Игры на расширение словарного запаса: от простых до сложных

Игры на расширение словарного запаса для детей Дети

Думаю, что со мной согласятся многие родители – игры на расширение словарного запаса необходимы всем детям. Чем богаче активный (тот, которым пользуются на практике) запас слов у ребенка, тем ему легче общаться с другими людьми и тем свободней и уверенней он будет себя чувствовать в обществе. Что же нужно делать, чтобы пополнить словарь малыша и дошкольника? Расскажу, что следует делать и в какие игры играть с детьми, начиная от самого их рождения до младшего школьного возраста.








От 0 до 2 лет

Наверное, многие мамы удивятся, что с такой крохой уже нужно заниматься, ведь дети в этом возрасте даже не умеют толком говорить. Но человечек растет и развивается, а значит, тот потенциал, который в него заложат в первый год жизни, будет фундаментом для дальнейшего построения его как личности. Это касается, в том числе, и речи.

Игры на расширение словарного запаса для малышейСегодня многие родителя уже поняли, что с крохой уже с самого рождения нужно разговаривать правильно. Это означает:
не сюсюкать, коверкая слова и интонацию. Например, не говорить вместо собака – «ав-ав», а вместо гулять – «гуленьки»;
не выражаться уменьшительно-ласкательными терминами типа: «Посмотри, какие игрушечки подарила нашему Витечке тетечка!».

Но эти правила общения с ребенком относятся только к повседневной речи, но никак не к литературной.

Деткам до года обязательно надо читать книжки. Конечно же, не про Карлсона или Алису, они их еще не поймут, но детские потешки, прибаутки, небольшие сказки, стихи, колыбельные. Это сильно помогает ребенку научиться слушать человеческую речь, узнавать новые слова, способствует тактильному и эмоциональному контакту крохи с мамой или с другим взрослым.

Кроме того, литературное чтение и потешки:

  • помогают развивать речь, мелкую и крупную моторику;
  • закладывают основу для подвижных и интеллектуальных игр;
  • развивают слух, в том числе и музыкальный;
  • способствуют развитию эмоций и чувству ритма.

Все детские стишки, потешки и прибаутки – это огромный кладезь народной мудрости, собранной веками. Они учат ребенка элементарным навыкам и правильному поведению, богаты разными словами и выражениями, которые дитя уже в таком возрасте впитывает легко и естественно, благодаря ритмичности стихов.

У меня была воспитанница, которая начала говорить, когда ей не было еще и года. И не просто отдельные слова «мама» или «дай», а сразу короткими предложениями – «мама, дай», «не хочу есть». Кстати, сегодня такие детки не такая уж редкость. Поэтому-то и стоит развивать речь ребенка не тогда, когда он станет говорить предложениями, а еще до того, как он вообще начнет говорить.

И самое главное обучение для ребенка в этом возрасте – это его постоянное общение с родителями и другими людьми. Чем больше мы говорим с малышом, чем чаще общаемся с ним, проговаривая вслух все свои и его действия, называя ему предметы и вещи, тем быстрее его словарь пополняется новыми словами и образами.

Игры на словарный запас от 2 до 4 лет

В два года малыш уже имеет определенный опыт общения и со взрослыми людьми, и со сверстниками. Многих деток уже в 2,5 года отдают в садик, где они учатся общаться в коллективе. И сложно придется тому малышу, который не сможет двух слов связать, чтобы объяснить воспитателю или другому ребенку, что он хочет или чего не хочет. Поэтому научите ребенка не бояться говорить с чужими людьми. Малыш будет чувствовать себя уверенней, если он будет знать, что нужно сказать и как озвучить свою просьбу.

Игры на расширение словарного запаса для детей в 3 годаНачните тренировку задолго до детского сада. Если кроха хочет, чтобы ему что-то дали, он должен знать, как озвучить просьбу. Возьмите в руки игрушку малыша, и пусть она «попросит» его дать ей попить или укусить печенье или… в общем, все что угодно. Не забывайте говорить слово «пожалуйста», это научит кроху быть вежливым. Затем научите малыша просить свою игрушку (или маму с папой) об одолжении.

Игрушки (особенно любимые) в принципе очень хорошо подходят, чтобы учить малыша развивать речь и обогащать словарный запас. Каждый раз выбирайте новую тему для игры. Это могут быть:

  • покупки в магазине. Перечисляем все, что нужно купить из еды или из одежды;
  • прогулки по парку. Рассказываем, что видим, прогуливаясь по аллее;
  • приготовление еды для всей семьи. Спрашиваем игрушку, что она желает съесть на ужин. Варим суп или делаем салат – проговариваем, что кладем в кастрюльку.
  • соборы в гости, или в садик, или на прогулку. Нужно перечислить всю одежду, какую будете надевать (от трусиков до пальто).

Ролевые игры не обязательно должны быть с игрушкой. Все перечисленные варианты подойдут и для повседневной жизни. Тут главное, чтобы малыш постарался повторять за мамой или папой все слова, которые он должен запомнить.

Еще очень помогает пополнить словарный запас в этом возрасте игра в «съедобное-несъедобное». Бросаете ребенку мяч и называете слово. Если это что-то съедобное, то малыш должен поймать мячик, а если нет, то отбросить его от себя.

Игры от 4 до 6 лет

В этом возрасте дети уже понимают значение многих слов, поэтому с ними интересно играть в рифму.

Например, мама говорит:

Раз, два, три, четыре пять,
Вышел котик…

Ребенок: «погулять».

Мама:

Вдруг ему сказали брысь,
На дороге не…
Ребенок: «садись».

Мама:

Ты беги скорей домой,
Лапы, мордочку…

Ребенок: «умой».

И в таком духе можно придумать целую историю.

Или вот еще игра с синонимами и антонимами.

Игры на расширение словарного запаса ребенка 5 летВзрослый говорит «кисло», ребенок – «сладко», или «красиво» – «безобразно», или «смешно» – «страшно».
Похожая игра, но только с синонимами. Говорите слово «некрасивый», похожее на него слово будет – «безобразный», «страшный», «уродливый»… Не думаю, что дети не поймут, если родители объяснят им, что такие слова называются синонимами.

Если ребенок затрудняется назвать синоним или антоним – не страшно. Помогите ему. Заведите с малышом словарик, в который записывайте все новые слова, которые он узнал.

Игры с детьми 6-8 лет

С детьми, которые уже ходят в школу и умеют писать, я часто играла в «Слова из слова». Когда из одного большого слова мы «доставали» много маленьких. Например, в слове «ворона» прячутся слова:

  • вор;
  • ворон;
  • нора;
  • ров;
  • норов…

Чем больше найдете – тем интересней. Сначала ищете слова вместе, а потом, когда ребенок поймет суть игры, доверьте ему поискать слова самостоятельно.

«Виселица» – детский вариант игры «Поле чудес» – также отлично подходит для пополнения словарного запаса. Наверное, многие помнят, как в нее играли в детстве, и поэтому я не буду подробно останавливаться на ее правилах.

В игру «Эрудит» и вовсе играют во всех странах мира. Ее продают во многих специализированных магазинах. Суть игры – придумать и выставить на поле как можно больше слов из имеющихся на руках фишек-букв.

Игры на расширение словарного запаса ребенка 8 летРазгадывание кроссвордов, ребусов, сканвордов помогает детям узнавать много новых слов и их значение.

Очень интересна детям будет игра в «вопрос-ответ». Взрослый задает вопрос. Например: «Что можно выпить?», «Что надевают на ноги?», «По чему можно ходить?», а ребенок отвечает не одним словом, а перечисляет все возможные варианты ответа. Выпить можно «воду, сок, компот, кисель, коктейль… и т. д.»

Вообще все дети любят загадки или нечто похожее на них. Поэтому если мама перечислит какие-то части одного предмета (кровати, например, или стола, или машины), то наверняка ребенку будет интересно угадать, что это такое.

Но перечисляя приметы кота: четыре лапы, два уха, хвост не забудьте про усы, иначе ребенок подумает, что это собака.

Каждый день старайтесь пополнять словарь ребенка новым словом. Не бойтесь, что он не поймет их значение, дети очень быстро запоминают необычные слова.

Вот вам пример. Моя воспитанница (ей было 2,5 года) пришла к нам в гости, но с утра была не в духе и все время капризничала и не слушалась. Мы ей говорим: «Ева, ты сегодня какая-то неадекватная, совершенно не слушаешь, что тебе говорят!». Слово «неадекватная» прозвучало в подобных ситуациях еще несколько раз, и ребенок его запомнил. А потом девочка и сама как-то выдала (наблюдая за нашей собакой, которая бегала по всем комнатам и не слушалась команд): «Рудик неадекватный сегодня какой-то!»

Так что не стоит родителям думать, что маленькие дети так уж непонятливы. Главное, чтобы у самих взрослых со словарным запасом было не как у Эллочки Людоедки.

Поделиться с друзьями

Я – журналистка и писательница (в то числе сказок и стихов для детей). Долгие годы работала частной няней. Кроме того, я сама мама троих детей. Хотелось бы поделиться с читателями и читательницами размышлениями и впечатлениями от общения с мальчишками и девчонками. Что-то вроде размышлений и наблюдений в духе «няни Мэри Поппинс». Буду рада, если они вызовут отклик в ваших сердцах.

Оцените автора
Мама может всё!
Добавить комментарий