«Идеальный» родитель. Каким НЕ нужно быть для своего ребенка

Идеальный родитель Воспитание

В современном мире нас окружает бесконечное количество информации о том, как правильно воспитывать детей. В результате, многие родители отчаянно боятся травмировать ребенка, допустить ошибку и оставить «неизгладимый след в его душе». Распространенная ошибка современных родителей – считать, что быть неидеальными при таком большом объеме доступной информации – преступление!

О стереотипах, которые способны испортить жизнь как родителям, так и детям, рассказал психолог благотворительного фонда «Дети наши» Дмитрий Степченков.

Очень многие задумываются об «идеальности», но единого мнения на этот счет нет. Существует несколько основных групп стереотипов, которые мы сегодня разберем.

  1. Идеальный родитель «включен» в жизнь ребенка 24 / 7. В младенчестве ребенок полностью зависит от родителя, и поэтому включенность действительно максимальная. Но постепенно малыш учится многое делать сам, становится более самостоятельным в самых разных вопросах и родитель уже не нужен ему постоянно.

Отделение от родителя начинается с самого раннего детства, происходит постепенно и достигает своего пика к подростковому возрасту. Поэтому очень важно позволять ребенку побыть одному или в компании друзей, но без назойливого внимания взрослого.
Если родитель постоянно рядом, включен на сто процентов в любую проблему, повышается риск инфантилизации: ведь сам он так и не научится решать свои проблемы.Идеальный родитель 2

Вред для ребенка очевиден, но и на родителе такой подход тоже может отразиться: посвящая все свое время другому, даже любимому чаду, невозможно не забыть про себя, собственные интересы и потребности. Родитель хочет сходить в кино / встретиться с друзьями / пойти на художественные курсы / дочитать книгу, но ничего из этого не может сделать, потому что «нужен ребенку каждый миг».

В результате нереализованный родитель неминуемо начнет обвинять ребенка в неблагодарности, ведь он всего себя положил на его воспитание.

  1. Ребенок идеального родителя развивается лучше всех.

Сами по себе секции, кружки и прочие развивающие мероприятия – это, безусловно, хорошо. Но, исходя из моей практики, «идеальный» родитель ставит посещение подобных занятий и развитие ребенка самоцелью: мой ребенок раньше всех начал говорить / знает английский с трех лет / выполняет тройной тулуп с шести и т.д.

Слишком часто у родителей появляется навязчивое желание сделать ребенка «лучшим», и они вступают в гонку с соседями по песочнице.
Признаемся честно: об интересах детей в такой ситуации родитель забывает. Речь в такой ситуации идет об родителе и о том, что он делает для своего ребенка (а вы попробуйте успеть посетить 10 секций после школы каждую неделю!)

Почему подобное рвение вредно для ребенка?

На каждом этапе развития перед ребенком стоят разные задачи. Например, до 6-7 лет важная часть жизни и основной вид взаимодействия с миром – игра. На этом этапе перед ребенком стоят задачи: развитие воображения, фантазии, эмоционального интеллекта, навыков самоорганизации.

Повышенное внимание к развитию когнитивных способностей в этом возрасте, может сместить вектор развития и не дать сформироваться тем навыкам, которые должны формироваться в этом возрасте.

Не важно, насколько рано ребенок заговорит или научится читать, — в результате он этому научится так же, как и его сверстники, и для взрослого человека и сформировавшейся личности подобное «раннее развитие» не будет иметь абсолютно никакого значения. Когда ребенок идет в школу, основной его потребностью становится социальное взаимодействие, которому он учится на протяжении многих лет.
Основные задачи: общение, автономность от родителя, обустройство личного пространства.Идеальный родитель 3

Если у него нет свободного времени или все оно занято развивающими и невероятно полезными кружками, которые он не выбирал, ребенок будет эмоционально и морально истощен, подвержен стрессам и апатичен. И, опять же, основные соответствующие возрасту задачи отойдут на второй план.

Каждый родитель мечтает, что его ребенок станет целеустремленным, самостоятельным и успешным. Для достижения этой цели необходимо с самого рождения предоставить ему возможность развиваться соответственно его возрасту: подготовить для малыша безопасную среду, в которой он сможет играть и познавать мир, позволить ребенку более старшего возраста самому выбирать то, что ему интересно, и поддерживать его, пока он пробует себя в разных сферах, дать возможность общаться со сверстниками, самостоятельно организовывать свое время.

Подумайте, насколько организованная вами жизнь соотносите с возрастными особенностями ребенка. Родителя постоянная гонка за успехами тоже истощает, загонят в постоянное состояние стресса, страха проиграть, заставляет перестраивать всю свою жизнь, снова забывая о собственных потребностях, не дает радоваться успехам любимого ребенка.

  1. Идеальный родитель не проявляет негативных чувств к ребенку / в принципе.

Возможно, действительно есть люди, которые никогда не устают и не бывают в плохом настроении… Но скорее нет. В этой ситуации хочется сказать в первую очередь про родителя, который принимает на себя такие обязательства, как отказ от негативных эмоций. Нельзя забывать, что любые чувства и эмоции – абсолютно нормальны, это часть нашей жизни, от которой нельзя просто отрезать кусок, который нам не нравится.

Дети – не идеальны, как и все люди. Они не слушаются, проверяют наши границы, осознанно или нет, совершают что-то, что может вызвать у родителя раздражение, злость, ужас, обиду и проч. Многие начинают игнорировать эти чувства, или, ловя себя на мысли, что ребенок вызывает какой-то негатив, винят себя.

Все это ведет к эмоциональному выгоранию, психосоматическим осложнениям, которые могут перерасти в хронические болезни, к апатии, потере ресурса и даже нежеланию в принципе контактировать с ребенком. Важно не то, какие чувства мы испытываем к ребенку, а как мы с этими чувствами умеем обходиться: принимать и выражать.

Ребенок всему учится на примере родителя. Поэтому, если родитель не умеет справляться с негативными переживаниями, то и ребенка этому научить не сможет. Кроме того, дети отлично считывают невербальные проявления. Если вы злитесь, ребенок это поймет. Если при этом вы скажете, что НЕ злитесь, у него возникнет несоответствие. Доверие к родителю – очень велико. И в большинстве случаев ребенок предпочтет поверить, а значит, не сможет доверять собственным ощущениям, самому себе, что приводит к торможению эмоционального интеллекта, запрету на выражение собственных чувств, неприятию себя.

  1. У идеальных родителей дети слушаются.

Если дети не слушаются – это нормально! Они познают мир, проверяют на прочность его и родителей, узнают что-то новое методом проб и ошибок. А вот если ребенок послушный, не перечит и не делает по-своему – это уже повод задуматься, что пошло не так: ребенок подавлен, напуган?

Разногласия в детско-родительских отношениях – это не просто нормально, это хорошо и правильно. Важно, как вы эти разногласия преодолеваете, как умеете договариваться.Идеальный родитель 4

Этими примерами стереотипы об «идеальном» родительстве, конечно, не ограничиваются. Те стереотипы, которые мы выбираем, обычно близки лично нам. Поэтому, если вы, как родитель, узнали себя в одном из примеров или уже ловили себя на мысли о своем соответствии или несоответствии образу «идеального родителя», вам стоит задуматься, в чем причина ваших убеждений и не вредят ли они вам или вашему ребенку.

Чтобы сделать ребенка счастливым, не нужно быть идеальным!

Каждая семья вырабатывает свой собственный уникальный стиль воспитания, учитывая собственный опыт и новую информацию, которая сейчас общедоступна.

Стремитесь не к идеалу, а к тому, чтобы слышать своего ребенка, понимать его потребности, строить уважительное и доверительные отношения, в которых будет место и непослушанию, и злости, и даже ограничениям, но также не забывайте про умение договариваться, объяснять свою точку зрения и принимать позицию и чувства другого.

Поделиться с друзьями

Дмитрий Степченков
Я-педагог-психолог высшей квалификационной категории, семейный медиатор, психолог благотворительного фонда «Дети наши».
Закончил Ярославский государственный университет им П.Г. Демидова.
Более 7 лет работаю в сфере социальной реабилитации несовершеннолетних и членов их семей, где одним из ключевых направлений является работа с подростками и их эмоциональными, поведенческими и коммуникативными особенностями и сложностями.
Я глубоко убежден, что умение выстраивать коммуникацию – критически важный навык в жизни любого человека. И именно этого навыка не хватает воспитанникам детских домов. Наставничество, тот проект в котором я работаю, — это как раз про общение. Это меня и зацепило – то, что у ребенка из детского дома будет человек, который сможет помочь ему, вывести в реальный мир.

Оцените автора
Мама может всё!
Добавить комментарий

  1. Александр Иванов

    Быть идеальным родителем — самая трудная задача. Но всё возможно, если этого захотеть.