Эмоциональный интеллект. Как и зачем его развивать?

Эмоциональный интеллект Дети

В последние годы термин «эмоциональный интеллект» набирает популярность. Говорят, что именно он становится ведущим фактором при приеме на работу, а отнюдь не способности, профессионализм, знания и даже уровень IQ. Что такое эмоциональный интеллект и зачем его развивать, рассказала психолог благотворительного фонда «Дети наши» Валерия Матвеева.

Эмоциональный интеллект имеет четыре составляющие, каждая из которых крайне важна для развития здоровой личности:

Лучшее в телеграм: посмотреть

  • Восприятие эмоций — способность распознавать как собственные эмоции, так и эмоции окружающих, способность считывать мимику, жесты, интонации и т.д. Это качество позволяет подстраиваться под реакции окружающих: замолчать, если собеседник злиться, находить подход, следя за эмоциональными реакциями, найти компромисс, потому что человек, умеющий распознавать чужие эмоции, способен поставить себя на место оппонента. Это залог нашего взаимодействия с миром, построения и поддержки межличностных отношений.
  • Понимание эмоций – способность устанавливать причинно-следственную связь между эмоциями и мыслями/событиями. Понимание эмоций дает человеку возможность управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
  • Контроль – умение не подавлять, а контейнировать и экологично проявлять эмоции. Человек, обладающий этим навыком, способен сохранять спокойствие и рассудительность даже в условиях сильного стресса или кризиса.
  • Использование эмоций для стимуляции мышления. Человек, освоивший этот навык, — это человнк с высоким уровнем развития собственного внутреннего мира. Эмоциональный интеллект является показателем развития личности, ее психологического благополучия и психического здоровья. Через понимание и «проживание» своего и чужого эмоционального состояния ребёнок должен прийти к управлению, созиданию и изменению мира вокруг себя в лучшую для него сторону. Именно это и станет залогом его счастливого будущего.

Эмоциональный интеллект 2

Всему этому ребенок учится постепенно, но уже к дошкольному-младшему школьному возрасту можно заметить и проверить, насколько развит эмоциональный интеллект.

Школьники с высоким уровнем развития эмоциональной сферы лучше адаптированы к условиям школьной жизни, легче усваивают и поддерживают контакт, меньше подвержены стрессам и, при прочих равных условиях, их успеваемость выше. Малыши с развитым эмоциональным интеллектом тратят меньше времени на адаптацию к новым обстоятельствам и коллективу и больше – на решение новых задач, таких как обучение и социализация.

Чем же грозит человеку низкий уровень развития эмоционального интеллекта?

Эмоциональный интеллект 3

  • У человека с низким уровнем развития эмоционального интеллекта ниже и способность к сочувствию и сопереживанию. Кроме того, что ему труднее радоваться за других или понимать проблемы окружающих, это еще и приводит к сложностям с принятием чужой помощи и поддержки – ведь мотивы людей, предлагающих помощь и поддержку непонятны.
  • Отсутствие контроля за собственными эмоциями. Здесь и чрезмерные эмоциональные реакции, и резкие переходы от положительных эмоций к отрицательным и обратно, и, что самое главное, неумение ответить самому себе на вопрос, что послужило причиной для той или иной эмоции. Человек неспособен распознавать свои чувства и эмоции, что может привести к неврозам и психосоматическим заболеваниям.
  • Дружба и любовь требуют взаимных уступок и обмена эмоциями. Люди с низким эмоциональным интеллектом испытывают в этой сфере большие сложности.
  • Непринятие ответственности. Как правило, человек с низким эмоциональным интеллектом не склонен брать на себя ответственность и в любой неприятной ситуации винит других, а не себя.

Как помочь ребенку развить эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект 4

  • Эмоциональный интеллект начинает развиваться с первых дней жизни. В самом начале, через контакт с матерью – малыш реагирует на ее лицо, улыбку, звуки, на то, как мама реагирует на его проявления, утешает, гладит или игнорирует.
  • В дошкольном возрасте ребенок начинает знакомиться с эмоциями, давать им названия. Здесь важно называть и проговаривать то, что чувствует ребенок и то, что чувствуете вы сами: тебе больно, потому что ты разбил коленку / тебе грустно, потому что ты не можешь пойти играть с друзьями / я злюсь, потому что ты разбил вазу и т.д.
  • Учите ребенка прислушиваться к телесным ощущениям: ты улыбаешься, когда радуешься, хмуришься, когда злишься, кулаки сжимаются. Через контроль над физическими проявлениями, можно учиться как распознавать, так и контролировать эмоции.
  • Малыши любят играть, это их основной вид деятельности, именно через игру они познают мир и учатся с ним взаимодействовать. Существует много игр, направленных на развитие эмоционального интеллекта: эмоциональные пиктограммы, упражнения, когда нужно жестами или мимикой показать эмоцию или перечислить «Я радуюсь/злюсь/волнуюсь, когда…».

Эмоциональный интеллект 4

Сейчас есть много детских книжек и мультфильмов, которые будет полезно посмотреть или почитать вместе с ребенком. Например: «Я краснею», «Головоломка». Да и во время прочтения или просмотра любых других детских мультфильмов или книг стоит проговаривать, что вы видите. Возможно, малыш спросит сам, почему герой поступает тем или иным образом. Если нет, спросите у него, как он думает, почему, что герой чувствует в этот момент?

  • В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенку крайне важно проживать чувства, не только позитивно-, но и негативно окрашенные. Не запрещайте проявлять негативные эмоции: злость, тревогу, зависть и т.д. – помогите правильно пережить их. Помните, не существует плохих или хороших эмоций.
  • Самый главный этап в развитии эмоционального интеллекта — понимание собственных эмоций и чувств, знакомство с собой, с тем, как воспринимаются и выражаются эмоции.
  • Спрашивайте ребенка, что он чувствует. Сначала давайте варианты ответа, потом он научится анализировать собственные ощущения сам.
  • Помогите ребенку найти способы поднятия настроения, занятие, которое поможет отвлечься. Например, рисование или бег.
  • Важно дать ребенку почувствовать ответственность за проявление эмоций. Чтобы малыш начал размышлять о собственных действиях и их причинах, обращал внимание на мотивы собственных решений.

Эмоциональный интеллект 6

Например: малыш плачет в магазине, потому что ему не покупают игрушку. Не запрещайте проявлять эмоции: злость, обиду, разочарование. Позвольте прожить их, принять. А потом, когда он успокоится, обсудите, почему так вести себя нельзя. Важно дать понять: нельзя именно выражать эмоции таким образом. Чувствовать – можно.

  • То, как обходиться с эмоциями, родитель должен показывать на собственном примере. Теории тут, к сожалению, будет недостаточно.

Не старайтесь быть «идеальным родителем», который всегда счастлив. Вы имеете право быть расстроенным, уставшим и даже злым. Покажите ребенку, что каждый имеет право испытывать весь спектр эмоций, важно, как эти эмоции проявлять.

Если вы злитесь, но отрицаете это, ребенок почувствует. Но не научится воспринимать чужие эмоции. Ведь, несмотря на физические проявления, например, выражение лица, интонации, жестикуляцию, мама говорит, что все в порядке.

Диссонанс формирует недоверие к миру и приводит к сомнениям в себе в своих ощущениях: «а правильно ли я вижу, чувствую?», что может привести к закономерному вопросу: «возможно, со мной что-то не так?». В будущем это приведет к тому, то человек будет ориентироваться не на себя и свои ощущения, а на что-то во вне, например, на мнение окружающих.

  • Во время взаимодействия с учителями и одноклассниками ребенок проходит через множество как положительных, так и неприятных ситуаций. Это дает ему возможность испытать свои способности, почувствовать гордость за собственные достижения или разочарование. Проходя через самые разные ситуации, ребенок учится взаимодействовать с миром, формирует свой собственный, личный опыт, учится самостоятельно справляться с самыми разными ситуациями, искать формы взаимодействия с окружающими. Этот опыт индивидуален, родитель может лишь поддержать ребенка, принимая его и его переживания и давать уверенность, что он справится.
  • В подростковом возрасте эмоциональная сфера выходит на первый план. Подросток не всегда способен справиться с бурей эмоций и чувств. Этому периоду свойственны: возникновение рефлексии, неудовлетворенность внешним миром, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, увеличение числа межличностных и внутриличностных конфликтов.

Эти особенности развития психики подростка делают его чрезвычайно уязвимым, самокритичным и тревожным, поэтому открытие своего внутреннего мира сверстникам и родителям сопровождается противоречивыми чувствами: радостью, волнением и страхом.

Родителям в этот период важно стать для подростка не строгим диктатором, который требует беспрекословного подчинения, но и сопереживающим другом, который может помочь разобраться, что происходит с подростком. Необходимо относиться с принятием к «бьющим через край» эмоциям.
Многие считают, что эмоциональный интеллект «или есть, или нет», если есть, разовьется сам. Но это не так. Как и в любых других процессах, ребенку необходима помощь родителя. Если вы боитесь, что не справитесь, например, потому что сами плохо владеете собственными эмоциями, не бойтесь обращаться к специалисту.

Эмоциональный интеллект 7

В человеческой психике нет статичного состояния, мы всегда развиваемся и меняемся. Если мы понимаем ошибку, то можем ее исправить, наверстать упущенное. Это сложнее, но все же возможно.

Эмоциональный интеллект – гарант наших гармоничных отношений с собой и с окружающими.

Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо чувствует свои потребности и желания и умеет отстаивать собственные границы, но в то же время окружающие тянутся к нему, потому что он способен контролировать свои эмоциональные реакции, внимателен к окружающим и легко находит язык практически с любым собеседником.

Матвеева ВалерияОб авторе:

Я, Матвеева Валерия, — психолог благотворительного фонда «Дети наши». Закончила Смоленский Гуманитарный Университет, факультет Психологии служебной деятельности. С 2017 года обучаюсь на гештальт-терапевта в Московском Гештальт Институте. Работаю с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в направлении профилактики социального сиротства благотворительного фонда «Дети наши». Мое жизненное кредо: «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть!» Поэтому я пришла работать в фонд. Я не считаю, что каждый человек должен «творить добро», но уверена: людям стоит быть добрее и внимательнее друг к другу. Начиная, в первую очередь, со своей семьи, своего близкого окружения.

Я много работала с детьми и подростками в образовательных учреждениях, вместе с коллегами из гештальт-сообщества организую подростковые группы, чтобы помочь ребятам преодолеть трудности взросления.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Мама может всё!