Все правила игры соответствуют правилам настольных шашек. Зрители и вышедшие из игры «шашки» могут давать ведущему-игроку советы и подсказывать ходы.
Выигрывает отряд, чей цвет «шашек» остается на поле. Как и в настольной игре – возможна ничья.
Игра на доверие «Поводыри и слепцы»
Лучше всего играть в эту игру на улице. Ребятам предлагается разделиться на пары. Один в этой паре поводырь, а другой – слепец. Потом можно поменяться. Задача игры – «поводыри» должны провести своих «слепцов» по определенному маршруты с различными препятствиями. Направлять своих подопечных можно молча, только руками или с помощью команд и советов, но при этом не касаясь человека рукой. После игры обсудите с участниками, повысился ли у них уровень доверия к своему товарищу и насколько комфортно чувствовал себя «слепой», доверяя своему «поводырю».
Посмотрите на видео топ 10 игр, помогающих сплотиться.